«Это только в кино организаторов миллиардных коррупционных схем ловят по отпечаткам пальцев на кейсах. В реальном мире коррупционные деньги отмываются через счета сотен псевдокомпаний, концы которых теряются в оффшорных юрисдикциях. На меченых СБУ купюрах берут, в лучшем случае, только исполнителей среднего звена», – рассказывает «Деньгам» народный депутат Леся Оробец, как сообщает Журнал «Деньги», номер от 15 августа 2013 года уже в продаже. По ее мнению, больше и наглее всего воруют на госзакупках и таможенники. «В целом за год мы в среднем теряем 100–150 млрд. грн. на разного рода коррупционных схемах», – констатирует Леся Оробец. Нардеп уверена, что побороть коррупцию невозможно, пока в стране не начнут реально работать прокуратура и суды.
Как сообщил «Деньгам» начальник отдела прокуратуры города Киева по надзору за соблюдением законов в сфере противодействия коррупции Александр Корниец, по сравнению с прошлым годом уровень коррупции не увеличился, но и не уменьшился. «Количество выявленных криминальных правонарушений приблизительно на одном уровне. Суммы денежного вознаграждения составляют в большинстве случаев от 20 до 80 тыс. грн. Самый большой размер взятки в этом году в столице составил 400 тыс. грн.», – сообщил Александр Корниец. Также, по его словам, чаще всего чиновники требуют с бизнеса взятки за предоставление разрешительной документации или отмену штрафов и пени.
«Должностное лицо сознательно создает условия, при которых предприниматель вынужден дать ему денег. Например, затягивает время рассмотрения документов, придумывает нарушение и угрожает ответственностью, – рассказывает Александр Корниец и добавляет: – Уровень коррумпированности зависит не только от нечистых на руку чиновников, поскольку давать или не давать взятку – это вопрос совести каждого гражданина». Сто процентов прав прокурор – вот только куда девать украинские реалии? А реальность такова, что бизнес, да и обычных граждан загоняют в ситуации, когда они не могут защитить свои законные права без взяток.
Основы дружбы
Главное отличие от правил «отката» в бизнесе – чиновникам безразличен полученный результат. Они заключают контракт с теми, кто им больше «откатит». Либо с «проверенными товарищами» – дружественными фирмами. Ни интересы госучреждения, ни сам предмет сделки главной роли не играют.
«Чиновникам не нужны совместное времяпровождение и задушевные беседы. Они им безразличны и воспринимаются как некая прелюдия, не влияющая на то, каким будет итоговое решение», – рассказывает руководитель компании, которая поставляет продукты питания в детские сады Киевской области Александр Юдович. По его мнению, в этом заключается и главный риск работы с госкомпаниями. «Существует постоянная опасность «перекупки», потому что чиновник будет любить того, кто ему больше заплатил», – говорит предприниматель.
По наблюдению бизнесмена, раньше взяточники могли озвучить нужную сумму отката, особо не церемонясь, даже при первой встрече. Сейчас схемы работы куда сложнее. «Для удобства получения мзды создаются «карманные» компании, а для обналички отката широко используются фирмы-однодневки», – констатирует Александр Юдович.
При этом напрямую сумму взятки уже никто не называет. «Чиновники, наверное, получали высшее актерское образование», – смеется директор веб-студии, который выиграл несколько тендеров по изготовлению сайтов для госорганов, Сергей Самарин. «Они так правдоподобно разыгрывают роль загруженных, уставших и беспомощных, что уже готов в это поверить и «усыновить» этого человека», – говорит предприниматель.
По его словам, в ходе общения с потенциальным подрядчиком чиновники часто достают огромный список документов, требований и согласований, который нужно собрать и получить для получения от них заказа. «Брать его нет смысла, все равно этих документов не соберешь вовремя. Эти списки часто составляются так, что пока человек получит один документ, срок действия другого уже истечет. Такой себе замкнутый круг. Лучше подыграть взяточнику и попросить его подсказать, как можно ускорить процесс сбора документов», – советует Сергей Самарин. Эта «волшебная» фраза почти всегда находит отклик.
Предпринимателям даются визитки компаний, которые смогут помочь в их вопросе. «Такие компании-«помогалы» просто выжимают из предпринимателя нужное количество денег на вроде бы законных основаниях – за услуги. Они часто открываются либо родственниками чиновника, либо доверенными лицами», – рассказывает «Деньгам» директор по продажам компании, которая торгует в Украине импортными канцелярскими товарами, Ирина Сахно.
И еще одна принципиальная особенность при работе с чиновниками – госслужащие любят предоплату. При этом – никаких гарантий выполнения своих обещаний. «Это риски бизнеса, поскольку ни один чиновник не даст гарантий. Эти гарантии могут в дальнейшем стать доказательной базой при раскрытии преступления, а это уже риски чиновника. Поэтому бизнес, который идет на коррупционные действия, должен отдавать себе отчет в том, что ему могут не помочь с решением его вопросов, и он может потерять свои деньги», – говорит партнер юридической компании «TIC» Денис Писанный.
А риски неподписания контракта возникают повсеместно. «В последний момент может поступить команда сверху, у кого и по какой цене закупать продукцию либо услугу, а также чиновник может и не подписать контракта. Кроме того, существуют случаи заключения контрактов, однако отсутствия средств в бюджете для их исполнения, что приводит к длительным судебным процедурам», – предупреждает старший партнер адвокатской компании Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
Правила игры
Чаще всего откаты в госструктурах связаны со строительством и ремонтом бюджетных объектов, таких как школы, детские сады, больницы и дороги, а также с закупками оборудования, лекарств, мебели, продуктов питания. Любому, кто хочет получить такой госзаказ, предстоит победить в тендере. Чтобы он состоялся, в нем должны принять участие 3–5 компаний. Только что зарегистрированные фирмы не подойдут, им не дадут подряд даже за взятки. Идеальные претенденты – это реально работающие компании с наглядной бизнес-историей.
Если вдруг участников тендера будет меньше, всегда найдутся компании для мнимого участия в нем. За это им выплачивается вознаграждение в размере не более 8–10% общей суммы «разыгрываемого» контракта. «90% победителей тендеров – «свои» компании. За победу они готовы отдать чиновнику откат в размере 20–50% общего бюджета», – рассказывает столичный предприниматель Сергей Тарасюк. Например, объявляется тендер на строительство фельдшерско-акушерского пункта в поселке Винницой области. Для этого из госбюджета выделяется 2 млн. грн. По факту компания-подрядчик строит объект за 800 тыс. грн., все остальные деньги распределяются по карманам чиновников районного управления строительством и мэра. Часть денег идет на гонорары конвертационных компаний, которые сегодня составляют 8–20% обналичиваемой суммы.
Конечно, чтобы уложиться в минимальный бюджет да еще и прибыль получить, компания-подрядчик вынуждена пользоваться более дешевыми материалами, завышать объемы фактически выполненных работ и закупленных материалов, зарабатывать на списывании «брака» и экономить на зарплате рабочих.
Очень часто для победы нужной компании условия тендера прописываются исключительно под нее. Например, компания должна в своем портфолио иметь 20 построенных по заказу госорганизаций зданий, строительство должно быть начато в течение 10 дней после оглашения результатов тендера, стены должны быть построены из силикатного кирпича длиной , шириной , высотой и т. д. Таким образом, отсекаются все «чужие» компании, которые просто не смогут соответствовать всем параметрам.
Есть и другой вариант определения нужного победителя тендера. Допустим, госкомпании нужно покрасить несколько электрических опор. Его топ-менеджеры объявляют конкурс и нанимают два института, которые должны провести оценку, например, какая из двух компаний-претендентов выполнит эту работу качественнее. В одном институте решают, что все сделает «на отлично» одна компания, во втором институте – другая. Поскольку формально соревнование закончилось ничьей, руководство госкомпании само может выбрать победителя. Естественно, того, кто готов дать откат.
«Самый надежный способ получить заказ от госструктуры – отслеживать победителей тендеров и договариваться с ними о субподрядах. Откатов в данном случае может и не быть, поскольку победителю тендера самому будет интересно передать кому-то часть своих работ за разумную оплату», – объясняет Сергей Тарасюк.
Хитрости вербовки
Все чиновники, принимающие решения по поводу тендеров, делятся на две группы. «Свободные» – те, кто пока не получает отката. Чтобы начать с ними работать, нужно только выйти на вопрос обсуждения цены. Сложнее со второй группой – «купленными». Самое важное – договориться, чтобы компанию допустили к участию в «теневом тендере». Тогда уже можно конкурировать по размеру отката.
«Если в 90-е можно было договориться с чиновником напрямую, то сейчас для решения серьезных вопросов приходится искать доверенное лицо или компанию. Сложность в том, что и эти «карманные» компании в последнее время предпочитают общаться только с теми, у кого есть рекомендации кого-то из их окружения», – рассказывает столичная предпринимательница, директор мебельной фирмы Светлана Горбатенко. Таким образом, по ее словам, коррумпированная цепочка удлиняется. Сначала предпринимателю нужно найти человека, который знает компанию-посредника и который мог бы за него поручиться. А потом через компанию-посредника уже «решаются вопросы».
И еще, если меняется на посту чиновник – возможны проблемы. Зачастую работу на должности они начинают с того, что создают невыносимые условия работы фаворитам своего предшественника. «Задерживаются платежи, выдвигаются требования по запредельным дополнительным условиям. При этом классическая отговорка – он ничего не может с этим поделать, хотя и рад бы. Это его начальство ставит в такие сложные условия», – рассказывает Светлана Горбатенко. По ее словам, если бизнесмен сумеет договориться о выплате отката вновь назначенному начальнику, то проблемы сразу исчезают. Те компании, которые окажутся недогадливыми, теряют госзаказ.
Так или иначе, бизнесмены рекомендуют компаниям, которые еще не участвовали в тендерах, начинать это делать без поиска связей и передачи откатов. «Пусть в 90% тендеров побеждают «нужные» компании, но ведь остается еще 10% «чистых» тендеров, где есть шанс победить. А еще – если компания часто мелькает в различных тендерах, рано или поздно на нее выйдут, и сами госслужащие и предложат выигрышные контракты за определенную цену», – рассказал киевский предприниматель Григорий Полевой.
Как зарабатывают на госзакупках
Как самим получить подряд от госструктуры
1. Потенциальный подрядчик должен быть оформлен как юрлицо
2. Компания должна иметь реальную историю, портфолио, опыт работы в конкретном направлении не менее 5 лет
3. Компания должна «засветиться» как участник не менее десяти тендеров
4. Внимательно мониторить «Вестник госзакупок» – tender.me.gov.ua
5. Самый важный вопрос для тендерного комитета – не экономия средств бюджета, а «освоение» выделенной суммы, поэтому в тендерном предложении не стоит занижать цены поставляемых товаров и стоимость услуг (работ).
Не уверены, что всего этого достаточно?
Тогда – дорога в обход:
1. Необходимо найти победителей тендеров, связаться с ними и постараться завязать сотрудничество
2. Необходимо найти компанию-посредника, которая выведет на ответственное за проведение тендера лицо
3. Нужно быть готовым отдать откат в размере до 50% суммы госзаказа
4. Лучше заранее подготовить схему, которая позволит аккумулировать сумму будущего отката
5. Деньги передаются чиновникам через посредников, никаких личных встреч, тем более в офисе у госслужащего