Руководитель столичного интернет-магазина одежды Вероника Новикова считает, что содержать штат специалистов в Киеве – дорогое удовольствие. «У нас с самого момента открытия возник вопрос – как сэкономить на зарплатах? И я решила привлечь контент-менеджера, SMM-менеджера и программиста «на удаленке». Убеждена, что в офисе такие сотрудники абсолютно не нужны, главное – работа на результат», – уверена г-жа Новикова. По ее словам, подбор необходимых специалистов отнял не более недели. Помогли и друзья по соцсетям, и размещенные на сайтах объявления о вакансиях. «Основное преимущество – не нужно тратиться на создание рабочего места. К тому же, зачастую требования таких сотрудников к уровню зарплаты скромнее, чем в столице», – рассказывает Вероника.

Ищем впрок

Чаще всего для работы вне офиса интернет-магазины ищут дизайнеров, программистов, копирайтеров и контент-менеджеров, реже – бухгалтеров, консультантов и маркетологов. «Это те специализации, для которых у компании нет достаточного объема задач, чтобы заполнить восьмичасовой рабочий день. Но все зависит от конкретного магазина и организации труда и бизнес-процессов в нем», – рассказали «Деньгам» в компании «Софткей-Украина».

Поиск специалиста обычно начинается в социальных сетях, с «расшаривания» информации о вакансии. Если магазин не просто ищет конкретного специалиста, но также намерен собрать определенную базу резюме, то обязательно размещение объявления на кадровых порталах (work.ua. hh.ua, rabota.ua). В таком случае компания получит в течение недели около 20–30 резюме. А к их изучению можно будет вернуться и позже, когда вакансия вновь откроется.

На кадровых порталах магазины часто размещают информацию об удаленной, но постоянной работе. То есть речь идет о привлечении сотрудника на ставку. Если же интернет-магазину нужен фрилансер для выполнения определенной задачи или разового проекта (например на 1–3 месяца), можно обратить внимание на биржи фриланса. Самые известные – weblancer.net и fb.ru.

На таких порталах огромная база специалистов, которые уже давно и прочно работают «на удаленке». В зависимости от бюджета магазина, на биржах есть возможность подобрать как «матерого» специалиста, так и студента-новичка.

Расценки во фрилансе очень гибкие, и вилка довольно широка. Например, рерайт текста у одного фрилансера будет стоить 40 центов за тысячу символов, а у другого – 4 доллара. Ценообразование зависит от многих факторов. Важны и объем задач, и бюджет заказчика, и уровень квалификации исполнителя, его рейтинг на бирже, жадность фрилансера и его умение находить компромиссы в торгах», – рассказала Лера Безлепкина, руководитель группы фрилансеров.

Контролировать и платить

После того как сотрудник найден, магазин подписывает с ним трудовой договор или соглашение о выполнении работ. Либо же оформляет специалиста в штат компании. Конечно, для фриланс-проектов часто используется «устное соглашение», то есть привлечение без подписания каких-либо документов. Но такой способ чреват рисками для магазина. Фрилансер может исчезнуть, оставив работу невыполненной. Поэтому лучше всего платить сотруднику по факту полученного результата. А чтобы обезопасить компанию и не прогореть по срокам выполнения проекта, стоит сотрудничать с несколькими специалистами (по сути, взаимозаменяемыми).

Очень важно – правильно поставить задачу фрилансеру, иначе необходимого результата можно и не дождаться. «От заказчика, то есть от магазина, я всегда жду техническое задание в определенной форме, где четко прописываются все требования к будущему результату. Чем четче это задание – тем точнее результат. Но, к сожалению, далеко не все магазины с этим согласны», – рассказала Лера Безлепкина.

Привлекая удаленных специалистов, руководству магазина придется продумать систему контроля. Прежде всего, постановка задач должна происходить не по телефону, а посредством электронной почты, а все срочные вопросы могут обсуждаться по skype. Кроме того, чтобы специалист не чувствовал себя «обделенным вниманием», руководитель вправе назначать еженедельные (или ежедневные) видеоконференции, собирая вместе всю команду. И, конечно, если специалист в штате, его придется приглашать на корпоративные мероприятия. Поскольку удаленным сотрудникам также нужна так называемая «нематериальная мотивация».

Спрашиваем строго

Важно построить систему отчетности, когда сотрудник ежедневно (например в 18:00) информирует своего начальника о проделанной работе, а в пятницу вечером присылает полный отчет за неделю. «Когда сотрудник работает «на удаленке», принцип регулярного проведения собраний должен соблюдаться гораздо жестче», – уверена Мария Черненко, начальник управления по работе с персоналом торговой сети «Фокстрот». Логика в этих словах есть: организовать сотрудника, который находится вне структуры, сложнее, чем того, у кого рабочий день фиксирован. Поэтому и нужен неусыпный контроль.

Один из важнейших вопросов в работе с фрилансерами – оплата. Самый удобный для компании и специалиста способ – зачисление средств на карточный счет, зарплатный, к примеру. Впрочем, если сотрудник официально не трудоустроен, во избежание вопросов со стороны налоговиков придется воспользоваться зачислением наличных через платежный терминал на карту физлица (личную карту сотрудника). Также можно отправить денежный перевод или совершить пересылку наличных с помощью «Новой почты», хотя это потребует дополнительных временных и финансовых затрат.

Сколько платят удаленным сотрудникам*

Должность

Зарплата

Контент-менеджер

2–3,5 тыс. грн.

Копирайтер

1,5–5 тыс. грн.

Web-дизайнер

3–6 тыс. грн.

Программист

4–8 тыс. грн.

Бухгалтер

1,5–4 тыс. грн.

SMM-менеджер

2–6 тыс. грн.

Маркетолог

2–5 тыс. грн.

* Данные открытых баз кадровых порталов.

 Организовываем работу удаленных сотрудников

1.

Ищем на сайтах с вакансиями и резюме, на фриланс-биржах, через соцсети (привлекая знакомых)

2.

Проводим собеседование (по skype, телефону)

3.

Проверяем кандидата с помощью тестового задания

4.

Обсуждаем условия (объем работы, время работы, уровень оплаты, способ оплаты). ВАЖНО: условия лучше обсуждать в почтовой переписке, ибо «рукописи не горят»

5.

Подписываем договор с указанием всех условий работы и оплаты

6.

Выбираем способ оплаты:

пополнение карточного счета через терминал

денежный перевод

зачисление средств на зарплатный счет (если специалист трудоустроен официально)

7.

Формируем систему мотивации:

после испытательного срока (1-2 мес.) переход к бонусной системе (доначисления к ставке за эффективность)

периодические командировки в головной офис для знакомства с командой магазина

приглашение специалиста на корпоративные мероприятия

8.

Контролируем выполнение работ фрилансером:

Skype-конференции

телефонные переговоры

регулярное информирование о новых задачах, обязательное указание сроков выполнения

регулярный отчет о выполненных работах, анализ результата, соблюдения сроков и т.д.