«Не могу добиться возмещения ущерба ни от страховой, ни от МТСБУ, ни от виновника ДТП». – киевлянин Сергей Сергеев. Он попал в ДТП 10 мая 2012 года. «Не спеша ехал домой в крайнем правом ряду. Впереди двигалось авто, я начал притормаживать до полной остановки. И вдруг почувствовал сильный удар в «зад» своей машины. Как оказалось, в мой автомобиль врезалась Daewoo Nexia», – поделился читатель «Денег».
Поначалу все разрешалось хорошо – полис «автогражданки» у виновника ДТП был. Составили протокол, в ГАИ Сергею отдали права. Потом он получил справку для страховой виновника о том, что виновник ДТП – водитель Daewoo. «После поехал в Городскую страховую компанию (страховую компанию виновника аварии. – Авт.). Написал заявление, подал необходимые документы. Осталось: оценка авто и решение суда. Как только все оказалось на руках, вновь отправился к страховщикам», – рассказал потерпевший.
Но тут Сергея ожидал сюрприз – страховая компания выехала из офиса. По телефону включался автоответчик. Звонки в другие филиалы были также безрезультатными.
«Тогда я поехал в МТСБУ (Моторно-транспортное бюро Украины), объяснил ситуацию, но мне ответили, что такими вопросами они не занимаются, так как выплачивают возмещение только в том случае, если страховая обанкротилась. И посоветовали подать в суд на виновника ДТП», – продолжил рассказ Сергей.
За деньгами – в суд
Достучаться в Городскую страховую компанию действительно невозможно. Корреспондентам «Денег» сделать этого так и не удалось. Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились в Нацкомфинуслуг и МТСБУ, которые являются регуляторами рынка страхования автогражданской ответственности.
Ответ на запрос «Денег» из Нацкомфинуслуг так и не успел к публикации статьи. А вот в МТСБУ объяснили, что они имеют право применять меры влияния только к тем страховым компаниям, которые являются членами МТСБУ. «И не выполняют своих обязательств, установленных уставом бюро», – объяснили «Деньгам» в Бюро.
Но вся проблема в том, что Городская страховая компания еще 7 сентября 2012 года была исключена из состава членов МТСБУ из-за задолженности фонду бюро. Поэтому обратиться в МТСБУ за помощью можно будет только после того, как страховую компанию объявят банкротом, и будет сформирован реестр кредиторов.
Как показывает практика, после процедуры банкротства быстро получить выплату почти невозможно. «Формирование всех документов может занять неопределенное количество времени, так как каждый случай индивидуален», – сообщили «Деньгам» в МТСБУ.
Что касается полиса «автогражданки» Сергея Сергеева, то сейчас он считается действительным, так как ДТП произошло до момента исключения Городской страховой компании из членов страхового бюро. Единственное, что посоветовали «Деньгам» в МТСБУ, так это подать на страховщика в суд.
Не он один
Естественно, Сергей Сергеев – не единственный, кому не удалось получить выплату от пропавшей компании. Страхователи, которые никак не могут добиться возмещения от Городской страховой компании (ГСК), объединяются в социальных сетях. К примеру, на Facebook создана группа «Против ГСК», в которой сейчас 115 человек со всей Украины.
Потерпевшие уже обращались не только непосредственно к страховщику, но и к регуляторам – МТСБУ и Нацкомфинуслуг.
Многочисленные исковые заявления страхователей, отправленные по предыдущему месту регистрации ГСК – в Приморский районный суд города Одессы, были оставлены без рассмотрения, из-за того, что 12 июля 2012 года страховщик изменил место регистрации и ликвидировал обособленные структурные подразделения в г. Киеве, Львове, Ильичевске. Сейчас потерпевшие обращаются с иском по новому адресу регистрации компании – в Буденовский районный суд города Донецка.
«Принимая во внимание массовый характер указанных нарушений со стороны Городской страховой компании, страхователям также следует организованно обратиться в правоохранительные органы с заявлениями о совершении должностными лицами СК имущественных преступлений. В совокупности, указанные правомерные способы воздействия существенно увеличивают вероятность осуществления выплаты», – посоветовал «Деньгам старший юрист МЮФ Integrites Денис Киценко.
Инициируем банкротство
В прокуратуре, куда также обращалась инициативная группа страхователей ГСК, им посоветовали инициировать банкротство СК. Для этого потерпевшим нужно собрать бесспорных требований, признанных решением суда, на сумму 300 миним. з/п.
Организовать это дело не так уж просто. Для начала необходимо провести судебную работу о взыскании задолженностей. Затем, при наличии совокупных требований на установленную сумму, подавать заявление о банкротстве. На момент подготовки номера в печать потерпевшим уже удалось «собрать» 286 тыс. грн.
То есть пострадавшему в любом случае необходимо подать иск в суд против компании. «Ведь именно наличие вступившего в силу решения суда о взыскании суммы задолженности будет основанием для дальнейших действий», – говорит Денис Киценко.
Причем, судиться стоит именно с компанией, а не с виновником ДТП. Рассчитывать на то, что суд обяжет его выплатить возмещение, не стоит. Ведь виновник формально выполнил свои обязательства – приобрел полис гражданской ответственности у компании с действующей лицензией. Однако его можно указать в иске соответчиком.
«Виновник ДТП, застраховавший свою ответственность, может быть обязан возместить вред лишь в части, превышающей страховые выплаты», – объяснил «Деньгам» партнер АК «Скляренко и партнеры», адвокат Андрей Сидоренко.
21 марта 2013 года Нацкомфинуслуг приостановила действие лицензии Городской страховой компании.
Лишенцы
На протяжении 2012–2013 г. г. из состава МТСБУ было исключено 7 страховых компаний: «Укрнефтетранс», «Металлург», «Континент», «Интертрансполис», «Лафорт», Городская страховая компания, «Добробут».
Выясняем, по какому адресу официально зарегистрирована СК – на сайте Нацкомфинуслуг или МТСБУ.
Подаем в СК непосредственно или почтой (ценным письмом с увeдомлением о вручении) необходимые для возмещения вреда документы:
- полис страхования (копия);
- паспорт (копия)
- идентификационный код (копия справки);
- свидетельство о регистрации ТС (копия);
- документ, подтверждающий виновность (копия);
- справку из ГАИ (при необходимости, копия);
- если необходимо – экспертную оценку о размерах ущерба (копия).
Обращаемся в контролирующий орган – Нацкомфинуслуг с требованием применить к СК санкции и проверить своевременность осуществления страховых выплат с ее стороны.
Обращаемся в суд с иском о взыскании со страховой компании суммы причиненного вреда.
После получения судебного решения обращаемся в исполнительную службу.
Объединив требования с другими страхователями, инициируем процедуру банкротства.
Внимание: пока страховая компании не будет объявлена банкротом, получить выплату от МТСБУ не удастся.
После начала процедуры банкротства передаем документы, вместе с решением суда, в МТСБУ.