Во времена затянувшегося кризиса все больше бизнесменов в Украине задумываются о франчайзинге, ведь с ограниченным бюджетом намного проще воспользоваться уже работающей стратегией, нежели создавать все с нуля.
Читай также: Украина опустилась еще ниже в рейтинге стран по правам собственности
Однако “взять в пользование“ какой-то укоренившийся на рынке бренд не так просто, как может показаться на первый взгляд, пишет UBR. На франчайзи (человека или компанию, купившего у франчайзера право использования торговой марки для ведения собственного бизнеса) возлагаются серьезные обязанности и стандарты ведения предпринимательской деятельности. И об этом забывать никак нельзя.
Кроме того, перед тем, как подписать соответственный договор франчайзиннга, важно досконально проверить потенциального партнера. Не исключено, что франчайзер замыслил просто заработать на вас деньги, а развивать бренд, право на который вы решили приобрести, не входит в его планы.
Читай также: Российская обувная сеть уходит из Украины
“У предпринимателя всегда есть возможность проверить “качество“ бренда. Помимо франчайзера, стоит пообщаться с клиентами, поставщиками продукции, с другими франчайзи, которые работают или раньше работали с ним, а также посоветоваться с экспертами Ассоциации франчайзинга и консультантами. Появились сомнения — не связывайтесь“, — посоветовал глава директората Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос.
По словам, управляющего партнера Franchise Group Мирославы Козачук, желающие приобрести франшизу должны выяснить основные вопросы о у потенциального партнера:
- узнать “возраст“ бренда,
- разузнать из разных источников о его репутации,
- оценить, насколько востребован бизнес,
- изучить географию развития бизнеса и потенциал дальнейшего роста,
Читай также: В Минфине хотят освободить малый бизнес от налога на прибыль
- найти информацию о уже имеющихся франчайзи, а также поинтересоваться, что они говорят о своем партнере.
“Последний пункт один из самых важных. Ведь действующие франчайзи сети могут рассказать о реальной картине, а не о сказках, которыми нередко кормят потенциальных покупателей собственники ТМ, желающие просто заработать на франчайзинге“, — отметила Мирослава Козачук.
Кроме того, эксперт перечислила целый ряд вопросов, которые она настоятельно рекомендует выяснять перед подписанием договора о франчайзинге:
- Сколько стоит вступительный взнос?
- Есть ли периодические платежи: роялти, рекламный взнос?
- Какой срок окупаемости?
- Какие инвестиции на запуск точки?
- Какие требования к франчайзи?
Читай также: Защита от рейдерства: Для владельцев бизнеса запустят новый сервис
- Какой пакет документов предоставляется: юридический пакет, финансовый план, франчайзинговый пакет, бренд-бук, лицензии на торговые марки, технологические карты и другое?
- Сколько времени занимает период открытия/запуска бизнеса?
- Какими договорами оформляется передача франшизы/концепции?
-Какой контроль ведется в течении работы франчайзинговой точки?
- Какой пакет поддержки предоставляется?
- На сколько лет подписывается договор франчайзинга?
- Какой период времени еще действует свидетельство на ТМ?
- Если покупаем мастер-франшизу, кокой план/график открытия/запуска точек, в каком количестве и периодах?
Читай также: Зеленый свет: Украинским товарам упростят выход на зарубежные рынки
- Обязательно ли перед покупкой франшизы, нужно сделать маркетинговый анализ рынка?
- Как и где обучается персонал?
- Какие пожелания к будущему партнеру?
- Какое количество своих точек есть у продавца франшизы на сегодняшний день?
- Какое количество франчайзинговых точек работает?
- В какие страны/регионы планирует выходить собственник ТМ?
Читай также: В мире стремительно растут объемы P2P-кредитования - исследование
- Какой план развития бренда на ближайших два года?
Эксперты советуют буквально засыпать франчайзера вопросами, чтобы узнать как можно больше о том, сколько денег нужно будет вложить, и какую прибыль можно от этого ожидать. Также важно тщательно изучить бизнес-план и разумно подойти к анализу указанных в нем цифр.
Особое внимание нужно обратить и на договоренности о механизме платежей по франшизе. Это значит, что важно выяснить, будет ли это какая-то фиксированная оплата, или же ее размер будет зависеть от оборота. Вдобавок необходимо узнать о дополнительных платежах и о действующих бонусных программах для привлечения клиентов.
“Что касается формы собственности и т.д., то во франчайзинговом пакете каждый раз прописано какой ФОП или ООО зарегистрировать и в каких классах. Это все порекомендует франчайзер исходя из своей практики“, — уточнила Мирослава Козачук.
По словам экспертов, в украинской практике заключения франчайзинговых договоров выписки со счетов предоставлять не нужно. Вместе с тем для работы с зарубежным брендом финансовое состояние и кредитная история являются важным фактором, но это уже отдельные случаи.
Читай также: Стало известно, на какие органы чаще всего жалуется бизнес - инфографика
Ранее сообщалось о том, чем могут быть опасны ограничения НБУ для бизнеса.
Смотри также - Почему предприниматель продает франшизу?