SMS-банкинг – услуга, бесспорно, полезная. Она позволяет в онлайн-режиме контролировать средства по карте: всегда понятно, сколько денег поступило на счет, сколько потрачено, сколько осталось. Но главное преимущество SMS-банкинга – это возможность быстро отреагировать на мошеннические операции с картой, заблокировать ее и уведомить службу безопасности банка о несанкционированных действиях.

«Эта услуга была востребована и в спокойные времена. Но сейчас, когда ситуация крайне нестабильна, интерес к ней не угасает», – рассказывает «Деньгам» заместитель начальника управления платежных карт «Банка Национальный кредит» Денис Мельник (73-е место по величине активов, средств физлиц на 1,072 млрд. грн.). По словам банкира, около 80–90% держателей платежных карт активно пользуются услугой SMS-банкинга. «При этом клиенты крайне редко просят об отключении этого сервиса. По моим оценкам таких случаев меньше 0,5%», – говорит Денис Мельник.

Цена популярности

В большинстве случаев SMS-банкинг включают в пакетное обслуживание, в таком случае узнать его цену нереально, все спрятано внутри пакетного тарифа.

Значительно меньшее количество банков разрешают подключать SMS-банкинг отдельно. «Как правило, чем чаще клиент пользуется платежной картой, тем больше необходимости у него возникает в подключении этого сервиса», – говорит начальник управления развития продуктов Банка Кипра Анна Макаренко (63-е место, 650 млн. грн.).

Пользование SMS-банкингом как отдельно подключенной услугой обойдется от 3 до 8 грн. в месяц, то есть 36–96 грн. в год (детальней см. таблицу). Цена зависит от вида карты и подключенного тарифного пакета. «У нас есть несколько пакетов с разными типами карт, подключение во всех бесплатное, плата за SMS-банкинг присутствует только в одном и составляет 60 грн. в год, то есть 5 грн. в месяц», – рассказывает сотрудница банка ПУМБ. «К тому же, цена зависит и от функционала. Если вы желаете получать сообщение только о зачислении и снятии денег, такой пакет обойдется в 5 грн. в месяц, а списание средств происходит автоматически в последний день месяца. Если вы хотите, чтобы вам каждый день приходила еще и SMS о балансе, придется отдавать 10 грн. в месяц. Вы можете самостоятельно выбрать тот вариант, который вас интересует больше всего», – сообщила корреспонденту «Денег» сотрудница Ощадбанка (2-е место, 35,2 млрд. грн.).

Кстати, некоторые банки взимают не ежемесячную плату, а берут деньги за отправку одного сообщения. Например, в Альфа Банке каждое SMS-сообщение стоит 40–50 коп., в зависимости от пакетного предложения, в банке «Пивденный» и «Киевская Русь» – по 50 коп. А вот в Укргазбанке система оплаты несколько иная, там 15 копеек стоит сообщение о зачислении средств на счет, а 60 коп. – каждое уведомление о списании. 

Правильные функции

Стандартное SMS-уведомление непременно должно содержать информацию о дате, времени, сумме операции в валюте счета, типе операции. То есть пополнение это или снятие наличных, операция в торговой сети или в другом месте. А также баланс счета после операции, причина отказа в случае неуспешной операции и идентификатор карты, например, последние цифры номера. Если за проведение операции банк взимает комиссию, она также должна быть указана в сообщении.

Кроме информации о зачислении и списании средств со счета, SMS-банкинг должен информировать и о неудачных попытках снятия денег. «Этого вполне достаточно для того, чтобы покрыть 95% потребностей клиентов», – уверяет Анна Макаренко. Но, к сожалению, данную опцию включают в арсенал SMS-банкинга далеко не все банки (см. таблицу).

В идеале SMS-банкинг должен еще оповещать и о смене ПИН-кода, а также о его неправильном вводе. Тем более что это может сигнализировать о том, что карта попала в чужие руки, и злоумышленник пытается подобрать ПИН-код. Такую услугу предлагают Креди Агриколь, ВБР, БТА. Но у большинства банков подобные функции недоступны. «Что касается смены ПИНа, то SMS не придет. Чтобы поменять пароль входа, надо обратиться в отделение банка. А блокируется карта обычно после трех неудачных попыток его ввода», – рассказывает сотрудница ВБР Банка.

Не приходит вовремя

SMS-сообщение о проведении операции должно приходить в течение 1–2 минут. Но такие сроки выдерживают далеко не все банки. Читатели «Денег» жалуются, что иногда получают уведомления через несколько часов, а то и на следующий день после проведения трансакции. А ведь иногда счет идет на минуты. К примеру, в случае, если нужно реагировать на мошеннические операции.

Сотрудники банков в один голос уверяли нас, что такое случается крайне редко, и в большинстве случаев задержки происходят со стороны мобильного оператора, а сами финучреждения здесь ни причем. «Проблемы могут возникнуть и в праздничные дни, когда сеть оператора сильно загружена. Если задержка составила более 10–15 минут, необходимо обратится в банк и сообщить о ситуации», – советует начальник отдела интернет-технологий банка ПУМБ Владимир Гугуев (9-е место, 11,164 млрд. грн.).

Тем не менее, некоторые банкиры признали, что технические проблемы могут возникать и со стороны банка. «Если проблема носит системный характер, пожалуй, стоит сменить банк», – предупреждает Денис Мельник.

Возможные проблемы

Иногда SMS от банка может стать причиной серьезного беспокойства. Представим себе: сообщение о списании средств пришло, а кассир утверждает, что оплата через POS-терминал не проходит. Дело в том, что деньги на счету сначала блокируются (именно в этот момент отправляется SMS клиенту), а потом, после получения определенного сообщения от банка, который обслуживает ПОС-терминал, списываются.

«Поэтому, если возникла такая ситуация, следует попросить кассира отменить последнюю операцию. Иначе, в лучшем случае, придется ждать разблокировки денег по сроку, а это 30–45 дней, в зависимости от банка. В худшем – придется оспаривать возврат ошибочно списанных средств», – говорит госпожа Макаренко.

Кроме того, SMS могут приходить повторно на одну и ту же операцию. Или при поездках за рубеж могут возникать проблемы с роумингом, и SMS-уведомления не доходят. «Банкам сложно и практически невозможно контролировать качество услуги, когда мобильный телефон клиента находится в роуминге. Тут возникают проблемы, как задержки SMS, так и вовсе их потери. Поэтому многое зависит от локальных операторов мобильных услуг страны пребывания клиента, а также настроек их систем защиты от спама. Часто эти системы воспринимают однородные SMS по операциям как спам, блокируют их и вовсе не доставляют», – жалуется Анна Макаренко.

«При подключении SMS-банкинга к некоторым мобильным операторам, в частности к Киевстару, помимо заявления в банке, необходимо дополнительно обращаться к оператору. Но это, скорее, не проблема, а неудобство в подключении», – отмечает начальник отдела платежных систем и расчетов CityCommerceBank Сергей Ильков (44-е место, 2,127 млрд. грн.).

Альтернатива есть

По сути, сегодня альтернативой SMS-банкингу может быть только интернет-банкинг. Недостаток у интернет-банкинга по сравнению с SMS-банкингом лишь один – второй, в отличие от первого, не требует постоянного пребывания в Сети и «ныряния» на интернет-портал банка.

Общее между этими двумя сервисами только то, что клиент имеет возможность контролировать движение средств. В остальном интернет-банкинг по функциональности превосходит даже самый продвинутый SMS-банкинг и позволяет совершать массу финансовых операций: открывать депозиты, оплачивать коммунальные услуги, пополнять мобильный и переводить деньги с одной карты на другую.

«Плюс можно использовать модуль «мои финансы» для анализа своих затрат и даже составить лимит бюджетирования на месяц для эффективного накопления средств», – отмечает Владимир Гугуев.

SMS-банкинг можно подключить не на один, а сразу на несколько номеров. Что, например, поможет родителям контролировать денежные траты своих детей.

Функционал SMS-банкинга крупных и крупнейших банков

Название банка

Стоимость SMS-банкинга, за месяц*

Зачисление средств на счет

Списание средств со счета

Неудачные попытки снятия денег

Введение неправильного пин-кода

Смена пин-кода

1

ПриватБанк privatbank.ua

0 грн.

Да

Нет

Да

Да

Нет

2

Ощадбанк oschadnybank.com

5 грн. в месяц

Да

Да

Да

Да

Да

3

Укрэксимбанк eximb.com

3 грн. в месяц

Да

Да

Да

Да

Да

4

Дельта Банк deltabank.com.ua

0 грн.

Да

Да

Да

Да

Да

5

Райффайзен Банк Аваль aval.ua

0 грн.

Да

Да

Да

Да

Да

6

Укрсоцбанк unicredit.ua

0 грн.

Да

Да

Да

Нет

Нет

7

Проминвестбанк pib.com.ua

6 грн. в месяц

Да

Да

Да

Нет

Нет

8

Сбербанк Росии sberbank.ua

0 грн.

Да

Да

Да

Да

Да

9

ПУМБ pumb.ua

0 грн.

Да

Да

Да

Да

Да

10

Надра nadrabank.ua

3,90 грн. в месяц

Да

Да

Да

Нет

Нет

11

Альфа Банк alfabank.ua

40–50 коп. за сообщение

Да

Да

Да

Нет

Нет

12

Финансы и Кредит fcbank.com.ua

5 грн. в месяц

Да

Да

Да

Нет

Нет

13

ВТБ Банк vtb.com.ua

3 грн. в месяц

Да

Да

Да

Нет

Нет

14

УкрСиббанк ukrsibbank.com

3,9–5 грн. в месяц

Да

Да

Да

Да

Да

15

Укргазбанк ukrgasbank.com

15/60 коп. за сообщение**

Да

Да

Да

Нет

Нет

16

VAB Банк vab.ua

3 грн. в месяц

Да

Да

Да

Нет

Нет

17

ОТП Банк otpbank.com.ua

5 грн. в месяц

Да

Да

Да

Нет

Нет

18

КредиАгриколь credit-agricole.com.ua

5 грн. в месяц

Да

Да

Да

Да

Нет

19

Финансовая Инициатива the-bank.com.ua

5 грн. в месяц

Да

Да

Да

Нет

Нет

20

Фидобанк fidobank.ua

3,75 грн. в месяц

Да

Да

Да

Нет

Нет

21

Пивденный bank.com.ua

50 коп. за сообщение

Да

Да

Да

Нет

Нет

22

Имэксбанк imexbank.com.ua

0 грн.

Да

Да

Да

Нет

Нет

23

Хрещатик xcitybank.com.ua

3 грн. в месяц

Да

Да

Да

Да

Да

24

Киевская Русь kruss.kiev.ua

50 коп. за сообщение

Да

Да

Да

Нет

Нет

25

Златобанк zbank.com.ua

3 грн. в месяц

Да

Да

Да

Нет

Нет

26

Универсал Банк universalbank.com.ua

0 грн.

Нет

Да

Да

Нет

Нет

27

ВБР Банк vbr-bank.com.ua

8 грн. в месяц

Да

Да

Да

Да

Нет

28

БТА Банк btabank.ua

5 грн. в месяц

Да

Да

Да

Да

Нет

29

Укринбанк ukrinbank.com

3 грн. в месяц

Да

Да

Да

Нет

Нет

30

Кредит Днепр creditdnepr.com.ua

5 грн. в месяц

Да

Да

Да

Нет

Нет

* 0 грн означает, что оплата учтена в пакетном тарифе.

** 15 коп. стоит сообщение о зачислении средств на счет, 60 коп. – о списании средств со счета.

Выбираем лучший SMS-банкинг

О чем должен сообщать SMS-банкинг

  • Зачисление денег на карту
  • Снятие денег с карты (при расчете через ПОС-терминал или обналичка в банкомате)
  • Неправильный ввод PIN-кода
  • Смена PIN-кода
  • Неудачные попытки проведения операций
  • Заблаговременное извещение держателя карты об окончании срока действия платежной карты 

Сообщение должно содержать

  • Сумму трансакции
  • Место и время проведения операции
  • Остаток по счету

    Средняя стоимость SMS-банкинга

3–6 грн. в месяц или внутри тарифного пакета

! Оплата – путем автоматического списания средств со счета