Главная задача при запуске такого бизнеса – привлечь к сотрудничеству максимальное количество ресторанов-партнеров. Чем больше выбор, тем больше клиентов обратится в службу доставки. Но есть и сложности – например, нужно суметь получить не только согласие ресторана доставлять своим клиентам еду из его меню, а еще и «выбить» из него комиссию за каждое реализованное блюдо. Стандартная «такса» – 5–10% стоимости заказа. Непросто на таких условиях договориться с фаст-фудами, которые готовы сотрудничать со службой доставки, но не готовы с ней делиться доходами. С другой стороны, еда того же «МакДональдса» очень популярна среди иностранцев – так что придется искать компромиссы.

Особой конкуренции в сегменте доставки еды из разных ресторанов сегодня нет. На рынке сейчас распределены десятки контор разной величины, и за последние полгода ситуация существенно не изменилась. Сдерживающими факторами бурного развития конкуренции в этой нише является трудоемкий и длительный процесс формирования базы ресторанов-партнеров, сложности по созданию эффективной системы логистики и солидные первоначальные затраты.

Начинать придется с регистрации СПД, для начала этого будет достаточно. Если бизнес серьезно вырастет и оборот увеличится в разы, нужно будет зарегистрировать еще одно СПД и регулировать денежные потоки на два малых предприятия. Скажем сразу – алкоголь доставлять в таком случае не удастся, так как торговля спиртным исключает работу на «упрощенке».

Основным капиталовложением на старте является создание современного сайта с возможностью онлайн-заказа блюд. Затраты на это стартуют от 24 тыс. грн. Разумеется, он должен включать англо–, немецко– и польскоязычные страницы. В копеечку выльется также оборудование офиса – еще около 32 тыс. грн.

Логистика – самое слабое звено, особенно если речь идет о водителях-фрилансерах, которые зарабатывают на проценте от суммы выполненных заказов. Постоянные водители-курьеры – надежнее. Но для них придется продумывать такую систему оплаты, чтобы им было выгодно эксплуатировать личные авто в интересах работодателя.

В доставочном бизнесе не обойтись без «оборотного капитала» – денег, которые ежедневно придется выдавать своим курьерам для выкупа блюд из ресторана. В среднем – до 5 тыс. грн. каждому развозчику еды.

На старте очень важна реклама. Ведь главная задача новичка – привлечь как можно больше клиентов за меньшее количество времени. А значит, нужна реклама в Интернете, раздача рекламных карточек в ресторанах или такси, в отелях и хостелах.

Начинать работу в канун Евро-2012 целесообразно, поскольку европейские футбольные фанаты, в отличие от украинских гурманов, уже давно привыкли пользоваться службами доставки еды. То есть поток клиентов в июне обеспечен. При грамотной организации всех бизнес-процессов служба доставки начинает хорошо зарабатывать уже на третий-четвертый месяц после старта. Через 7–8 месяцев только на транспортных услугах она вполне может приносить около 100 тыс. грн. дохода ежемесячно и чуть меньше – за счет комиссии от ресторанов.

Денис Рожнатовский, собственник службы доставки «Aллo24»

К началу чемпионата по футболу рестораны уже начали разрабатывать специальные меню. Они заинтересованы в сотрудничестве со службами доставки. Под Евро-2012 я запущу английскую версию сайта, а в call-центре будет работать англоговорящий оператор – без этого не обойтись. В моих планах – полностью перевести прием заказов в онлайн-сервис, отказавшись от сall-центра вообще.

Каким может быть бизнес-план службы доставки еды из ресторанов*

Статья расходов

Сумма, тыс. грн

ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ

Фонд зарплаты

2 оператора call-центра

8

4 курьера-водителя со своими авто

20

Обязательные платежи и налоги

15

Расходные материалы

Бензин (15 литров в день на 1 машину)

15

Мойка авто, СТО, шиномонтаж

2

Обязательные платежи

Аренда помещения для операторов call-центра

3

Оплата телефонной связи

2

Оплата Интернета

0,5

Продвижение сайта в Сети

2

Реклама: печатная и в Интернете

3

ИТОГО В МЕСЯЦ

70,5

ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты

919

ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО

110

Итого доходы за год

1320

     

* Расчеты журнала «Деньги».