«Если проект открывает «чистый» инвестор, не имеющий предыдущего опыта в розничной торговле, наша компания максимально берет на себя управление проектом, помогает в организации бизнеса, дает рекомендации, а также практикует систематический выезд наших специалистов непосредственно к франчайзи для составления наилучшего плана продаж и повышения экономических показателей с учетом особенностей бизнеса конкретного франчайзи», – рассказывает Андрей Бакасов, директор компании «Альта Тек», которая сегодня в Украине продает франшизу бренда Pierre Cardin.
Но вот к качеству торговых помещений хозяева франшиз – франчайзеры – относятся с особой требовательностью. Они разрабатывают для своих франчайзи не только дизайн-проект, но даже поставляют манекены, торговое и светотехническое оборудование.
«Объем инвестиций в оборудование и отделочные материалы магазина Mango без учета ремонтных работ – 500 евро/м2», – оценивает затраты будущих владельцев магазина менеджер по развитию бренда Mango в Украине и СНГ Юлия Селивановская.
Главная «фишка» франшизы – предпринимателю отдают в «аренду» известный бренд, который фактически продает себя сам.
Говорят, что нет особых проблем с формированием ассортиментного ряда магазина и закупками товара. Якобы, всего-то нужно приехать к франчайзеру и закупить нужное количество одежды из новой коллекции. Разумеется, все не так безоблачно – форумы и соцсети полны жалоб покупателей на отсутствие вкуса у отечественных байеров. Преодолима ли эта проблема? Конечно. При желании и наличии воли у инвесторов закупщики обеспечивают вполне ликвидный ассортимент. И, как следствие, хорошие продажи при минимальных товарных остатках.
Так что при условии удачного расположения торгового помещения и внятной закупочной политики успех магазина почти гарантирован. «Реальный срок окупаемости проекта, который уже продемонстрировало большинство наших магазинов, работающих по франшизе, составляет порядка двух лет», – обещает Андрей Бакасов. Впрочем, прибыль бутика напрямую зависит от вида товара, который тот продает. Ведь наценка на модные элитные вещи может составлять до 100%, а на одежду среднего сегмента – и до 200%.
«Деньги» сравнили условия открытия и развития бизнеса по франшизе двух магазинов одежды – Tom Tailor и Savage.
Даже наличие эффективной франшизы не избавляет инвестора от трех забот:
- правильно выбрать место для магазина;
- чутко реагировать на капризы покупателей в своем регионе;
- выстроить потогонную систему стимулирования продавцов в зале.
Tom Tailor
За плечами Елены Самарь, нынешней одесситки, 22 года бизнес-стажа. До недавнего времени она с мужем имела собственные обувные магазины, открыть магазин одежды по франшизе впервые решилась только в 2012 году. «Меня заинтересовала покупка франшизы, потому что мне нужно было найти надежную компанию-партнера, которая бы помогла наладить бизнес в Одессе», – рассказывает предпринимательница.
Tоm Tailor она выбрала, прежде всего, потому что сама любит этот бренд и одевает в эту одежду всю свою семью. Кстати, это хорошая идея: продавать то, что нравится лично тебе.
Продает франшизу Tom Tailor в Украине харьковская компания . К своим потенциальным франчайзи она выдвигает не много требований. «Помимо наличия необходимой суммы первоначальных инвестиций, инвестор должен уметь организовывать себя и свою команду, настроить ее на плодотворную работу, поставить четкие задачи и в итоге получить необходимый результат», – говорит представитель компании Евгений Борисенко. По его словам, сегодня в Украине работает 11 франчайзинговых магазинов Tоm Tailor (всего торговых точек – около 30 тыс. в 35 странах мира).
«Для меня одежный бизнес был «темным лесом». Но франчайзер все подскажет и всему научит. Они помогают во всем: как должен висеть тремпелек с одеждой, как заказывать новую коллекцию, устраивать распродажи и формировать зарплату персонала», – говорит Елена Самарь. Чтобы открыть свой монобрендовый магазин Tоm Tailor в современном одесском торговом центре, предпринимательнице пришлось выложить около 75 тыс. евро. Деньги ушли на ремонт помещения «под ключ», закупку торгового оборудования и запаса одежды из новой коллекции.
«В принципе, «с нуля» магазин можно открыть за месяц. Что касается прибыльности, то я считала, что на это потрачу год. На практике я заработала уже в первый месяц работы», – объясняет предпринимательница. По мнению Елены Самарь, лучшее место для таких магазинов – в торговых центрах. Туда люди приезжают за продуктами, техникой и за одеждой. «Отдельно стоящий магазин – это, конечно, хорошо, но пойдут ли туда люди? А администрация ТЦ обязана привлекать покупателей. По большому счету, мы за это ей и платим арендную плату, а не просто за красивое помещение», – считает предпринимательница.
Что касается площади магазина одежды, то оптимально – 150–200 кв. м. «У меня этот магазин – . Сейчас я понимаю, что это маловато. Нужно место, чтобы развесить коллекцию одежды», – говорит г-жа Самарь.
По словам украинской франчайзи, Tоm Tailor не выставляет никаких требований по поводу суммы обязательной ежемесячной закупки – каждый владелец сам определяет, какой товар и в каком количестве ему закупать. Компания учит своих бизнес-партнеров стратегии распродаж. «Люди любят распродажи, и их обязательно нужно устраивать, но каждый магазин сам определяет, когда их начинать. Обычно через 6–8 недель экспозиции коллекции на нее уже делается скидка в размере 20%», – рассказывает Елена Самарь.
У владелицы одесского магазина всего четыре продавца, хотя франчайзер рекомендует нанимать до 10 человек для обслуживания одной торговой точки. В смене – два человека. Они работают с 10 утра до 10 вечера, двое суток через двое. Их расторопность – залог успешной торговли. Чтобы продавцы не спали на работе, им нужно платить не фиксированную ставку, а ставку плюс процент от продаж. «Тут существует хитрость, которую мне рассказали харьковчане. Нужно количество продаж записывать не на всю смену, а на каждого продавца. Тогда они заинтересованы работать лучше и получать больше», – говорит героиня. Если у человека нет времени самому постоянно заниматься магазином, можно нанять управляющего. «Это мой первый магазин Tоm Tailor, но в планах у меня открыть еще три-четыре магазина в Одессе», – не скрывает предпринимательница.
Savage
«Советую всем: франшизу нужно брать и радоваться этому. Все то, что тебе нужно было бы делать самому, франчайзер приносит на блюдечке. Они тебя учат и во всем помогают», – подтверждает владелица магазина одежды Savage в столичном ТРЦ Ocean Plaza Валентина Заблоцкая. Бывшая учительница математики и информатики работает в торговом бизнесе уже более 12 лет. В целом с одежным брендом Savage предпринимательница сотрудничает более шести лет, но монобрендовый магазин по их франшизе решилась открыть только в 2012 году.
Тяжелее всего киевлянке было найти хорошее торговое место, на это ушло два месяца, тогда как для капитального ремонта помещения, включая закупку и расстановку товара, хватило и трех недель. «Меня привлекают не просто торговые центры, а торгово-развлекательные центры. Там, где есть «развлекаловка», много молодежи и мам с детками», – делится опытом предпринимательница.
По информации представительства компании Savagе в Украине, объем первоначальных инвестиций, которые придется вложить в ремонт помещения, покупку торгового и прочего оборудования, составит около 4,8 тыс. грн. на . Вдобавок к этому нужен оборотный капитал. «Сумма, необходимая для товарного наполнения магазина, составляет 3200–4000 грн. на . При торговой площади магазина 120 «квадратов» вложения в товарное наполнение могут составить 48–60 тыс. у. е.», – рассказывает руководитель представительства Savagе Вячеслав Казимиров.
По словам Валентины Заблоцкой, она многое узнала об одежном бизнесе благодаря стараниям своего франчайзера. Например, раньше она считала, что чем меньше площадь магазина, тем выше прибыльность. «Сейчас я поняла, что чем больше площадь помещения, тем больше товара можно выставить и больше выручки получить в результате. Площадь фирменного магазина должна начинаться от ; у меня магазин 170 кв. м», – говорит г-жа Заблоцкая. Сейчас в ее магазине трудятся шесть продавцов, по три человека в смене. Их зарплата состоит из фиксированной ставки и бонусов. Чем лучше они выполняют план по продажам, тем большую прибавку к ставке получают.
По мнению Валентины Заблоцкой, лучше всего работают молодые продавцы. То, что у них нет опыта работы, – не беда, их всегда можно направить на обучение к франчайзеру. А вот тем, кто пришел на работу из других магазинов, приспосабливаться к новым требованиям сложнее. Что касается товара, то г-жа Заблоцкая предпочитает пополнять его запасы каждую неделю и кардинально обновлять каждый сезон. «Мы каждый четверг делаем заказ, и в пятницу его получаем. Если у нас даже не добавляется новая модель, что бывает редко, то пополняется размерный ряд. На пополнение товара надо где-то 50 тыс. грн., а на закупку новой коллекции – до 200 тыс. грн.», – рассказывает предпринимательница.
В первый год полного возврата вложенных инвестиций киевлянка не ожидает, но ее это абсолютно не расстраивает. Говорит, что привыкла к тому, что инвестиции окупаются только со временем. А пока сумма ежемесячного товарооборота вселяет оптимизм и позволяет ей с уверенностью продолжать развивать свое дело – в предновогодний месяц товарооборот магазина превысил 500 тыс. грн. «Все сразу хотят денег. Но так не бывает. Сразу надо работать – долго и упорно, и тогда все получится», – резюмирует Валентина Заблоцкая.
Ориентировочный бизнес-план магазина одежды Tom Tailor*
Статья расходов | Сумма, тыс. грн. |
БАЗОВЫЕ УСЛОВИЯ ФРАНШИЗЫ: | |
| отсутствует |
| отсутствует |
| отсутствуют |
| 24 месяца |
РАЗОВЫЕ ЗАТРАТЫ (для магазина площадью ): | |
| 100 |
| 200 |
| 500 |
ИТОГО стартовых затрат | 800 |
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЗАТРАТЫ | |
Товар | |
| 100 |
Зарплата | |
| 20 |
| 10 |
| 3 |
| 30 |
Обязательные платежи: | |
| 2 |
| 24 |
| 2 |
ИТОГО В МЕСЯЦ | 191 |
ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты | 3092 |
ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО** | 315 |
ИТОГО ДОХОДОВ В ГОД | 3780 |
* По данным франчайзера, франчайзи и собственным расчетам журнала «Деньги».
Ориентировочный бизнес-план магазина одежды Savage*
Статья расходов | Сумма, тыс. грн. |
БАЗОВЫЕ УСЛОВИЯ ФРАНШИЗЫ: | |
| отсутствует |
| отсутствует |
| отсутствуют |
| до 18 месяцев |
РАЗОВЫЕ ЗАТРАТЫ (для магазина площадью ): | |
| 150 |
| 330 |
| 320 |
ИТОГО стартовых затрат | 800 |
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЗАТРАТЫ | |
Товар | |
| 200 |
Зарплата | |
| 24 |
| 15 |
| 4 |
| 50 |
Обязательные платежи: | |
| 2 |
| 100 |
| 2 |
ИТОГО В МЕСЯЦ | 397 |
ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты | 5564 |
ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО** | 500 |
ИТОГО ДОХОДОВ В ГОД | 6000 |
* По данным франчайзера, франчайзи и собственным расчетам журнала «Деньги».