Александр, владелец небольшой компании, занимающейся пассажирскими перевозками, – один из немногих предпринимателей, кто согласился хотя бы анонимно поговорить с корреспондентом «Денег» на скользкую тему «обнала». По его словам, за последнее время многое изменилось. 

«Большое количество «конвертов» было прикрыто. На их место пришли новые. Но с ними работать и страшно, и дорого», – говорит Александр. Если раньше за «перегон» денег брали 5–8%, то теперь расценки стартуют с 8% и могут достигать 12–15%. «А страшно потому, что даже работа через «крышуемую» налоговой структуру не дает гарантий, что завтра к тебе не придут и не обвинят в махинациях», – объясняет предприниматель.

«Новые начальники ставят свои конвертационные центры и, соответственно, преследуют старые, в том числе используя контролирующие органы под лозунгом борьбы с «обналом». На данный момент борьба контролирующих и правоохранительных органов с конвертационными центрами выглядит так, будто целью является удаление с этого «рынка» всех лишних участников и монополизация подобных «услуг» в руках избранных», – рассказал «Деньгам» один из юристов, разумеется, на правах анонимности.

В бизнес-сообществе упорно циркулирует мнение, что и раньше конвертцентры работали не без благословения контролирующих органов. Ходят уж совсем удивительные слухи, будто  некоторые сотрудники контролирующих органов настойчиво «рекомендуют» подопечным предпринимателям работать через те или иные структуры. Что, кстати, не гарантирует неприкосновенности тем, кто пользовался услугами этих структур.

Опасные «конверты»

«Любой конвертационный центр рано или поздно попадает в поле зрения контролирующих органов. Следом за этим идет «отработка» лиц, воспользовавшихся услугами «конверта», – рассказал «Деньгам» юрист юридической фирмы FELIX Константин Носов. Схема стандартна: проведение налоговой проверки с выводами о нереальности проведенных операций и соответствующим доначислением налоговых обязательств. Если в отношении организаторов (либо по факту) «конверта» возбуждено уголовное дело, то лицам, воспользовавшимся его услугами, необходимо быть готовым к беседе со следователем. Для начала – в статусе свидетеля.

«В отношении компаний – «налоговых ям» налоговики составляют, так называемые, «акты ничтожности», на основании которых снимают налоговые кредиты и доначисляют к оплате неуплаченные предпринимателями – «выгодоприобритателями» налоги», – рассказывает управляющий партнер ЮФ «Губенко и Партнеры» Владимир Губенко.

Основания для составления такого акта – ничтожность сделок, осуществленных конвертцентром. Она обосновывается разными причинами: ненахождение по адресу, отсутствие наемных работников, средств производства и т.п.

Следует отметить, что борьба с доначислениями, проведенным по таким актам проверок, не всегда может дать желаемый результат. У налоговой есть простая позиция: идти от одной судебной инстанции к другой до тех пор,  пока не будет принято решение не в пользу налогоплательщика. Это подтверждают и практикующие юристы. «Что касается судов, то они в последнее время отказались от состязательного судебного процесса и плательщику необходимо представить убедительные доказательства правоты своей позиции», – говорит Константин Носов.

Риски вызывает и то обстоятельство, что при проведении «обнальной» операции некоторые «конверты» предоставляют минимальный пакет документов, «де-юре» достаточный для подтверждения такой операции, а «де факто» – нет. Поэтому многие клиенты «конвертов» при защите своих интересов в суде сталкиваются с проблемами. Например, с отсутствием документов, подтверждающих, по мнению суда, реальность проведенной операции (транспортировка, хранение, наличие трудовых и технических ресурсов и пр.).

Игра по новым правилам

«Через «конверты» работают сейчас только самоубийцы. Я постоянно использую разные схемы, суммы вывожу небольшие, чтобы не бросалось в глаза. В основном, конечно, оплачиваю услуги от «единщиков». Но у меня все по правилам оформлено – комар носа не подточит», – рассказывает владелец ресторана Игорь.

Действительно, несмотря на популярность этой схемы, в нынешних условиях без крайней надобности прибегать к услугам конвертационных центров считается в предпринимательской среде верхом легкомыслия. Поэтому все большую популярность приобретают другие схемы «выхода в кэш»: под совершенно реальные услуги и работы. В первую речь идет, конечно же, о работе с частными предпринимателями на едином налоге.

Разработчики нового Налогового Кодекса в свое время решили радикальными мерами избавиться от самой возможности использования физлиц-«единоналожников» при уходе от налогов. С 1 апреля 2011 года был введен запрет на включение в состав валовых расходов юридических лиц, расходов понесенных в пользу физлиц-«единоналожников». Естественно, наряду с «уклонистами» под удар попали и те «единоналожники», кто совершенно легально и обоснованно поставлял товары, услуги или работы юрлицам. 

К счастью, с 1 января 2012 года единый налог заработал по-новому. Вышеуказанный запрет был снят. Правда, были увеличены ставки единого налога (3% с полученного дохода в случае уплаты НДС и 5% в случае включения НДС в состав единого налога), что существенно увеличивало налоговую нагрузку и, соответственно, стоимость проведения конвертационных операций.

В принципе, с таким повышением издержек бизнес смирился – в обмен на возможность легально работать без чрезмерной опеки контролеров. Некоторые компании оформляют частными предпринимателями своих сотрудников, другие –  договариваются с реально работающими ЧП-шниками, которые за 10–12% (с учетом налога) готовы обналичить небольшую сумму (до 100–200 тыс. грн.). До апреля 2011 года стоимость этой «услуги» через постороннего «единщика» составляла 5–7%.

Главное, о чем должен позаботиться предприниматель, прибегающий к услугам единоналожников, – правильное оформление сделки. Во-первых, услуга, за которую компания платит «единоналожнику», должна соответствовать его виду деятельности. Во-вторых, желательно, чтобы сделка не была полной фикцией. Самым безопасным, с данной точки зрения, является покупка услуг. Их нельзя «потрогать», проверить их наличие на складе. И если оба участника сделки довольны ее экономическими результатами, то почему к ней должны быть предъявлены претензии?

Еще один, ранее крайне распространенный, способ «обнала» – аренда помещения у «единоналожника». Впрочем, с принятием Налогового кодекса  и этот путь претерпел изменения. Согласно подпункту 291.5.3 НК, частный предприниматель-плательщик единого налога не имеет права сдавать в аренду земельный участок, площадью свыше , жилое помещение – площадью более и нежилое помещение, площадью более .

А ведь раньше «единоналожники» могли сдавать в аренду своим же компаниями хоть целые торговые центры. Теперь эту дорожку закрыли. Правда, только для очень крупного бизнеса. А небольшая компания может по-прежнему арендовать свой же офис у «единоналожника». Никто, впрочем, не мешает и большой торгово-развлекательный или офисный центр поделить на «квадраты», принадлежащие отдельным ФОПам. Однако не исключено, что такое дробление, скорее всего, сразу привлечет внимание фискальных органов.

Не налогом единым

Кроме вывода денег на «единщиков» и работу через организованные «конвертцентры», также популярным остается кэптивное («карманное») страхование. Правда, подходит такой способ «обнала» лишь тем, у кого есть выходы на надежного человека в страховой компании, которая этим занимается. И, конечно, этот путь доступен только тем, кто оперирует суммами с пятью-шестью нулями.

«Названия кэптивных СК известны всем. Но не придешь же и не скажешь первому встречному менеджеру: «Здравствуйте, помогите мне с обналом». Поэтому мне, к примеру, данный способ не подходит», – объясняет сложности в работе со страховщиками владелец кафе Игорь.

Еще одной любимой схемой предпринимателя является закупка сельхозпродукции. Дело в том, что ее можно осуществлять за наличные, если продавец – физическое лицо, не являющееся предпринимателем. Из подтверждающих документов этой операции должен быть только «Отчет об использовании средств» и закупочный акт, который составляется без привлечения продавца.

«Доказать, что этой операции на самом деле не было – невозможно. Так как все документы есть, а отсутствие продуктов можно легко оправдать тем, что они уже ушли в дело или… испортились», – делится секретом Игорь. Единственным существенным минусом данной схемы он считает ограничение в 10 тыс. грн. в день. Ну и то, что применять ее могут только предприятия общепита. Ведь торговцу канцелярией, к примеру, будет сложно объяснить покупку сельхозпродукции.   

Кроме того, с целью снижения чрезмерной налоговой нагрузки предприниматели прибегают к выплатам материальной помощи сотрудникам, выдаче им долгосрочных кредитов или увеличения до возможного максимума зарплаты руководителя.

Интересным нам показалось применение роялти – платы физлицу за использование авторских прав, прав на торговую марку и т.п. Данная схема доступна практически любому предпринимателю, разве что нужно решить, о какого рода правах может идти речь. А если оплата за использование прав измеряется существенными суммами, может возникнуть необходимость в оценке таких прав. Например, получить в соответствующих структурах акты оценки, например, торговой марки.

Основные проколы

На самом деле используется намного больше схем «обнала», чем описали «Деньги». Просто некоторые из них показались нам несостоятельными, другие – слишком запутанными, а третьи – откровенно криминальными.

К примеру, нам рассказывали об одном предпринимателе, который инсценировал кражу своей бизнес-карты. Сначала он обналичил ее в банкомате, расположенном на окраине города, а потом позвонил в call-центр с просьбой заблокировать счет, так как карта пропала. Чтобы доиграть роль до конца он даже подал в банк заявление на возмещение ему якобы украденных с карточки денег. Банк, естественно, ничего не вернул, но и налоговая не требовала отчитаться за потраченные средства.

Также несостоятельной оказалась схема со штрафами. Компания А, которой нужно обналичить деньги, заключает контракт с компанией Б о предоставлении каких-то услуг или поставке товара. В контракте прописываются огромные штрафные санкции за невыполнение обязательств. Естественно, контракт не выполняется и компания А выплачивает компании Б штраф, который потом наличными возвращается компании А за удержанием комиссии, причитающейся компании Б за ее «услуги». Все было бы хорошо, если бы штрафные санкции включались в валовые затраты. Но платить-то их приходится из прибыли. В свою очередь, компания Б должна учесть полученный штраф в виде дохода и тоже, соответственно, заплатить с него все налоги.

Трюк с выплатой дивидендов (владелец компании оформляет на себя выплату дивидендов и платит налог на дивиденды 5%) также показался нам неочевидным в качестве инструмента «обнала». Ведь дивиденды платятся с прибыли. То есть, чтобы компания вообще смогла их выплатить, ей как минимум нужно показать прибыль. А значит, заплатить все налоги. По такой схеме «кэш» обходится в 28,8% безналичной суммы, которая должна быть направлена на обналичивание.

Ныне действующие способы обналичивания денег

Способ 1. Организованный конвертцентр

  • Схема работы с конвертцентром предельно проста. С компанией заключается договор поставки товаров или предоставления услуг на сумму, которую нужно обналичить. На реквизиты конвертцентра перечисляется «оплата по контракту», а через день-два предпринимателю передают наличные за вычетом 8–12%, которые взимаются как плата за транзакцию. Важно: компания, через которую перегоняются деньги, должна работать на той же системе налогообложения, что и предприниматель или его компания. Иначе возникнут дополнительные налоговые потери.
  • Ограничения: Конвертцентры не работают с суммами меньше 100 тыс. грн.
  • Расходы: Кроме комиссии конвертцентра, никаких.
  • Стоимость: 8–12%
  • Риски: Есть риск невозврата денег. Работа через конвертцентр сопряжена с высокой вероятностью «засветиться» перед налоговиками.

Способ 2. Кэптивное страхование

  • Страховая компания берет на страхование риск по завышенному тарифу. Себе оставляет 6–15% (в зависимости от индивидуальной договоренности и сумма контракта), остальное возвращает предпринимателю.
  • Ограничения: Страховые платежи относятся на валовые расходы только в сумме до 4% годового оборота компании. Все, что сверх – оплачивается за счет прибыли. Так что для компании с годовым оборотом в 5 млн. грн. вывести таким образом можно не более 200 тыс. грн. в год.
  • Стоимость: 6–15%
  • Риски: Есть риск невозврата денег.

Способ 3. Сотрудники-«единоналожники»

  • Сотрудники компании оформляются как предприниматели на едином налоге. Если компания является плательщиком НДС, лучше выбрать 3 группу (3% плюс НДС). На них можно выводить как зарплату (экономия на соцотчислениях), так и другой необходимый «кэш». Оформляют отношения с «единщиками» обычно договорами подряда о предоставлении консалтинговых, маркетинговых, юридических и других услуг.  
  • Ограничения: Годовой оборот одного «предпринимателя» 3 группы не должен превышать 3 млн. грн. в год. То есть, при регулярных расчетах, не больше 250 тыс. грн. в месяц.
  • Расходы: 3% единый налог, 20% НДС, 1% за «обналичку» средств с карты, 400 грн. ЕСВ за каждого предпринимателя.
  • Стоимость: 24%
  • Риски: О схеме хорошо осведомлены налоговики – если платежи в адрес «единщиков» уж очень демонстративны и объемны, могут появиться проверяющие. Важно, чтобы деятельность дружественных «единщиков» соответствовала виду, указанному в свидетельстве.

Способ 4. Аренда помещения 

  • Если помещение, где расположен офис, склад, производство компании, принадлежит предпринимателю, право собственности можно оформить на ЧП-«единоналожника» (3 группа, 3% с НДС). Так компания сможет арендовать помещение по нужной цене и ежемесячно выводить в кэш нужную сумму.
  • Ограничения: Годовой оборот «предпринимателя» 3 группы не должен превышать 3 млн. грн. в год. То есть, аренда не может стоить больше 250 тыс. грн. в месяц. Кроме того, в соответствии с НК, ЧП на едином налоге не может сдавать в аренду нежилое помещение площадью свыше , жилое – площадью более .
  • Расходы: 3% единый налог, 20% НДС, 1% за «обналичку» средств с карты, 400 грн. ЕСВ Стоимость: 24%
  • Риски: Фактически нет.

Способ 5. Сверхбольшая зарплата руководителя

  • Владелец и руководитель компании устанавливает себе высокую официальную зарплату. При этом сотрудникам официально начисляется «минималка», остальная часть выдается в конверте из зарплаты босса. Фокус в том, что максимальная величина базы начисления  единого соцвзноса равна 17 прожиточным минимумам (1037 грн. с 04.01.2012), то есть 17629 грн. Все, что сверх, просто облагается налогом на доходы физлиц по повышенной ставке (17% вместо 15%). Так можно сэкономить на соцотчислениях (34,7% фонда заработной платы).       
  • Ограничения: Нет, но з/п руководителя не должна переходить границы разумного (говорят о 100–120 тыс. грн.)
  • Расходы: Для суммы в 100 тыс. грн.:
  • ЕСВ 6459 грн. + налог на доходы физлиц 16781 грн. (15% от 10940 грн. (10 мин. з/п с 01.04.2012) и 17% от 89060 грн.). Всего 23240 грн.
  • Стоимость: 23,2%
  • Риски: Отсутствуют. Так как владелец/руководитель имеет право на свое усмотрение устанавливать размер зарплаты на своем предприятии.

Способ 6. Оформление матпомощи сотрудникам

  • Данный способ поможет сэкономить разве что на соцотчислениях. Так как разовая материальная помощь облагается только налогом на доходы физлиц.
  • Ограничения: Если выделение матпомощи будет регулярным, налоговая может предъявить претензии.
  • Расходы: Нет налогового кредита, поэтому 20% НДС, 15–17% налог на доходы физлиц.
  • Стоимость: 35–37%
  • Риски: Отсутствуют.

Способ 7. Роялти

  • Предприниматель как физлицо регистрирует авторское право на промышленный образец, сорт растений, компьютерную программу, торговую марку и т.д. Физлицо продает право использовать его интеллектуальную собственность компании и регулярно получает роялти, которое облагается налогом на пассивные доходы по ставке 5%.
  • Ограничения: Объем отчислений в виде роялти зависит от оценочной стоимости интеллектуальной собственности.
  • Расходы: 5% налог на пассивные доходы + 1% за «обналичку» карты физлица.
  • Стоимость: 6%
  • Риски: Отсутствуют.

Что мне за это будет?

Ответственность за уклонение от уплаты налогов (ст. 212 Уголовного Кодекса)

Условия, при которых наступает ответственность

Ответственность

Новая редакция (вступила в силу с 17.01.2012 года)

Старая редакция (действовала до 17.01.2012 года)

Если деяние привело к недоимке в значительных размерах, то есть свыше 536 500 грн.

Штраф от 17 000 до 34 000 грн. или лишение права занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет.

Штраф от 5 100 до 8 500 грн. или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет.

При условии предварительного сговора группы лиц или в крупных размерах, то есть свыше 1 609 500 грн.

Штраф от 34 000 до 51 000 грн. и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет.

Штраф от 8 500 до 34 000 грн. или исправительные работы сроком до 2 лет или ограничение свободы сроком до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет.

Если преступление совершено лицом, ранее судимым за такое преступление, в особо крупных размерах, то есть свыше 2 682 500 грн.

Штраф от 255 000 до 425 000 грн. и  лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет с конфискацией имущества.

Лишение свободы сроком от 5 до 10 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет с конфискацией имущества.

Наиболее популярные инструменты получения наличных и их свойства

Тип операции

Мин./макс. размер суммы ежемесячных обналичиваний

Затраты

Основной риск

Транзакция через конвертцентр

Мин 100 тыс. грн.

8–12%

100% попадание в поле зрения налоговой, риск невозврата денег

Кэптивное страхование

Не более 4% от оборота

6–15%

Риск невозврата денег

Оплата услуг «единоналожников»

Не более 250 тыс. грн. на одного «единщика»

24%

Недостаточное фактическое подтверждение заключенных договоров

Аренда помещения

Не более 250 тыс. грн.

24%

Нет

Завышение зарплаты руководителю

Макс. 100–120 тыс. грн.

23,2%

Нет

Оформление матпомощи сотрудникам

Макс. 100–120 тыс. грн.

35–37%

Несогласие сотрудников

Роялти

Нет ограничений

6%

Нет