Не менее 80 тыс. грн. нужно, чтобы открыть свою клининговую компанию, как сообщает журнал «Деньги», www.dengi.ua. Инвестиции полностью окупятся менее чем за полгода.
«Неряхам этот бизнес не подойдет. Человек, которому не мешает сантиметр пыли на его рабочем столе или домашней мебели, вряд ли сможет чисто убирать за деньги. А я по своей натуре педант и очень люблю чистоту», – рассказывает собственник компании «Профессиональные клининговые технологии» Сергей Мацвейко. Еще два года назад он работал уборщиком в крупной столичной клининговой компании. Честолюбие победило: он решил создать собственную фирму. Начинал с малого: зарегистрировал компанию, купил минимальный набор инвентаря и оборудования, создал собственный сайт, снял офис и нанял в помощь нескольких рабочих. Все, что зарабатывал, вкладывал в развитие. Сегодня в компании работает 12 человек, и в сутки выполняется не менее пяти заказов. Среди постоянных клиентов торгово-развлекательные центры, магазины, отели, офисы фирм и госучреждений.
Форма имеет значение
«Большие компании с «упрощенцами» работать не хотят. Поэтому «упрощенцу» ухватиться за серьезные заказы очень сложно», – сетует Сергей Мацвейко. По его словам, он сразу зарегистрировал юридическое лицо, но начал работать по упрощенной системе налогообложения в 4 группе. В результате столкнулся с тем, что если у компании-заказчика был выбор, он отдавал предпочтение подрядчику – плательщику НДС. Получив в налоговой службе это свидетельство, предприниматель стал активно привлекать крупных клиентов на ежедневную уборку и перестал довольствоваться только разовыми работами.
Кроме того, клининговой компании нужно на старте получить разрешение на выполнение высотных работ повышенной сложности в государственной инспекции «Госгорпромнадзоре» – без него мыть с улицы окна и фасады зданий запрещено. А для официального оказания услуг по дезинфекции нужно получать добро СЭС. И, конечно, все используемые в работе моющие средства должны иметь сертификаты качества. Вот и все «специальные разрешения», которые могут потребоваться.
Следующий шаг – создание сайта компании. Это важнейший канал продаж. «Я рекомендую на своем сайте подробно описывать все этапы выполнения оказываемых услуг. Прочитав это, клиент понимает, что команда знает, что она должна делать», – делится опытом г-н Мацвейко. Чтобы достойно раскручивать сайт клининговой компании в Сети, ежемесячно на его продвижение нужно тратить не менее 3 тыс. грн.
А вот на оборудовании на старте можно сэкономить. Закупать швабры «впрок» не имеет смысла, ведь сначала заказов будет немного. В лучшем случае, по одному в день. С этим объемом легко справится одна мобильная бригада из трех уборщиков и водителя. А чтобы обеспечить их инвентарем и моющими средствами, достаточно 10 тыс. грн. Конечно, если брать на ежедневное обслуживание супермаркет, этой суммы не хватит, ведь без поломоечной машины там не обойтись. Однако, как показывает практика, новички стартуют с разовых заказов от частных лиц.
Выбор химии для уборки в Украине уже весьма широк. Сам предприниматель предпочитает покупать австрийские безфосфатные моющие средства, чтобы избежать случаев аллергии у клиентов. У поставщика нужно затребовать и сертификаты качества на используемые средства.
Не обойтись в этом бизнесе и без автомобиля. «Выгоднее, когда есть свой транспорт. Но это большие затраты на старте. Я на первых порах арендовал машину у компании- перевозчика. Со временем взял два автомобиля в лизинг», – рассказывает Сергей Мацвейко. Лизинг – хорошая идея для компании, которая является плательщиком НДС.
Собирайте кадры
В клининговом бизнесе вопрос подбора профессионального персонала самый болезненный. «В детстве никто не мечтал стать уборщиком. Часто встречаются люди безответственные и недобросовестные», – не скрывает недовольства Сергей Мацвейко. По его словам, прежде чем удалось сформировать команду, пришлось распрощаться со многими кандидатами. Руководитель одной из крупнейших в Украине клининговой компании «ДЕН» Александр Бардачов констатирует, что лучшая мотивация для уборщиков – размер зарплаты. «За 13 лет работы мы перепробовали все возможные методы мотивации: устраивали конкурсы, разыгрывали призы, присуждали звание «лучшего уборщика месяца». Все это плохо работает. А вот возможность заработать больше – прекрасный мотиватор», – рассказывает Александр Бардачов. Для этого удобно устанавливать посменную или почасовую оплату труда для уборщиков. А если размер почасовой оплаты еще и зависит и от сложности выполняемых работ, это мотивирует персонал повышать свою квалификацию и учиться выполнять более «ювелирную» работу. В Киеве за час работы уборщика клининговые компании сегодня готовы платить в среднем 50–100 грн.
Совсем другое дело – логика оплаты труда менеджеров по работе с клиентами. Формула зарплаты этого персонала чаще состоит из двух частей: небольшой фиксированной ставки и процента за привлеченных и обслуженных клиентов. «Наши менеджеры, например, получают ставку в размере 1200 грн. плюс 10% от продаж. Чтобы заработать себе хорошую зарплату, нужно покрутиться. Это не всем подходит», – говорит г-н Мацвейко. Но если менеджер по продажам не готов продавать много и активно, ему стоит подумать о другой профессии, верно?
Ценовая наука
Главный риск клинингового бизнеса – высокая конкуренция среди мало отличающихся между собой компаний. Только в Киеве на чистоте сегодня зарабатывают более 400 клининговых компаний. Чтобы получить клиента, они готовы снижать цены до минимума. Из-за этого разница между минимальным и максимальным тарифом на услугу может быть в 6 и более раз. Например, генеральную уборку в квартире киевлянину могут сделать минимум за 5 грн./м2, максимум – за 30 грн./м2.
Играть в демпинг наш герой не советует. «Я отказался от идеи устанавливать на старте минимальные цены на свои услуги, а поставил средние по рынку. Объясню почему. Сегодня вы уберете у клиента за 5 грн./м2. Завтра он вам позвонит и узнает, что вы уже убираете за 25 грн. /м2, потому что вы стали известной компанией. Естественно, вы потеряете этого клиента навсегда», – рассказывает Сергей Мацвейко.
По его убеждению, любое повышение стоимости услуги клининговой компании должно быть обосновано и понятно клиенту. Например, повышенной сложностью работ или использованием более дорогих расходных материалов и оборудования. Только так фирма сможет нарабатывать новых клиентов, не теряя старых. Кроме того, в этом бизнесе весьма удачно можно реализовывать программы лояльности для постоянных клиентов. Например, выдавать им дисконтные карты с 3–5% скидкой на повторный заказ. И так привязать к себе лояльных надолго.
Каким может быть бизнес-план клининговой компании*
Статья расходов | Сумма, тыс. грн. |
РАЗОВЫЕ ЗАТРАТЫ, грн. | |
Оборудование и расходные материалы: | |
Поломоечная машина | 30 |
Полотер | 2,5 |
Фен для сушки ковров | 5,5 |
Пылесос | 5 |
Рабочий инвентарь (швабры, скребки, тележки, салфетки, комплект для мытья окон и т. д.) | 4 |
Моющие средства и бытовая химия (стартовый комплект) | 3 |
Другие разовые затраты: | |
Офисная мебель и компьютерная техника | 10 |
Оборудования для колл-центра | 5 |
Мобильная связь | 2 |
Производство сайта | 8 |
Покупка и брендирование 2 авто | 320 |
Фирменная одежда для персонала (10 чел.) | 4 |
ИТОГО стартовых затрат | 399 |
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЗАТРАТЫ | |
Зарплата | |
9 уборщиков | 36 |
2 менеджера по работе с клиентами | 10 |
2 водителя | 8 |
1 бухгалтер | 5 |
Директор | 10 |
Расходные материалы: | |
Пополнение инвентаря | 2 |
Средства на закупку «химии» | 4 |
Средства на ремонт оборудования | 2 |
Обязательные платежи: | |
Аренда помещения (от ) | 3,5 |
Реклама: Интернет, наружная и печатная реклама и т. д. | 2 |
Продвижение сайта в Сети | 4 |
Оплата телефонной связи | 0,5 |
Оплата Интернета | 1 |
Транспортные расходы (бензин в день + ТО + мойка машин + оплата парковки и т. д.) | 7 |
Налоги | 10 |
ИТОГО В МЕСЯЦ | 105 |
ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты | 1659 |
ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО** | 180** |
ИТОГО ДОХОДОВ В ГОД | 2160 |
* Расчеты журнала «Деньги».
** Из расчета, что клининговая компания ежедневно выполняет минимум 3 заказа со средним чеком 2 тыс. грн.