Михаил Рогоза открыл химчистку по франшизе «Ун Моменто» еще в 2004 году. По его словам, этот бизнес создается на годы, и вполне может быть прибыльным сообщает журнал Деньги. Главное – не экономить на старте: качественно отремонтировать помещение для цеха, закупить хорошее профессиональное оборудование, серьезно подойти к подготовке и обучению персонала, не экономить на рекламе. Только так удастся привлечь и потом удержать клиентов. «Просто хорошего обслуживания сегодня недостаточно, сегодня обслуживание должно быть великолепным, чтобы быть конкурентным на рынке», – настаивает заместитель директора по маркетингу и продажам сети химчисток «КИМС» Татьяна Кузнецова.

Условия старта

Выбор франшиз химчисток сегодня в Украине скудный. Франчайзеры объясняют это тем, что этот бизнес технологически сложен, требует большого умения и первоначальных затрат, а срок окупаемости существенно уступает той же торговле или общепиту. Спрос на такие франшизы не слишком высок, поэтому и предложение ограниченное. Из предложенных сегодня на рынке самая доступная франшиза – у сети химчисток «Персия». Они специализируются на чистке ковров. Чтобы снять и оборудовать помещение, для этого бизнеса хватит всего 40–50 тыс. грн. и два-три месяца на подготовительные работы. «В этом бизнесе надо уметь ублажать клиента, а он сейчас стал капризный. Второе – правильно подобрать расходные материалы. Химия должна быть качественная, а значит дорогая. Но самое главное – нужно уметь ею правильно пользоваться», – рассказывает учредитель сети химчисток «Персея» Евгений Романов. Чтобы оборудовать точку по чистке одежды, понадобится гораздо больше первоначальных инвестиций: около 0,6–1,2 млн. грн. За эти деньги можно укомплектовать отремонтированное помещение машинами для чистки текстиля, кожи и меха, а также закупить качественные химреактивы, после чистки которыми не остается неприятного запаха химии.

Сейчас большинство франчайзеров требуют от покупателя франшизы оплаты первоначального взноса – от 12 до 80 тыс. грн.  Говорят, что это компенсирует их труды по запуску объекта новичка. Но основной заработок франчайзера – все-таки ежемесячное роялти, которое может достигать 5% от оборота франчайзи.

Момент риска

Прежде чем принять свой первый заказ от клиентов, покупателю франшизы предстоит решить три задачи: найти и отремонтировать помещение, закупить качественное оборудование и обучить персонал. К помещению для этого бизнеса предъявляются особые требования. Для полноценной химчистки с широким ассортиментом услуг понадобится арендовать или купить помещение минимум 100–150 кв. м, на меньшем метраже просто не поместится оборудование. Также оно должно находиться в нежилом здании, на расстоянии от жилых домов, школ, больниц или заведений общепита не менее чем на . При этом высота потолков в цехе должна быть от . Кроме того, франчайзи придется потратиться на ремонт, оборудовав помещение будущего цеха химчистки мощной приточно-вытяжной вентиляцией.

Следующий шаг – закупка оборудования. Экономить на этой статье расходов опасно – если некачественно почистить вещь клиента, можно безнадежно испортить репутацию своего салона. «Мы помогаем франчайзи с закупкой оборудования – они получают прямую скидку от производителя, больше, чем обычные покупатели», – обещает Евгений Романов.

Но самое важное в «чистом» бизнесе – обучение персонала. «Мало купить хорошее оборудование, необходимо, чтобы люди умели на нем работать. Мы предлагаем своим франчайзи бесплатное обучение на базе нашего работающего предприятия, где отлажены все технологические схемы чистки разных вещей. Кроме того, они получают в письменном виде задокументированные и расписанные технологические схемы работы с разными материалами. Это гарантия предоставления качественной услуги», – рассказывает Татьяна Кузнецова. Некоторые продавцы франшиз даже заставляют персонал своих франчайзи сдавать аттестационные тесты после прохождения обучения на их производственных базах. В общем, по наблюдению франчайзи, чтобы обучить сотрудника «с нуля», потребуется минимум 3–4 месяца стажировки. А потом – месяцы приобретения практических навыков в работе.

И еще, как бы странно это ни звучало, в этом бизнесе присутствует сезонность. «Могу сказать откровенно, январь-февраль – месяцы слабые по объемам продаж. Они, как правило, в 90% случаев убыточные. Плюс июль – месяц отпусков – тоже слабый. Поэтому предприниматель к этому должен быть готов и иметь финансовый резерв для покрытия операционных расходов в эти месяцы», – резюмирует Евгений Романов. Кстати, это наблюдение стоит использовать при планировании запуска такого бизнеса.

 

Опыт франчайзи

 

Лариса Дзюба, собственница химчистки «Персия» (Луганск)

Бизнес клининговых услуг не является финансово емким. Клининговое оборудование может купить практически каждый. Я начала свой бизнес, имея специальное оборудование, имея теоретическую базу, но мое дело развивалось очень медленно. Тогда я нашла и купила франшизу. Химчистка под фирменным брендом заработала уже через два месяца. Этого времени хватило, чтобы подготовить помещение, подобрать и обучить персонал, а главное – освоить правильную технологию. Если бы я все делала самостоятельно – времени понадобилось бы значительно больше. Франчайзер помог мне быстрее начать дело и получать прибыль. Меня консультировали во всем, начиная от технологий и заканчивая тем, как правильно принимать заказы у клиентов. Более того, с любыми вопросами я могу обратиться к своему франчайзеру и сегодня. Но использование известного бренда накладывает и определенные обязательства на меня как франчайзи. Мы обязаны придерживаться стандартов качества компании, поддерживая тем самым ее имя. Существуют методы контроля со стороны франчайзера, и я считаю это хорошим стимулом качественной работы. Как и в любом бизнесе, существуют риски и у нас. Но франчайзинг позволяет предприятию избежать многих из них.

Юлия Червинская, исполнительный директор химчистки «КИМС» (Черкассы)

Что касается рисков, я считаю, что они существуют в любом деле. Но начинать бизнес с франчайзером – проще. Дело в том, что вы берете готовую модель бизнеса, и ваше дело - только следовать существующим рекомендациям и раскручивать торговую марку. Этот бизнес нельзя назвать простым. У нас в городе химчисток мало, и опыта работы в этой сфере у нас не было. И первое, в чем помогает франчайзер, – это обучение персонала. Он рассказывает и показывает, как происходят все технологические процессы чистки. Кроме того, помогает с настройкой и отладкой машин.  Проще говоря, мы берем уже готовые «рецепты» и  сами «готовим». Также, что немаловажно, оказывается серьезная рекламная поддержка бизнеса.  Много значит и то, что мы открываем в городе не очередную химчистку, а предприятие под известным брендом, который работает на рынке уже боле 16 лет. То есть, мы сходу завоевываем доверие клиентов. Прежде чем открыть химчистку, мы проводили детальное исследование местного рынка. Нужно понимать, в каких услугах нуждается клиент, и какую цену готов за нее платить. Одно могу сказать точно – рынок этих услуг растет из год в год. Появляется все больше людей, которые готовы платить за профессиональный уход за своими вещами.

Каковы условия франшиз для химчисток*

Параметры франшизы / компания

«КИМС»

«Персия»

«Ун Моменто»

5àSec

Вступительный взнос

81 тыс. грн.

12,1–24,3 тыс. грн

56,7 тыс. грн.

нет

Роялти

по договоренности

810 грн./мес.

21,1 тыс. грн./год.

5% от оборота

Минимальная сумма инвестиций

1,2 млн. грн.

40–50 тыс. грн.

600–650 тыс. грн.

600–650 тыс. грн.

Срок возврата инвестиций

18–24 мес.

6–8 мес.

5–7 лет

до 5 лет

Требования к помещению

Отдельно стоящее помещение площадью от

Площадь – от 40 до на первом этаже с системой приточно-вытяжной вентиляции

Площадь – от в отдельно стоящем помещении с хорошей вентиляционной системой

Площадь – от 40 до

* Данные компаний-франчайзеров, сайтов franchising.ua, franch.biz, newbiz.com.ua.