По стоимости проезда между моей малой родиной – Харьковом – и столицей можно было сверять индекс потребительских цен последние лет 20. Сейчас закономерность улетучилась. Хоть наши собственные замеры, хоть официальные данные Госстата говорят о темпах роста потребительских цен на считанные проценты за последние 12 месяцев. Стоимость проезда по «железке» выросла на десятки процентов. В новых поездах нет существенного прироста по сравнению с предшественниками ни в первом, ни во втором.

Закупка дорогих корейских электричек – сродни тому, как если бы проржавеший «москвич» начали покрывать дорогущим японским автолаком. Украинские железные дороги состоят из колей, построенных еще при батюшках царях: под те скорости и вес поездов. Да, меняют время от времени рельсы и стрелки на более современные, но это положения не спасает – для движения действительно скоростных поездов нужно менять рельеф дороги, радиусы поворотов, создавать специальную инфраструктуру.

Лакировка действительности – привычный прием для топ-менеджмента. Простор для очковтирательства тем шире, чем меньше конкуренция. А конкуренции на транспорте не предусмотрено – опозорившаяся государственная железная дорога находится под крылом того же ведомства, что и ее конкуренты – частные авиа- и автобусные перевозчики.

Нынешнее лето будет не сонным и неспокойным. С 1 июня вступил в силу Таможенный кодекс. Он, вроде бы, дает больше прав бизнесу. Но таможне он дает еще больше полномочий. Как сложится баланс сил, мы скоро увидим на ценниках. В последние годы импортные товары в Украине стремительно дорожали – при стабильном курсе. Потому что росли траты на растаможку.

В полный голос говорят о том, что для пополнения бюджета будут усиливать фискальное давление. И о том, что будут вводиться новые налоги, а по старым (по подоходному) будут повышены ставки. Видимо авторам этой старой и недоброй идеи кажется, что она даст хороший результат. Но штука в том, что в налоговой сфере есть конкуренция, о чем власти, видимо, осведомлены плохо. Страны конкурируют между собой в уровне налогов и качестве бизнес-климата. Конкуренция тут жесткая. А проигравшие правительства неизбежно становятся банкротами.

Искренне Ваш, Александр Крамаренко, главред «Денег»