«Меня не смущает, если в Киеве будет много гостей. Но мне бы не хотелось, чтобы эти гости вели себя так, как несколько лет назад повели себя шотландские болельщики, которые ходили по Крещатику и демонстрировали, что у них ничего не надето под традиционными килтами», – говорит киевлянка Ксения Остракова. Но буйные болельщики – это лишь меньшая из проблем, с которыми могут столкнуться жители Киева, Харькова, Донецка и Львова в июне.
Авто-коллапс
То, что украинцев ожидает транспортный коллапс, сомнений уже ни у кого не вызывает. Все четыре города в дни проведения матчей будут перекрывать свои центральные улицы и улицы, прилегающие к стадионам, для свободного движения транспорта (см. инфографику). По ним разрешат ездить только общественному транспорту, экстренным службам и, конечно же, транспорту VІP-персон. А вот тем, кто живет в домах около стадионов, чтобы заехать во двор на собственном авто, нужно будет получать пропуск в специальных аккредитационных центрах. Где находится такой центр, каждый сможет узнать у участкового милиционера или в ЖЭКе.
«Когда я узнал, что надо будет получать пропуск, чтобы в дни матчей доехать до своего дома на собственном авто, я сначала подумал, что это шутка. Получать его не пойду – просто уеду на дачу на эти дни», – рассказывает киевлянин Михаил Горлиц. Перекрытые улицы сразу же парализуют движение в городе – нагрузка на прилегающие дороги увеличится в разы.
К тому же, количество машин на улицах городов существенно вырастет за счет болельщиков, которые приедут из других городов Украины на своих автомобилях. В результате машины застрянут в километровых пробках. Кроме того, городским властям так и не удалось существенно увеличить количеств парковочных мест – ни в Киеве, ни в Харькове, ни в Донецке, ни во Львове. Дополнительные парковки никто не строил, а тех, которые есть сейчас, и так катастрофически не хватает.
Автомобилисты могут столкнуться и с очередями на автозаправочных станциях, и с очередным подорожанием топлива в горячую футбольную пору. «Лично я пересяду на общественный транспорт. Несколько дней можно поездить на метро и маршрутках. Это лучше, чем трепать нервы и портить машину в пробках», – считает харьковчанин Александр Авраменко.
Самолетом, поездом, машиной
Аэропорты и железнодорожные вокзалы заявляют о своей полной готовности принять и обслужить большое количество пассажиров. «Запуск ускоренных поездов позволит обеспечить те перевозки, которые будут необходимы. Кроме того, Донецкая железная дорога провела масштабную реконструкцию действующего вокзала «Донецк», который теперь сможет обслуживать не 15 тыс. пассажиров в сутки, а 30 тыс. человек. Что касается билетов, то, не будем кривить душой, не только железная дорога будет обеспечивать перевозку пассажиров. Большая доля болельщиков полетит самолетами, многие приедут на личном транспорте, поэтому говорить, что наш пассажир останется без билетов, было бы неправильно», – рассказал «Деньгам» начальник пресс-службы Донецкой железной дороги Владимир Селиванов. По его словам, в случае необходимости железная дорога готова ввести дополнительные поезда для того, чтобы доставить болельщиков на матчи в Донецк, Харьков, Киев и Львов.
Однако согласно расписанию, которое начнет действовать с 27 мая и уже вывешено на сайте Укрзализныци, ночных поездов стало меньше, а дневные идут по такому графику, что при поездках непременно придется предусматривать использование отеля.
В пресс-службе аэропорта «Борисполь» сообщили, что пассажиропотоки болельщиков и обычных пассажиров смешиваться не будут. «Болельщики и гости Чемпионата Европы по футболу будут обслуживаться в новом терминале Д. Все остальные пассажиры внутренних рейсов обслуживаются в терминале В», – сообщила пресс-секретарь ГП МА «Борисполь» Оксана Ожигова.
Конечно, украинцы скептически относятся к обещаниям перевозчиков, что билетов хватит всем. «Я являюсь футбольным болельщиком столько, сколько себя помню. Пропустить Евро-2012 я никак не могу. Но путешествовать буду на своем авто с тремя друзьями. Во-первых, это дешевле. Во-вторых, сам планируешь, когда выезжать, где останавливаться, где ночевать. Ну и главное – никогда нигде не застрянешь из-за отсутствия билетов», – говорит Станислав Свинцицкий.
Помоги себе сам
Толпа болельщиков – «комок» опасностей и конфликтов. Ее нужно избегать всеми возможными способами. Разъяренная проигрышем толпа фанатов может сносить и крушить все на своем пути. Если собрались на стадион – придите туда заранее. «Я попадал в ситуацию, когда на «Олимпийском» не работали турникеты, и поток болельщиков останавливался на входе. Или кто-то пытается пройти по фальшивому билету, пока разбираются, что к чему, – никого не пускают. Возникает паника и толкучка. Избежать этого можно, придя за час до начала матча», – советует киевский фанат футбола Юрий Штанько.
После матча нужно без спешки покинуть стадион в потоке фанатов, не сопротивляясь ему и не идя «против течения». В случае возникновения потасовки не стоит впадать в панику – помощь рядом. Главное – максимально быстро покинуть эпицентр конфликта. За особо «буйными» фанатами, которые не прочь подраться на матчах и после них, будет постоянно присматривать милиция. Списки «буйных» уже составлены в каждом городе. «По Киеву у нас на учете находится более 220 человек. Милиция им будет уделять особое внимание, правда, мы не можем запретить им зайти на стадион. Но антикризисные группы правоохранителей готовы справиться с любой внештатной ситуацией и вовремя утихомирить хулиганов», – уверяет замначальника пресс-службы ГУМВД по Киеву Владимир Дмитренко.
В то же время милиционер скептически оценивает перспективу увеличения квартирных краж и других преступлений в столице во время игр Чемпионата. «Максимум, что может быть, – оживятся карманные воры, как обычно бывает в местах проведения массовых мероприятий. Не провоцируйте их – прячьте подальше свои кошельки, а не засовывайте их в задние карманы джинсов», – советует Владимир Дмитренко.
Особое внимание нужно уделить безопасности детей: воспитательная беседа и особое внимание к тому, как, где и с кем он проводит свой досуг, не повредит. Лучше всего ввести в июне для своего чада комендантский час, а при возможности – отправить в летний лагерь или погостить к бабушке.
Анастасия Теплова
Для меня меры безопасности во время проведения Евро-2012 будут заключаться в ограничении поездок за рулем по городу. Весь центр в дни матчей будет перекрыт. Маленькие объездные улочки при этом не спасут, к тому же они до сих пор находятся в ужасном состоянии. Думаю, небезопасно будет ездить по городу в ночное время, особенно после матчей. Сейчас думаю над тем, чтобы вообще на время чемпионата по футболу временно перебраться на дачу.
Леонид Шпаковский
Я уверен, что конфликтных ситуаций между болельщиками будет мало. Украинцы – народ толерантный. На матчи вообще попадет не так много украинцев, потому что количество билетов ограничено, и большинство «счастливчиков» будут люди состоятельные. Так что вероятность того, что кто-то кому-то будет бить «лицо», крайне мала. Если ведешь себя адекватно – все будет хорошо. Не нужно хамить и быть агрессивным. Есть хорошая фраза: «Никто тебе ничего не сделает, пока ты сам не нарываешься». Вот и здесь действует такое же правило.
Ирина Шевчук
Работаю и живу я на Левом берегу в Киеве, поэтому от поездок на автомобиле на работу не откажусь. А вот план посещения центра столицы составлю, конечно, так, чтобы не ездить туда в дни матчей вообще. Самое важное для меня – обезопасить детей, ведь нет гарантий, что под шумок футбола в город не съедутся уголовники и малоадекватные личности. Старшего сына я отправлю на время Евро-2012 в летний лагерь в Конча-Заспе, а младший все это время будет под присмотром бабушки.
О Евро в 2008 году
Диана Кальсина
Летом 2008 года мне с моей дочкой и племянницей пришлось побывать в Вене в то самое время, когда там проходил чемпионат Евро-2008. Первое впечатление было «ах!». На улицах все чисто, аккуратно. Во время обзорной автобусной экскурсии по городу, кроме прекрасных венских достопримечательностей, увидели множество фан-зон. Так как первое знакомство происходило утром, то вокруг фан-зон особой активности не наблюдалось. После того как побывали в одном из домов Хундертвассера, Шенбрунском дворце и после проезда по городу, мы прибыли в самый центр Вены, в старый город. Мы собирались рассмотреть его пристальнее и, конечно, попасть в Собор Святого Стефана. Вот тут уже стало понятно, что да, сейчас как раз проходит Евро-2008. Центр был огорожен от проезда транспорта – только пешеходная зона. Подойти к Собору было можно, но войти – нет. Все было закрыто. Поэтому мы просто бродили по улочкам и любовались старой Веной. В тот самый день, когда мы были в Вене, должен был состояться матч между Турцией и Хорватией. Я не могу оценить количества болельщиков, которые собрались на центральной площади во второй половине дня. Но даже протолкнуться сквозь толпу было сложно. Люди cидели за столиками, которые были вынесены на улицу, на бордюрах, просто на тротуаре. С балконов домов свисали государственные флаги команд-соперниц. Масса болельщиков были с разрисованными лицами. Все ели, пили, кричали, дудели, устраивали дымовые завесы. Мы буквально плыли по рекам пива, которое текло по ногам. Дворники просто не успевали справляться с мусором. Скажу откровенно: было страшновато находиться в такой массе народа.
Однако, надо отметить, народ был настроен дружелюбно. Хотя, возможно, это было связано с тем количеством полиции, которая присутствовала на улицах. Полицейские, несмотря на летнюю жару, были все поголовно в бронежилетах, на вопросы туристов отвечали дружелюбно и охотно. Футбольный чемпионат – не самое комфортное для пребывания в городе время. Но в Вене активность футбольных фанов все-таки была довольно локальной и эффективно контролируемой.
Топ-5 правил безопасности во время Евро-2012
- Ограничить поездки на своем автомобиле в дни матчей.
- Тщательно продумать план поездок в другие города Украины, чтобы минимально соприкасаться с потоками болельщиков. Заказывать билеты ЗАРАНЕЕ.
- Избегать толп футбольных фанатов.
- Ограничить пребывание детей на улице в дни и вечера матчей.
- Не брать с собой много наличных в места скопления людей, следить за кошельком.
Какие улицы на Евро-2012 закроют для автотранспорта?
Киев Введена пешеходная зона с 28 мая по 7 июля
Перекроют в дни матчей: Июнь: 11, 15, 19, 24 Июль: 1
|
Львов Введена пешеходная зона с 28 мая по 5 июля
Перекроют в дни матчей: Июнь: 9, 13, 17
|
Харьков Перекроют в дни матчей: Июнь: 9, 13, 17
|
Донецк Перекроют в дни матчей: Июнь:11, 15, 19, 23, 27
|