Центральная фигура в таком бизнесе – дизайнер. Главное для него – умение рисовать стилизованных персонажей, создавать орнаменты и логотипы в национальном стиле и т. п. Чтобы дизайн изделий не был уж слишком однообразным, время от времени придется привлекать внештатных художников. За один графический мотив можно платить и до 1000 грн. А еще лучше предложить небольшой фиксированный гонорар и плюс к нему «роялти» (плату за каждый проданный экземпляр).
На раннем старте проекта (первые 2 месяца) можно обойтись и без офиса. Однако потом придется арендовать собственное помещение – желательно с комнатой под склад. Площади лучше искать в районе с хорошим транспортным сообщением и удобной парковкой, но не в самом центре. Также придется инвестировать в оборудование помещения и покупку техники. По поводу «железа» надо консультироваться с дизайнером – ему на ней работать. Но если договориться с дизайнером о надомной работе, а фотооборудование арендовать (100–200 грн. в день), разовые затраты на технику снизятся до 5–7 тыс. грн.
Футболки без рисунка («чистые») стоят 15–60 грн. за единицу в зависимости от фасона, расценок производителя (оптовика), размера партии, а также от качества, плотности и вида ткани. Использование готовых футболок – самый простой и правильный путь. Особенно в самом начале. Но если бизнес встал на ноги, появится смысл заказывать солидные партии «чистых» футболок с индивидуальным дизайном.
Стоимость нанесения изображения зависит от используемой техники, площади и цветности рисунка, а также размера партии. На периферии производство обойдется дешевле. Самый экономичный вариант – 30–50 грн. за футболку с шелкотрафаретной печатью в 1–2 цвета (при заказе не менее 1–2 тыс. шт.). Многие фабрики предлагают не только пошив оптовой партии футболок, но и печать под заказ. И, конечно, они потребуют предоплату.
Реализаторам такие изделия можно отдавать за 60–100 грн., в таком случае цена в рознице может составить от 90 до 150 грн. Себестоимость футболок более высокого качества, пошитых на заказ, с полноцветными рисунками большой площади или вышивкой может достигать 80–150 грн. Мелкооптовые цены на такие футболки составят около 120–300 грн., а на точках продаж их выставят уже за 160–450 грн. Товар, который продается в рознице дороже 160 грн., должен быть действительно уникальным и высококачественным.
Продвижение товара лучше начинать задолго до чемпионата. Первые шаги стоит сделать с помощью Интернет-магазина, это дешевле и позволит протестировать вкусы потребителей.
Мелкооптовых покупателей можно искать и в Интернете, но накануне чемпионата перспективные торговые точки вблизи от стадионов и туристических маршрутов нужно «обойти ногами». Большинство продавцов предпочитает брать новый товар под реализацию. И поставщик с определенной периодичностью (2–4 раза в месяц) требует отчет о продажах и расчет за товар. Интернет-магазины выкупают товар у поставщика только в случае продажи конечному покупателю.
Риски
Основной риск – это использование надписи «ЕВРО-2012» и других логотипов, знаков, которые запрещено использовать без лицензии. «Гражданская ответственность предполагает взыскание компенсации в пределах от 11,34 до 56 700 грн., административная – штраф 170–3400 грн. с конфискацией контрафактной продукции и задействованного оборудования и материалов», – уточняет старший юрист по защите прав интеллектуальной собственности компании «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Тарас Кислый. А если правонарушение подпадет под уголовную статью, то предпринимателя могут ждать не только штрафы и конфискации, но и до 6 лет.
Николай Лавренов, производитель «футбольных вышиванок» U-Shirt:
В дизайн футболок мы вкладываем национальный колорит и идею объединения Украины с одной из стран – участниц чемпионата. Футболки шьем в Украине, ткань привозим из Турции. Продавать продукцию начали через Интернет-магазин. Мы не делаем основную ставку на иностранных гостей и период чемпионата. Наш основной покупатель – украинец. А в перспективе мы собираемся выпускать еще и клубные варианты вышиванок.
Каким может быть бизнес-план производства футболок
Статья расходов | Затраты, тыс. грн. |
Обязательные затраты: | |
Покупка оргтехники (2–3 персональных компьютера, включая рабочее место дизайнера, сканер, принтер, графический планшет для дизайнера, телефоны, фотоаппарат и т. п.) | 23 |
Разработка, запуск и продвижение в первый месяц работы сайта с функциями Интернет-витрины | 7 |
Покупка офисной мебели и оборудование помещения | 15 |
Затраты на разработку и производство первой партии продукции в 1000 шт.* | 50 |
ИТОГО стартовых затрат | 95 |
| |
Постоянные затраты: | |
Менеджер проекта | 12 |
Дизайнер | 8 |
Менеджер по продажам | 5 |
Оплата услуг курьеров | 4 |
| |
Затраты на производство продукции в перерасчете на 1 мес.* | 40 |
| |
Накладные расходы | 1 |
| |
Обязательные платежи: | |
Аренда офиса | 5 |
Оплата Интернета | 1 |
Оплата телефонной связи | 1 |
Продвижение продукции и Интернет-реклама | 4 |
Налоговые и иные платежи (СПД, III группа) | 7 |
| |
ИТОГО В МЕСЯЦ: | 88 |
ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты | 1151 |
ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО (реализация) | 110 |
Итого доходы за год, грн. | 1320 |
* При условии использования готовых футболок и шелкотрафаретной печати.
** При условии осуществления руководства учредителями бизнеса.