Ремонта боятся все. Ведь нужно будет взаимодействовать с десятком, а то и больше, специалистов, и каждый норовит сэкономить на качестве. «Я допустила большую ошибку, решив нанять строителей-одиночек для ремонта в купленной квартире. Естественно, никаких договоров не заключалось, расчет наличными, а из гарантий – только их честное слово. В результате первоначально оговоренная смета по стройматериалам была превышена практически вполовину, срок ремонта затянулся с обещанных трех месяцев до пяти. Но самое главное – я увидела кучу брака и недоработок. Даже на поклеенных обоях были видны стыки. Пришлось за ними все переделывать», – рассказывает киевлянка Наталья Назаренко. Такого сценария можно избежать. Чтобы ремонт прошел идеально, нужно найти толкового дизайнера и прораба, а также постараться лично контролировать ход всех работ.

Кто главный

Ремонтным работам должна предшествовать вдумчивая подготовка. Начать надо с поисков дизайнера, которому предстоит создать проект интерьера. «Самым главным критерием при выборе дизайнера является его подход к выполнению задачи, насколько подробно он пытается вникнуть в процесс работы над объектом. Также стоит обратить внимание на опыт работы дизайнера, на выполненные им ранее работы», – советует директор студии дизайна интерьеров «Ахтямов Дизайн» Наталия Ахтямова.  

Дизайн-проект должен включать не только картинки отремонтированного помещения, но также планировочные и стилистические решения, полный пакет схем прокладки коммуникаций, а еще – примерную смету и перечень покупных изделий (бытовая и сантехника, мебель, элементы декора, светильники).

«Легче всего нарисовать визуализацию интерьера и отдать ее клиенту. А потом клиент понимает, например, что такого дивана или бытовой техники уже не выпускают, и ему самому надо искать замену. А замена часто не вписывается в отведенное для предмета место. Такой подход к работе недопустим. Клиент должен прийти в дизайн-бюро и получить такой дизайн-проект, который можно отдать любому строителю и по полученным от дизайнера данным точно воплотить его в жизнь», – говорит менеджер компании Vanguard development Елена Пеньковская.

Следующий ответственный шаг – поиск прораба. Главная его задача – контролировать строителей, чтобы они работали качественно, не разворовывали стройматериалы и выполняли работы в срок. Прораб несет ответственность, в том числе и материальную, перед заказчиком. «Моя работа – это 20–30% сверх сметы оплаты работ строителей. При этом я гарантирую заказчику, что все будет выполнено самым лучшим образом. Но все мы живые люди, и рабочие иногда ошибаются. Если это происходит, я решаю проблему за свой счет», – рассказывает опытный инженер-прораб Виктор Царенко. Где найти прораба? Можно согласиться на кандидатуру, предложенную дизайнерским бюро, которое разрабатывало проект. Можно положиться на рекомендации друзей.

Обычно прораб сам подбирает исполнителей, которые будут воплощать мечты заказчика в жизнь. Чтобы процесс шел без запинок, дизайнер должен уметь находить общий язык со строительными бригадами, постоянно вести авторский надзор над процессом ремонта, выезжая по нескольку раз в месяц на объект и находясь на связи с прорабом.

«Хороший дизайнер должен понимать, что он рисует, и как это потом технически выполнить. А я много раз сталкивался со «звездными» дизайнерами, которые рисуют и говорят мне, что они не знают, как это выполнить, что это мои проблемы. Это не работа, – рассказывает Виктор Царенко. – Если нельзя реализовать идею дизайнера по-одному, можно сделать по-другому. И если дизайнер сотрудничает с прорабом, все получается отлично».

И с дизайнером, и с прорабом нужно заключать договора об услугах, где должно быть однозначно указано, что именно в конце получит заказчик, сколько будут длиться работы и какую ответственность будет нести исполнитель в случае некачественного либо несвоевременного выполнения работ.

Кстати, менять дизайн-проект можно на любом этапе – это обычно делают 99% заказчиков. «Изменить проект можно. Другой вопрос в том, что это выльется в дополнительные затраты», – предупреждает руководитель студии «DIZажио» Евгений Фиалковский.

Специфический расчет

Главный закон ремонта: никаких 100% предоплат. Профессионалы предупреждают, что подобное требование сразу должно насторожить заказчика. «Это смахивает на авантюру. Никаких авансов в размере 100% или даже 50%. Максимум – 20-процентный аванс, а потом поэтапная оплата. Дали денег, закупили товар, отчитались по чекам, сделали работу, получили оплату», – рассказывает Елена Пеньковская. Составлением сметы и закупкой стройматериалов, согласно дизайн-проекту, занимается прораб. Но заказчик может взять закупку материалов и на себя.

Расценки на работы можно сравнить, заказав альтернативный просчет. Серьезные компании даже готовы предложить заказчику скидки на стройматериалы в дружественных им строймаркетах или фирмах-поставщиках. Нанимая просто бригаду рабочих «с улицы», на скидки рассчитывать уже не приходится. Наоборот, строительные сметы обычно безбожно завышаются. «В строительных бригадах смету составляет бригадир. А у него обычно глаза загораются, ведь он понимает, что может заработать и на доставке, и на цене. Завышение смет может быть от 5–30%, как у кого наглости хватит. Ведь клиенты только сначала проявляют бдительность и все контролируют. А бригадир своего не упустит», – предупреждает Елена Пеньковская.

Обычно прорабы договариваются с клиентами работать по следующей схеме. Составляется общая смета ремонтных работ, включая стоимость стройматериалов. Ее должен утвердить и подписать заказчик. Потом составляется помесячный план работ и берется аванс на закупку только тех стройматериалов, которые понадобятся рабочим в течение одного месяца. В конце отчетного периода заказчик принимает работу, производит за нее расчет и дает аванс на закупку следующей партии материалов. «Я закрываю акты ежемесячно. Это нужно, чтобы заказчик мог следить, куда уходят деньги: понятно, какие материалы закуплены, какие работы сделаны и как они сделаны», – рассказывает Виктор Царенко.

Подобная схема работы поможет избежать мошенничества со стороны строителей и вовремя распознать непрофессионалов. За плохо выполненную работу им просто не платят – это практикуется сегодня повсеместно. На каждом этапе проведения ремонтных работ необходимо лично приезжать на объект. Чтобы убедиться, что все выполнено без брака, стоит периодически приглашать независимого эксперта, который хорошо разбирается в качестве материалов и сути работ.

Рассчитывать, что расходы на ремонт будут точно такими же, как в первоначальной смете, не стоит: абсолютно допустимый и прогнозируемый уровень превышения затрат – 20–25% общей суммы. Если разница выше 30%, то либо проектировщики наврали, либо строители украли.

Три стороны ремонта: кто за что в ответе?

Дизайнер

- разрабатывает планировочное и стилистическое решение в рамках указанных заказчиком бюджетных ограничений

- разрабатывает визуализацию интерьера каждой комнаты

- прописывает схемы коммуникаций и подключений (электрические, сантехнические, вентиляционные и т. д.)

- выдает спецификацию на предложенные элементы (где купить, артикул, коллекция и т. д.)

- ведет авторский надзор над ремонтными работами

Прораб

- согласовывает с заказчиком сроки, сметы, последовательность работ

- формирует и контролирует бригаду строителей

- составляет сметы по стройматериалам и работам

- закупает стройматериалы

- согласует с дизайнером порядок работ

- контролирует качество работ строителей

- отвечает за недоработки перед заказчиком

- сдает готовую работу

Заказчик

- обязуется своевременно и в полном объеме финансировать дизайнерские и ремонтные работы в соответствии с указанными при заключении договора сроками и критериями оценки работ

- принимает выполненные работы

- в случае брака имеет право не оплачивать выполненную работу

Этапы ремонта от А до Я

1 этап. Разработка дизайн-проекта

- поиск дизайн-бюро (дизайнера)

- выезд на объект и проведение необходимых замеров

- составление и согласование сроков и сметы работ

- подписание договора

- оплата аванса в размере 20%

- создание дизайн-проекта и сметы ремонта (2–4 варианта)

- прием выполненной работы и окончательный расчет

2 этап. Подготовка к строительным работам

- поиск прораба

- формирование строительной бригады

- составление смет по работам и стройматериалам

- согласование сроков выполнения работ

- подписание договора

- оплата аванса в размере 20%

- стартовая закупка стройматериалов

3 этап. Ремонтные работы

Подготовка

- демонтажные работы

- устройство межкомнатных перегородок

Черновая отделка

- смещение стояков отопления и воды (если надо)

- укладка кабелей и труб

- устройство гидро– и шумоизоляции

- прокладка труб и кабелей для кондиционера

- укладка теплого пола

- заливка стяжки пола

- черновая штукатурка

- установка дополнительных радиаторов отопления

- монтаж сантехники и подводки для полотенцесушителя

- установка ванны

- монтаж окон и подоконников

- установка металлической входной двери

Чистовая отделка

- монтаж подвесного или натяжного потолка

- устройство декоративных ниш

- установка подрозетников и выключателей

- грунтовка и шпаклевка стен и потолка

- укладка кафеля

- укладка основы пола и паркета

- сборка и установка электрощитка

- поклейка обоев и покрытий стен

Завершение

- установка крышек розеток и выключателей

- финишная покраска потолков

- финишная отделка стен

- укладка напольного покрытия

- установка межкомнатных деверей

- установка плинтусов

- установка блоков кондиционера

- монтаж люстр и светильников

- уборка и вынос мусора

4 этап. Прием работ и расчет

- подписание акта выполненных работ

- окончательный расчет

ВАЖНО: Все скрытые работы должны приниматься последовательно, ДО начала следующих этапов, которые могут закрыть доступ к оценке качества