Договариваться надо на берегу – опытные предприниматели это узнали на собственном опыте. Это, конечно же, касается и привлечения капитала в бизнес. «Год назад моя сестра с мужем решили открыть парикмахерскую. Помещение было выкуплено, сделан ремонт. Но на оборудование денег не хватало, тогда пришлось просить средства у родственников, которые тут же запросили не просто долю в бизнесе, а захотели, чтобы весь бизнес был оформлен на них», – так киевлянка Лариса Назаренко описывает вполне типичную ситуацию. По ее словам, консультации юристов ничему не помогли: ни одна из сторон упорно не хотела отдавать права на новое дело. И в данном случае – оно к лучшему: если бы трения начались уже после запуска бизнеса, все проходило бы куда болезненнее и дороже.

Вот «Деньги» и выяснили, как правильно организовать вхождение инвестора в действующий бизнес. Мы рассмотрели четыре варианта: создание ООО, получение частного займа, аренда, договор о совместной деятельности. Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки, какой из них выбрать – зависит исключительно от конкретных обстоятельств и потребностей бизнеса.

Все – в общество

Если бизнес уже создан и планируется в форме общества с ограниченной ответственностью, то инвестора можно пригласить в долю. Ограничений на количество учредителей практически нет (до 100 человек). Участие в управлении общества – через общее собрание, причем, участники обладают количеством голосов пропорционально долям в уставном капитале. Понятно, что чем меньше участников, тем проще им договориться о принятии того или иного решения. Однако и двое участников ООО могут поспорить. «Важно заранее предусмотреть список участников и их доли в уставном капитале, порядок решения споров. Например, можно ввести в число участников доверенное для всех сторон лицо – человека, который сам по себе не сможет принимать никаких решений, но, в то же время, сможет определить правую сторону в случае конфликта», – советует Ярослав Серпутько, юрист АО «Сюткин и партнеры».

Чтобы избежать рисков несправедливого раздела прибыли или неожиданного для совладельцев появления еще одного участника общества, основные правила и принципы функционирования, участия и управления ООО прописываются в уставе (см. «Что обязательно должно быть предусмотрено Уставом ООО»).

Закон не запрещает учредителям ООО продавать свою долю или уступать ее другому участнику. Однако этот пункт необходимо обязательно внести в устав компании. «Право участника общества на выход из него не зависит от согласия общества или других его участников. При выходе участника ему выплачивается стоимость части имущества общества, пропорциональная его доле в уставном капитале, и часть прибыли, полученной обществом в соответствующем году до выхода участника», – объясняет Назарий Солотва, юрист АО «Нацина Рачук».

Работаем совместно

Конечно, создание ООО с участием внешнего инвестора-совладельца – не единственный способ оформить привлечение инвестиций.

Например, можно заключить договор о совместной деятельности. Тогда с одной стороны – бизнес, оформленный как ООО, ЧП или физлицо-предприниматель. А с другой – юрлицо или предприниматель-физлицо, являющееся инвестором. Вариант этот – самый простой в части прекращения совместного бизнеса. Но в данном случае возникает риск не найти общий язык по поводу принимаемых оперативных решений и распределения прибылей.

Для удобства ведения совместной деятельности придется выбрать уполномоченное лицо. «В соответствии с налоговым законодательством налоговый учет совместной деятельности должен вести такой уполномоченный участник. Кроме того, кто-то должен вести учет поступления взносов и их использования на определенные цели, осуществлять расчет убытков или прибыли, информировать всех участников о порядке осуществления совместной деятельности, отвечать за результаты ведения совместной деятельности. Обо всех этих функциях и правах следует указать в договоре», – напоминает юрист АО «Нацина Рачук» Наталья Жерж.

Берем на время

По словам опрошенных «Деньгами» предпринимателей, привлечение в бизнес нового инвестора в Украине зачастую не принято оформлять документами, то есть все строится на доверии. А зря.

Юристы предупреждают: несмотря на все доверие участников, рано или поздно может возникнуть конфликт, разрешить который без опоры на конкретные документов будет весьма непросто. ООО и договор о совместной деятельности – наиболее рискованные для инвестора и владельца бизнеса формы оформления инвестиции. Тут есть и риск невозврата инвестиции и, тем более, риск неполучения прибыли инвестором.

В то же время, владелец бизнеса рискует тем, что в его планы начнут активно вмешиваться внешние инвесторы. Никто не оспаривает права инвестора на информацию о ходе дел, но и владелец бизнеса имеет право на реализацию своих планов без помех извне.

Схемы, которые разводят риски инвестора и права владельца бизнеса, есть. Их, как минимум, две: привлечение займа и получение имущества в аренду.

«В случае займа инвестор гарантирован, что сумма зафиксирована и должна быть ему возвращена в определенный срок с процентами», – объясняет директор ЮКК «Де-юре» Григорий Трипульский. Тут есть единственная серьезная проблема – гарантии возврата займа. Залог, личное поручительство третьего лица – это обычно используемые гарантии для кредитора. И тут уж забота инвестора-кредитора – получить соответствующие гарантии. Иначе вложенный капитал ему вернуть будет крайне непросто в случае конфликтной ситуации.

Если инвестор передает какое-то имущество в аренду, он практически не рискует в части возврата инвестиции. Разве что если арендуемое имущество будет уничтожено в результате какого-то инцидента. И, кстати, в договоре аренды должен присутствовать пункт, который регламентирует ответственность арендатора и арендодателя в случае повреждения или уничтожения имущества.

7 важных фактов об обществе с ограниченной ответственностью

1. Инвесторы (партнеры) регистрируют общество с ограниченной ответственностью.

2. В Уставе ООО указываются права сторон, их доли, правила выхода из бизнеса (см. «Что обязательно должно быть предусмотрено Уставом ООО»).

3. Уставный капитал компании разделен на доли, размер которых определяется учредительными документами.

4. Учредители (участники) не несут ответственности по обязательствам основанного ими ООО имуществом, которое им принадлежит на праве частной собственности.

5. Органы управления ООО – общее собрание (участники обладают количеством голосов пропорционально их вкладам), а также исполнительный орган (директор, дирекция).

6. Контроль за деятельностью дирекции (директора) общества с ограниченной ответственностью осуществляется ревизионной комиссией. Она создается общим собранием участников общества из их числа (не менее трех человек).

7. Участник ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (ее часть) в уставном капитале одному или нескольким участникам этого общества. Соинвесторы пользуются преимущественным правом покупки доли участника пропорционально размерам своих долей.

!!! ВАЖНО: отчуждение участником своей доли третьим лицам допускается, если иное не указано в уставе ООО.

Что обязательно должно быть предусмотрено уставом ООО:

- наименование юридического лица;

- организация управления обществом, их компетенция;

- порядок принятия решений управлением общества;

- порядок вступления в общество и выхода из него;

- предмет и цели деятельности;

- состав учредителей и участников;

- сведения о порядке формирования имущества, распределения прибыли и убытков;

- условия реорганизации и ликвидации;

- сведения о размере долей каждого из участников;

- размер, состав и порядок внесения участниками вкладов;

- размер и порядок формирования резервного фонда;

- порядок передачи (перехода) долей в уставном капитале;

- сведения относительно других условий деятельности хозяйственного общества, не противоречащие закону.

Вход и выход инвестора в ООО

Приглашаем инвестора в ООО:

1.    Фактические участники ООО принимают решение о вступлении нового участника путем внесения им дополнительного вклада, а также об увеличении уставного капитала и распределении долей в ООО.

2.    Новый участник вносит свою долю в уставный капитал.

3.    ООО проводит государственную регистрацию изменения состава участников ООО.

4.    На нового участника оформляются соответствующие корпоративные права.

Какие документы необходимы:

-      протокол (решение) общего собрания участников ООО о вступлении (принятии в состав) нового участника;

-      экземпляры изменений в устав ООО (или устав ООО в новой редакции);

-      регистрационная карточка ООО.

!!! ВАЖНО: новый участник приобретает корпоративные права общества после государственной регистрации изменений в устав общества, связанных с изменением состава участников ООО.

!!! ВАЖНО: новый участник несет риски и получает выгоды наравне с прочими членами ООО. Никто не может гарантировать ему полного возврата капитала и дохода по нему.

 

Инвестор покидает ООО

1. Участник ООО заранее предупреждает о своем желании выйти из бизнеса. Он имеет право выйти из общества, сообщив о своем выходе не позднее, чем за три месяца до выхода, если иной срок не установлен уставом общества.

2. Участник ООО подает сообщение о выходе. Такое сообщение может иметь одну из двух форм: 1) заявление о выходе из общества – для физического лица; 2) решение (заявление) о выходе из состава учредителей (участников) – для юридического лица.

3. Участник ООО при выходе из общества получает стоимость части имущества общества, пропорциональную его доле в уставном капитале. Выплата производится после утверждения отчета за год, в котором он вышел из общества, и в срок до 12 месяцев со дня выхода. По требованию участника и с согласия общества вклад может быть возвращен полностью или частично в натуральной форме.

4. Меняется размер и/или доли распределения уставного капитала ООО. В результате выхода одного из участников ООО должен быть уменьшен уставной капитал или выкуплена его доля остающимися участниками. Поэтому чтобы не уменьшать УК, остающиеся участники ООО могут: 1) принять решение об увеличении своих долей путем внесения дополнительных вкладов (чтобы размер капитала остался таким, который был до выхода участника); 2) принять решение о выкупе доли участника самим ООО или его участниками. При выходе инвестора обычно реализуется второй вариант.

 
Как оформить привлечение инвестора в личный бизнес

Вариант А: совместная деятельность

1.    Заключить с партнером договор о совместной деятельности.

Что именно должно быть указано в договоре:

-      цель договора;

-      виды и объем взносов каждой из сторон. С целью предотвращения проблем после окончания совместной деятельности также можно указать порядок и объем возврата имущественных взносов;

-      порядок и условия ведения общих дел. Имеется в виду определение участника, на которого возложена обязанность ведения общих дел. Такому участнику выдается доверенность от имени других участников совместной деятельности;

-      условия использования результатов совместной деятельности;

-      порядок и объем распределения затрат и прибыли от проведения совместной деятельности.

2.    Выполнять обязательства сторон согласно договору о совместной деятельности.

Оперативное управление – за владельцем бизнеса.

Распределение рисков и выгод – согласно договору.

Вариант Б: займ на развитие бизнеса

1. Заключить договор займа, в котором должны быть указаны:

сумма займа;

срок и схема возврата займа;

процентная ставка (либо отсутствие таковой);

залог (либо его отсутствие), поручительство;

штрафные санкции (пеня) в случае невыполнения заемщиком обязательств по договору;

способ передачи предмета договора:

- в течение какого времени это должно произойти (количество рабочих дней, немедленно после подписания);

- наличными либо безналичным способом;

- вид оформления получения заемщиком инвестиций: распиской заемщика, актом приемки-передачи или др. документом.

!!! ВАЖНО: Нотариальное оформление в случае с договором займа не является обязательным, однако желательно.

!!! ВАЖНО: договор займа можно заключать не только на получение денежных средств, но и на оформление в долг имущества – оборудования, транспортных средств, недвижимости.

2. Завершить договор займа, выполнить обязательства по его возврату. Возможен вариант выкупа владельцем бизнеса того имущества, которое было предоставлено взаймы.

Оперативное управление – за владельцем бизнеса.

Распределение рисков и выгод – все риски и выгоды несет собственник бизнеса-заемщик, кредитор получает фиксированное вознаграждение.

Вариант В: передача в аренду специально купленного для бизнеса имущества

1. Заключить договор аренды имущества, в котором должны быть указаны:

состав и состояние передаваемого в аренду имущества;

срок аренды;

арендная плата и порядок ее пересмотра;

штрафные санкции (пеня) в случае невыполнения сторонами обязательств по договору;

порядок действий и ответственность сторон на случай ремонта (планового или чрезвычайного), повреждения или уничтожения арендуемого имущества;

порядок согласования и возмещения затрат, понесенных арендатором для усовершенствования и/или ремонта имущества;

возможные условия выкупа арендуемого имущества по остаточной стоимости.

!!! ВАЖНО: Нотариальное оформление в случае с договором аренды не является обязательным, однако желательно, если речь идет о ценном имуществе и длительном сроке аренды.

2. Завершить договор аренды, выполнить обязательства по возврату арендуемого имущества. Возможен вариант выкупа владельцем бизнеса арендованного имущества по остаточной стоимости.

Оперативное управление – за владельцем бизнеса.

Распределение рисков и выгод – все риски и выгоды несет собственник бизнеса-арендатор, арендодатель получает фиксированное вознаграждение.