- По самым скромным подсчетам, в Киеве уже работают более двадцати торгово-развлекательных центров. Еще семь откроются до конца года. Как в условиях такой жесткой конкуренции ТРЦ SkyMall удается не только удерживать своих прежних клиентов, но и привлекать новых?

- До открытия нашего главного конкурента – OceanPlaza, – SkyMall пока будет оставаться самым большим торговым центром в едином помещении. Общая торговая площадь комплекса составляет 69 тыс. кв. м. Но размеры, величина торговых площадей – не главное. Главное – наполнение. Мы очень гордимся тем, что собрали у себя лучшие торговые марки одежды, обуви, аксессуаров, товаров для дома. В общем, всего, что может понадобиться жителям современного мегаполиса. Не говоря уже о том, что в нашем ТРЦ находится один из самых популярных супермаркетов – «Ашан».

- Говорят, что строительство и развитие торгово-развлекательных центров требует снайперски точного расчета – если ошибиться с выбором места, формата и состава арендаторов, дело не пойдет. На что ориентируетесь, развивая SkyMall? Планируете реализовывать аналогичные проекты в городах-миллионниках?

- В регионах сейчас строить торговые центры крайне сложно – есть сложности с привлечением международных брендов, которые являются «якорными» арендаторами, магазинами, которые обеспечивают человекопоток (Zara, M&S, NafNaf, NewLook и т. д. – Авт.). Причина скепсиса у таких арендаторов состоит в недостаточно высокой покупательной способности населения.

В Киеве ситуация, конечно же, лучше. По двум причинам: намного выше плотность населения и его покупательная способность, если сравнивать с другими городами Украины. Тем не менее, и здесь все не так уж просто. Совершенно новые ТРЦ строить пока никто не решается. Те комплексы, которые будут введены в эксплуатацию в 2012–2013 годах, были задуманы и спроектированы, а также начали строиться еще до кризиса.

Из-за невысокой в целом по стране покупательной способности населения новые международные одежные бренды к нам не спешат. Нужны ли они в Украине? Конечно да. Нужны ли мы им? Вот тут они колеблются. Например, так ожидаемый всеми H&M вряд ли вскоре придет в Украину. Согласно их концепции, когда эта марка приходит в страну, она должна быть представлена сразу в нескольких городах в нескольких точках. А как я уже сказала, пока открытие таких магазинов в других городах-миллионниках мало оправданно экономически.

- Что, кроме правильного места и точного подбора торговых марок, привлекает покупателей?

Мы, например, гордимся тем, что в SkyMall – самая удобная навигация. Те, кто хоть раз был в таком большом шоппинг-молле, знают, как порой нелегко найти нужный магазин или вернуться в исходную точку. У наших покупателей такой проблемы нет. SkyMall построен так, что заблудиться в нем сложно, а возле каждого выхода расположен стенд с подробной картой.

Еще одно важное преимущество – огромная двухуровневая автомобильная парковка на 3 тыс. мест. Ведь большинство наших покупателей приезжают на своих авто. Причем парковка построена так, что даже из самого отдаленного ее уголка до входа в ТРЦ идти нужно не больше трех минут.

Кроме того, у нас отличная детская зона со всевозможными развлекательными автоматами и огромный игровой лабиринт. Недавно в комплексе открылся кинотеатр Kronverk. После шоппинга и развлечений, естественно, хочется перекусить и немного отдохнуть. Пожалуйста – к услугам гостей зона фуд-корта. Там каждый сможет найти еду на свой вкус и кошелек. Фаст-фуды и кафе у нас представлены самые разные – от универсального McDonald’s до гламурного ITIS Flowers Café. Но в ближайшее время мы планируем расширить развлекательный комплекс и добавить рекреационную зону.

- Рекреационная зона в торговом центре – как она будет выглядеть, что станет ее стержнем?

- У нас скоро будет пляж. Надеемся открыть его уже следующим летом. Между ТРЦ и Днепром есть незастроенный участок. Сначала мы планировали выстроить там яхт-клуб. Но потом решили сделать красивую набережную с детскими площадками, теннисными кортами, кафе, ресторанами и пляжем. Чтобы наши посетители могли с удовольствием проводить жаркие летние дни у воды. Киеву очень не хватает хороших ухоженных пляжей, мы решили этот недостаток восполнить.

- А что будет представлять собой развлекательный комплекс? Ведь в SkyMall уже есть детский игровой центр, кинотеатр. Что еще можно добавить к этому джентльменскому набору?

-Это будет сюрприз. Могу только сказать, что такого в Украине еще никто не делал. Знаете, катком, детским лабиринтом и кинотеатром уже никого не удивишь. Они сейчас есть практически в каждом торговом центре. Поэтому мы заказали несколько концепций у компаний, которые предлагают развлекательные зоны. Они готовят свои проекты, из которых мы выберем самый интересный вариант. Это будет комплекс для семейного досуга, где занятие по душе смогут найти себе не только дети, но и взрослые. Под эти цели будет выделено 8 тыс. кв. м.

- Но ТРЦ уже полностью заполнен. Где Вы возьмете свободные площади?

- В планах – строительство третьей очереди, общая торговая площадь которой составит 30–40 тыс. кв. м. Кроме развлекательной зоны, там также будут магазины тех марок, которые у нас еще не представлены. В том числе и те, которые еще не зашли в Украину. Не могу говорить о конкретных брендах до подписания контрактов, но скажу, что мы не разочаруем своих посетителей. Ведь качество арендаторов для нас является принципиальным вопросом.

- Когда планируете ввести третью очередь ТРЦ в эксплуатацию?

- Мы пока не ставим жестких сроков. Но ориентировочно открытие состоится в 2013 году.

- С расширением торгового центра может возникнуть дефицит паркомест. Не планируете расширять парковку?

- Да, мы уже это делаем. С тыльной стороны ТРЦ, куда подъезжают бесплатные маршрутки, курсирующие между SkyMall и базовыми станциям метро (м. Дарница, м. Минская, м. Петровка), строится еще один паркинг, который будет обслуживать торговый центр и рекреационную зону. Уже сейчас случается, что в определенные дни – праздники, выходные, дни проведения каких-то акций – мест на стоянке не хватает. Так что дополнительный паркинг для нас – это задача номер один.

- Сейчас очень популярны различные кобрендинговые программы с банками. К примеру, Metro сотрудничает с «Приватом», DreamTown – с «Альфа Банком». Не думали о подобном проекте с одним из украинских банков?

- Да, конечно же, мы готовим совместное с банковским учреждением предложение, ничего подобного еще в Украине не было, но раскрывать детали пока не хотелось бы. Наряду с этим мы планируем усовершенствовать свою дисконтную карту. Сейчас вступить в SkyMall Shopping Club может любой посетитель ТРЦ. Единственное, что для этого нужно – подойти к службе информации (инфодеск) с чеком на любую сумму из любого магазина в SkyMall.

Эта карта дает весьма символическую скидку – 2–5%, и то не во всех магазинах. Естественно, такие дисконтные карты не слишком популярны среди покупателей. Поэтому мы планируем изменить подход – увеличить размер скидок, но сделать карту доступной только для постоянных клиентов. Критерии отбора мы пока разрабатываем и ведем переговоры с нашими арендаторами. Пока же приглашаю всех на shopping night, который состоится в октябре одновременно в четырех ТРЦ в разных городах Украины. Столичная shopping night пройдет в SkyMall.

Кроме того, мы постоянно проводим различные развлекательные мероприятия, акции, розыгрыши. К примеру, в апреле мы разыграли среди наших покупателей автомобиль Fiat 500. Причем участниками данной акции стали все без исключения покупатели SkyMall, которые совершили покупку на сумму более 150 грн.

- Ольга, кто Ваш клиент? Для кого открыт SkyMall?

- У нас довольно широкая целевая аудитория. Это в равной степени и мужчины, и женщины в возрасте от 18 до 65 лет. Ядро нашей аудитории – это молодые семейные пары с детьми. Но это не означает, что мы не будем рады другим категориям посетителей. Мне кажется, что SkyMall укомплектован так, что здесь каждый найдет себе что-нибудь по душе.