Что за идея: украинские покупательницы недовольны содержимым отечественных бутиков

Что продаем: женскую одежду

Оборот за год: 1,5 млн. грн.

Капитализация бизнеса (ориентировочно): 5 млн. грн.

Персонал: 30 чел.

Место расположения: Киев

Год основания: 2007  

В магазине Krisstel, что в киевском ТЦ «Пирамида», немноголюдно: две покупательницы рассматривают блузы и платья, еще одна девушка присматривается к собственному отражению в зеркале магазина, как сообщает журнал «Деньги»,  www.dengi.ua. На ней яркий зеленый брючный костюм: «Раньше не видела ничего подобного в магазинах – известные марки предлагают либо что-то невнятное по цветам, либо размеры странные, либо ткани – кошмар, – призналась постоянная клиентка Krisstel, сотрудница юрфирмы Ирина. – А здесь полгода назад зашла и обалдела: цвета, модели, фасоны, оно мне подходит и для офиса, и для вечеринки с друзьями».

Конечно, за оригинальность, цветовые оттенки и качество пошива нужно платить свою цену: чтобы обзавестись 4–5 обновками к новому сезону, потратить придется не менее 3 тыс. грн. (средняя цена единицы товара – 600 грн.). Дорого? Да, это дороже, чем во время распродаж в Европе. Но все равно в Krisstel ценники выглядят очень даже щадяще.

А началось все более 20 лет назад, когда нынешняя владелица и главный дизайнер компании Светлана Шелефост окончила швейное училище и отправилась работать на швейную фабрику. Тогда ни о каких собственных коллекциях одежды Светлана не думала – ей просто нравилось шить.

«Я с детства мечтала стать конструктором-модельером одежды. Но перестройка помешала, и я не продолжила учебу в те годы – я окончила швейное училище. Важно было сначала научиться шить, а уже потом – конструировать», – рассказывает о тех временах Светлана. Так прошло несколько лет и произошло неизбежное: «Когда мне было уже 27 лет, я случайно встретила старых знакомых, мы пообщались, и тот разговор натолкнул меня на мысль: пора начать шить собственные модели. И, конечно, продавать их, – рассказывает г-жа Шелефост. – Денег не было, но шить очень хотелось».

Идея не заглохла: Светлана нашла компанию, торгующую итальянскими тканями, купила небольшие отрезы тканей разных типов и начала шить по собственным эскизам. Получившиеся платья и блузы продавала через друзей и знакомых, отдавая под реализацию на киевские вещевые рынки. Ни о какой торговой марке речь в конце 90-х, конечно же, не шла – отечественные покупатели упорно хотели одеваться в импорт, поэтому украинское происхождение вещей тщательно скрывалось.

Так начал расти бизнес: «Я поняла, что мне удается создавать интересные модели. Их покупают, и появились свои клиенты, – вспоминает Светлана. – Тогда я решила организовать швейный цех. И организовала. Страшно было – надо было объявления давать, людей нанимать, а потом все как-то закрутилось-завертелось».

Никаких миллионов в дело на старте г-жа Шелефост не вкладывала – их просто негде было взять. Все финансирование шло от поступающего от реализации вещей дохода. «Конечно, деньги одалживались – оборудование ведь нужно было купить, оно было «б/у». Бизнесом это тогда тяжело было назвать, и никакого бизнес-плана не было», – говорит наша героиня.

В 2003 году вещи, созданные Светланой Шелефост, уже открыто признавались как «made in Ukraine». Никаких кредитов или партнеров в свой бизнес Светлана не привлекала – самостоятельно шаг за шагом наращивала оборот, пока в 2007 году не пришла к решению создать собственную торговую марку: «Сама компания, как и ТМ Krisstel, появилась в 2007 году. Мой бизнес к тому времени окреп, уже был цех, свои небольшие магазинчики».

Название компании – это объединение двух имен: Кристина (дочь Светланы) и Стелла (производное от Светлана). Интересно, что две буквы S в логотипе символизируют реку. «Мы – быстрые, идем в ногу с трендами и с модой», – объясняет наша героиня.

На старте самые большие сложности были связаны с поисками сырья. «Ткани – это то, во что постоянно нужно вкладывать, и вкладывать немало. Оборудование – раз купил, и оно служит годы. А вот сырье необходимо закупать постоянно», – говорит Светлана, которая все ткани привозит из Италии.

Ниша, в которой работает наша героиня, – это женская одежда в деловом стиле. «Мы изготавливаем одежду для работающих женщин, не для домохозяек. Я не знаю, почему конкретно зашла в эту нишу – просто создавала то, что хотела создать, а потом уже, сформировав коллекции, начала осознанно работать для этого клиента», – описывает свой путь Светлана Шелефост. Она видит среди своих покупателей работающих девушек, как правило, самостоятельно зарабатывающих представительниц среднего класса, рожденных в восьмидесятые.

Все модели Светлана создает самостоятельно, упирая на то, что вещи от Krisstel – не для подиума, а для каждого дня. Наша героиня – большой поклонник натуральный тканей: «В последней коллекции я использовала шелк, хлопок, вискозу, лен, никаких синтетических примесей».

За вдохновением – перед тем, как окунуться в работу над новой коллекцией, – Светлана обычно отправляется в Италию. А точнее – на фабрику тканей в город Альба, что на севере страны. «Я приезжаю туда и буквально «купаюсь» в тканях, как в море, а потом еду в Милан. Ведь этот город пропитан модой, энергетикой красивой одежды, и вся тамошняя атмосфера вдохновляет меня создавать новые модели, – рассказывает Светлана Шелефост. – По приезду в Киев я обычно полгода работаю над новой коллекцией, прежде чем ее отдают в производство».

Сегодня в структуре компании есть швейный и конструкторский цеха, бэк-офис и пять магазинов. За швеями Светлане приходится буквально охотиться: «На Киев осталось два швейных училища, а с каждым годом количество групп швейников уменьшается. Такое ощущение, что люди не хотят идти работать в швейную отрасль». По ее словам, в компании созданы все условия для стабильной работы специалистов – сотрудники ценят свою работу, и такого понятия, как «текучка кадров», в фирме нет. Правда, осилить работу в компании могут не все – Светлана требовательна и ждет от работающих самой настоящей любви к швейному мастерству.

Большинство вещей шьется по договору на различных фабриках Украины, однако у компании есть и собственный небольшой цех, где работает 12 швей. Всего в год под ТМ Krisstel изготавливается 20 тысяч единиц одежды. Средний чек в магазинах компании – 600–800 грн.

Если бы не высокая арендная плата на торговые площади, ценники могли бы быть и поскромнее: «Очень сложно покрывать расходы на аренду – торговые центры нам скидок не дают, как крупным мировым брендам, – признается Светлана Шелефост. – Если бы аренда стоила меньше, мы могли бы снизить цены, и тогда было бы легче конкурировать с раскрученными марками».

Покупатели находят ее магазины благодаря «сарафанному радио», хотя, по ее словам, на рекламу компания тратит 3% годового оборота. В перспективе – открытие магазинов во Львове и Одессе. Г-жа Шелефост планировала открыть эти точки в 2013 году, однако невысокий уровень продаж в начале нынешнего года отодвинул эти планы на 2014 год. Намерена владелица Krisstel также расширить собственные производственные площади, замыкая все этапы работы компании – от создания эскизов до пошива и продажи коллекций – на собственных площадях: «Мы бы хотели открыть под Киевом цех, чтобы не отшивать коллекции где-то, а работать для себя. Это позволило бы снизить цены, да и контроль качества был бы лучше. Когда ты полностью сам на себя работаешь – это свобода».

Шить новые коллекции в Таиланде и на Филиппинах, как это делают многие мировые бренды? У Светланы в планах такого нет. Да оно и понятно: там не будут возиться с небольшими партиями моделей, заточенных под вкусы украинских красавиц. А заказывать массовые партии ей совершенно ни к чему: кому из ее амбициозных и небедных покупательниц охота видеть на улице платье, «такое же как у меня»?