Предприниматель Сергей Касьянов несколько лет оформлял полисы «автогражданки» у своего знакомого страхового агента. Тот всегда выписывал ему договора с хорошей скидкой, еще и привозил полисы под порог дома. Пока не произошел неприятный инцидент. «Я попал в ДТП, с кем не бывает. «Догнал» на светофоре другую машину в задний бампер. Вызвали ГАИ, оформили, в тот же день я отвез документы в страховую компанию и забыл о случившемся. Однако через пару дней из страховой позвонили и сообщили… что мой полис недействителен», – рассказывает Сергей.
Как выяснилось, его знакомый агент оказался нечистым на руку, продавая якобы утерянные договора. «Я даже не удивился, что телефон моего знакомого оказался отключен. В страховой компании пообещали решить этот вопрос, но с выплатой не торопятся, а пострадавшая сторона грозит мне судом», – разводит руками Сергей. Аферы и мошенничество с полисами «автогражданки» стали уже привычным явлением. И если раньше самым большим грехом страховщиков были демпинговые тарифы, то теперь к ним прибавились фальшивки, «утерянные» договора и полисы, оформленные задним числом.
Шоу двойников
История с потерянными полисами не нова. Еще год назад Моторное (транспортное) страховое бюро признало, что утерянными числятся около 150 тыс. договоров. Схема проста: продавец подает страховщику заявление якобы об утере бланков, а сам с успехом продает их доверчивым клиентам. И все полученные деньги, естественно, кладет себе в карман. «Причем, страховая компания о таком полисе ничего не знает, и, по сути, ответственности по нему не несет», – говорит руководитель направления внешней безопасности СК «Allianz Украина» Виктор Бесараб.
Другая часть страховых агентов просто не предоставляет отчет в страховую компанию о полученных полисах, они проводят такие же махинации, как и при «утерянных» договорах. Оформляя полис, деньги забирают себе, а компания о страхователе даже не подозревает. Хотя в этом случае застрахованному везет: на руках у автовладельца – настоящий договор, поэтому в случае ДТП, страховщик отказать не сможет.
Более изощренный способ обмана автовладельцев – полисы-фальшивки. Страховщики уверяют, что их количество не так велико, в МТСБУ «Деньгам» не под диктофон сообщили, что счет подделок идет на тысячи. Агент качественно копирует бланк полиса (голограмм и водяных знаков на нем нет). Поэтому определить, фальшивка это или оригинал, почти невозможно.
«Продавец заполняет верхний бланк полиса, который потом отдает клиенту. У него таких бланков могут быть десятки. Вторую же страницу-копирку, на которую переносится вся информация с первой, он оставляет чистой, подкладывая под оригинал простой лист бумаги. В итоге, страховая компания понятия не имеет, что под одним и тем же номером у нее застраховано несколько клиентов», – рассказал член координационного совета МТСБУ Вадим Мериков.
Найти 10 отличий
Один из фальшивых полисов оказался в распоряжении «Денег». Отличить от оригинала действительно сложно, но разница есть. Качество печати подделки хуже, шрифты размыты, а размеры бланка четко совпадают с листом А-4 (хотя в реальности должно быть на 2–3 мм меньше). Кроме того, на оригинале номер всегда выбит тиснением.
«Также существует практика продажи полиса ОСАГО после ДТП. То есть оформления договора задним числом», – говорит Вадим Мериков. Это обычно происходит при сговоре страхователя и агента, чтобы получить фиктивную выплату.
Кроме того, агенты хитрят с полисами для автомобилей, которые подлежат обязательному техническому контролю (ОТК). Действие полиса ОСГПО в этом случае – исключительно до даты ОТК. «Агент выписал договор на год, хотя техосмотр нужно было проходить через 6 месяцев. В итоге, спустя два месяца после ОТК машина попала в ДТП. Тогда-то и выяснилось, что полис недействителен, а агент попросту заработал на мне», – сетует таксист из Черкасс Геннадий Панов.
Подстраховываем себя
Чтобы не попасть в лапы мошенников, достаточно следовать простым правилам: не покупать страховку где попало и не соблазняться ценой, которая значительно ниже, чем у других. Хочется большую скидку? Достаточно вспомнить, что случилось с такими компаниями как «Лафорт» или «Инвестсервис» (компании-банкроты). И желание моментально отпадет.
Прежде чем агент выпишет полис, нужно проверить полис по базе МТСБУ (сделать это по ссылке - https://cbd.mtibu.kiev.ua/MTSBU_Pages/Tree.aspx?autoauth=true). Если статус полиса «не использован», можно покупать страховку. Если «утерян» или, что еще хуже, кому-то продан – обходить десятой дорогой. Да еще и сообщить об агенте-мошеннике в офис страховщика.
Также очень рискованно отдавать деньги продавцу в руки. Ведь нет никаких гарантий, что они доберутся до страховой компании. «Перечисляя на расчетный счет страховщика, клиент может быть уверен, что страховая по этому полису несет ответственность», – уверяет начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков СК «Allianz Украина» Александр Яременко. Еще одним способом подстраховки является покупка полиса прямо в офисе страховой компании, а не у агента.
После оформления полиса документ должен попасть в базу МТСБУ и получить статус «действующий». Если в течение 1–2 недель этого не произошло, нужно обращаться в страховую компанию. Ведь если на момент ДТП полиса в базе не окажется, у пострадавшей стороны будут проблемы с выплатой.
На руках оказался утерянный полис? Отчаиваться не стоит. Договор оформлен, как нужно? Есть подписи сторон и мокрая печать? Тогда – вперед, в страховую компанию, в МТСБУ или суд. Ведь согласно статье 29 Закона Украины «О страховании», договор страхования признается недействительным только если он заключен после страхового случая. Либо если по нему застраховано имущество, подлежащее конфискации.
«Если у страховой компании нет этому (мошенничеству с утерянным полисом. – Ред.) доказательств, договор является действительным, а отказ – необоснованным», – уверяет юрист ЮКК «Де-юре» Анна Домусчи. С фальшивкой сложнее. Страховая компания вряд ли признает подделку. И даже если пострадавшему заплатят, с виновника с большой вероятностью взыщут выплату в виде регресса. Владельцу фальшивки придется компенсировать свои убытки, подавая в суд на агента-мошенника или на страховщика, который допустил сотрудничество с нарушителем. Хотя шансы добиться своего призрачны. Деятельность агентов не лицензируется, а искать обманщика можно очень долго.
Как уберечься от мошенничества по полисам «автогражданки»?
- Не покупать полис у неизвестных лиц на обочинах дорог.
- Не соблазняться тарифом, который на 20–30% ниже установленного законом (существенно ниже, чем у крупных известных компаний,.см. п. 5).
- Перед покупкой полиса проверить его номер по базе МТСБУ (у него должен быть статус «не использован»).
- Удостовериться в подлинности бланка «автогражданки» (как это сделать, см. ниже).
- Выяснить, не лишена ли страховая компания лицензии (список «живых» страховщиков – здесь http://www.mtsbu.kiev.ua/ru/about_us/members_list/).
- Не давать деньги агенту в руки, а платить на текущий счет страховой компании.
Как выглядит настоящий полис ОСАГО –
http://mtibu.kiev.ua/imglib/_newimage/for_consumers/96536/96548/96722/1638.jpg
http://mtibu.kiev.ua/imglib/_newimage/for_consumers/96536/96548/96721/1638.jpg
- напечатан на бумаге голубоватого оттенка с микросеткой по всему периметру полиса;
- шрифт текста на бланке – черного цвета, четкий и неразмытый, номер полиса выбит тиснением;
- графы данных о страховщике, с подписями представителей страховой компании и страхователя, а также графа «примечания» выделены синеватым узором;
- справа внизу, над словом «агент», находится розовая блеклая защитная полоса;
- на оборотной стороне полиса – выдержки из статьи 33 закона «Об ОСГПО»;
- бланк полиса немного короче листа формата А-4, примерно на 2–3 мм;
- к бланку подклеена вторая страница белого цвета, которая дублирует содержание полиса;
- полис выдается клиенту вместе с европротоколом и стикером на лобовое стекло.