За февраль и март склады автоимпортеров изрядно опустели. Всполошившись из-за внезапной девальвации, украинцы массово ринулись скупать автомобили, пока те не подорожали. А дилеры всячески этому способствовали, раздавая скидки и фиксируя курс на отметке «8 гривен/доллар». Однако чуда не произошло: гривна продолжает слабеть, с начала года девальвировав почти на 70%, цены на автомобили меняются ежедневно, а поставщики не торопятся пополнять запасы новинками.
Есть или нет?
«Пришли с женой в салон, и авто нужной нам комплектации оказалось прямо на месте. Обрадовавшись, попросили дать нам сутки на то, чтобы собрать необходимую сумму. Но, когда приехали на следующий день за машиной, оказалось, что ее уже купили. Менеджер автосалона только развел руками, мол, сейчас любой реальный покупатель – на вес золота. А на вопрос, когда будет следующая поставка, только пожал плечами», – сокрушается киевлянин Сергей Бутейко.
Дистрибьюторы действительно продолжают распродавать автомобили, большая часть из которых была завезена еще в конце 2013 – начале 2014 года. Причем делают это активно, понимая, что новые партии авто будут значительно дороже, чем раньше, поэтому предлагать на них существенные скидки уже не удастся.
Практически нет дефицита у Hyundai, Nissan, Chevrolet и Skoda. Отчасти это можно объяснить тем, что Hyundai и Skoda осуществляют сборку авто в Украине, а другие два производителя успели сформировать достаточные объемы запасов. У остальных импортеров с поставкой автомобилей нешуточные перебои. Например, хетчбэк Ford Focus и кроссовер Ford Kuga практически раскуплены. А Volkswagen Passat готовы везти под заказ, но ждать придется до середины лета.
«Время поставок Audi, SEAT, Volkswagen составляет в среднем около трех месяцев с момента заказа клиентом автомобиля в производство. В зависимости от модели и комплектации эти сроки могут варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону», – отмечает руководитель отдела SEAT компании «Порше Украина» Дарья Штименко.
Renault полностью распродал прежнее поколение популярной модели Megane и ожидает поступления ее обновленной версии 2014 года. Но когда именно – вопрос. В то же время недостатка в выборе комплектаций внедорожника Renault Duster пока что нет.
У другого французского производителя – Peugeot – ситуация сложнее: обновленный кроссовер 3008 почти раскуплен, равно как и бизнес-седан 508. Когда именно эти модели появятся в Украине, точного ответа нет, но ждать придется не меньше трех месяцев.
«Четырехдверные версии Civic у нас на данный момент отсутствуют, а седанов Accord остались считанные единицы», – сообщил, общаясь с корреспондентом «Денег», представитель дилера Honda автосалона «ВиДи Инсайт».
Хуже всего с наличием авто у китайских импортеров. Например, автомобили Geely CK и MK, которые пользуются популярностью среди украинцев, отсутствуют на складах, хотя и собираются в Украине (а значит на их поставки колебания курса влияют не так ощутимо). Это же относится и к Chery Amulet – излюбленному «помощнику» таксистов и жителей пригородов. Когда именно эти авто появятся в наличии, представители дилеров ответить затрудняются.
Скинут от души
Главный «пряник», которым пытаются завлечь потенциального покупателя сейчас, – затянувшиеся распродажи автомобилей 2013 года. А некоторые импортеры (Hyundai, к примеру) выставляют на витрину даже те авто, которые были произведены еще в 2012 году. Соглашаться на такую покупку имеет смысл, поскольку она позволяет сэкономить 10–15% регулярной цены. Распродажу предлагают также автосалоны ЗАЗ, Volkswagen, KIA и Chevrolet, благодаря чему можно выгадать чуть ли не 20%. Сниженные цены на отдельные модели автомобилей все еще декларируют Skoda и Renault.
Ford или Geely скидок не делают, зато фиксируют стоимость на авто, абстрагируясь от курсовых колебаний. Хотя все это очень временно. Если гривна будет дешеветь и дальше, ни один импортер не станет работать себе в убыток. А значит, от такой фиксации очень быстро откажутся.
Некоторые дилеры пытаются завоевать внимание покупателей сервисом. Например, Skoda предлагает скидку 20% на подготовку автомобиля к весенне-летнему периоду. Речь идет о проверке тормозной системы, диагностике ходовой и уровня технических жидкостей, проверке стеклоочистителей и омывателя, приборов освещения и регулировки фар. Похожую акцию рекламирует Chery, предлагая владельцам авто этой марки специальные цены на шиномонтаж, развал-схождение и диагностику кондиционера.
Hondaпокупателям своих авто готова дарить страхование КАСКО (за символическую 1 гривну) – обычно его стоимость составляет около 4–6% стоимости авто. Правда, при условии, что предметом покупки станет модель Accord.
Вообще, щедрость импортеров изрядно затянулась, ведь раньше по весне поставщики автомобилей никогда не практиковали распродаж прошлого года. Сейчас только лишь низкий спрос на авто и пугающие темпы девальвации вынуждают дилеров искать к покупателям любой подход. Это означает, что в ближайшие месяц-два все еще останется возможность обзавестись новым автомобилем по цене, которая значительно ниже регулярной. Но выбирать, скорее всего, придется из остатков в наличии. Либо рассчитывать на новые поставки. Однако они возобновятся при условии, что курс гривны стабилизируется, а депутаты наконец отменят дискриминационные спецпошлины. По крайней мере, первый шаг в эту сторону сделан: 8 апреля Верховная Рада упразднила доказавший свою бесполезность утилизационный сбор, проголосовав во втором чтении закон №4238, отменяющий уплату экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации авто. Ведь за все время действия сбора с сентября 2013 года украинцы не сдали в утилизацию ни один автомобиль. В то же время, на существенное снижение цен на автомобили рассчитывать не приходится, так как ликвидация утилизационного сбора будет с лихвой компенсирована девальвацией гривны. Кроме того, не стоит забывать, что принятым в конце марта законом "О недопущении финансовой катастрофы и о создании условий для экономического роста в Украине" №1166 был увеличен акцизный сбор на новые автомобили, и на мотоциклы с объемом двигателя более 0,5 литра. Это тоже скажется на стоимости ввозимых в Украину авто. Естественно, в сторону ее увеличения.
Что нужно учитывать, покупая автомобиль в апреле-мае?
- все еще доступны скидки на авто, завезенные в 2013 году;
- можно получить «вкусную» цену на подготовку автомобиля к летнему периоду;
- поставку отсутствующих авто придется ждать до трех месяцев;
- если гривна не стабилизируется, к лету склады импортеров почти опустеют, и выбирать будет не из чего.
Наличие автомобилей на складах украинских автоимпортеров
Бренд | Модель авто | Цена* | Наличие в салонах |
Hyundai | i30 | 203000 | есть |
Sonata | 305000 | есть | |
Santa Fe | 401800 | есть | |
Nissan | Note | 193830 | есть |
X-Trail | 368810 | есть | |
Toyota | Corolla | 198501 | поставка в течение недели |
RAV4 | 328934 | есть | |
Volkswagen | Polo | 222847 | есть |
Passat | 425827 | под заказ, в течение трех месяцев | |
Ford | Focus | 229990 | почти раскуплены |
Kuga | 394990 | почти раскуплены | |
Chevrolet | Aveo | 193200 | есть |
Cruze | 214800 | есть | |
Skoda | Octavia | 258141 | есть |
Renault | Megane | 234755 | ожидают поставок новой версии 2014 года |
Duster | 228588 | есть | |
Peugeot | 3008 | 318400 | ограниченное количество, сроки поставки – три месяца |
508 | 265000 | почти раскуплены | |
Honda | Civic | 316000 | отсутствуют |
Accord | 409800 | ограниченное количество | |
Geely | CK | 79900 | отсутствуют |
MK | 109900 | отсутствуют | |
Chery | Amulet | - | отсутствуют |
ЗАЗ | Forza | 115500 | есть |
* указана стоимость базовых комплектаций по состоянию на 11 апреля 2014 года.