Чтобы открыть семейное мини-экскурсбюро, понадобится авто среднего класса или семиместный мини-вэн, свободное владение иностранным языком, опыт проведения экскурсий или стаж работы в туристической сфере. Можно, выступая в качестве агента, сотрудничать с независимыми экскурсоводами, которым нужно платить 100–150 грн./ч, 400–500 грн./день, и продавать их готовые программы. Но лучше иметь в активе свои «фирменные» маршруты, которые стоит предлагать не только клиентам, но и другим экскурс-бюро и турфирмам.

При наличии образования, багажа знаний и энтузиазма за разработку маршрутов можно взяться самостоятельно. По мере необходимости стоит привлекать опытных краеведов, историков, музейных работников и других специалистов, оплачивая их консультации (от 80–100 грн./ч). На разработку 10 собственных маршрутов по городу и пригороду с учетом транспортных расходов, билетов, консультаций и т. п., стоит выделить 5–8 тыс. грн. На начальном этапе можно обходиться без офиса, но со временем турбюро придется обзавестись «точкой продаж» своих услуг (3–5 тыс. грн. в мес.).

Для 1–3 человек, которых лучше обслуживать на легковом авто, цена за экскурсию на 2–4 часа может составить 600–1200 грн. (от 200–400 грн. с чел.); для 4–16 туристов, обозревающих достопримечательности на мини-вэне или микроавтобусе – 1000–1500 грн. (от 60–100 грн. с чел.). Расценки зависят от стоимости услуг транспортников. За 1 час по Киеву на мини-вэне или микроавтобусе обычно берут 100–180 грн., на автобусе – 200–280 грн. Подача транспорта часто расценивается как дополнительный час. Загородные поездки оплачиваются в зависимости от километража – 4–5 грн./км.

Цена пешеходной экскурсии для любого количества участников составляет около 500 грн. (от 25 грн. с чел.). Оплату посещения музеев и других заведений лучше включить в стоимость экскурсии или заранее уведомить о дополнительных расходах.

Чтоб отбить первоначальные вложения в течение двух месяцев «горячего сезона», проводить придется не менее двух экскурсий в день. Если стоит задача получить прибыль – нужно организовать около 20 экскурсий в неделю.

Для продвижения своих услуг фирме лучше заранее создать и постоянно обновлять красочный, увлекательный сайт (от 3–5 тыс. грн.), а еще не забывать о рекламе в Интернете (1–1,5 тыс. грн. в мес.). В «горячий сезон» (время проведения матчей чемпионата) потребуется привлечь промоутеров (15–25 грн./ч) для раздачи флаеров (от 800 грн. за тираж 10 тыс.). Рекламную полиграфию – от элементарных односторонних визиток (от 180 грн. за тираж 1 тыс.) до памятных открыток с изображением достопримечательностей (от 750 грн. за тираж 1 тыс.) – можно разместить в хостелах, отелях, ресторанах и кафе. Для привлечения клиентов необходимо нанять менеджера по продажам (3–4 тыс. грн. в мес.).

Карман

Для занятия экскурсионной деятельностью нужен диплом профильного вуза. Тем, кто получил высшее образование в другой сфере, придется окончить специальные курсы. В Киевском Университете Туризма будущих экскурсоводов обучают 3 месяца (1500 грн.). После окончания выдается свидетельство, которое позволяет получить разрешение на экскурсионную деятельность в Киевской госадминистрации. Рассмотрение документов занимает до 15 дней. В других городах также можно пройти подобные курсы и получить свидетельство в местной обладминистрации.

Руслан Мирошниченко, директор туристической компании «Kraina UA»:

Болельщикам не интересны классические экскурсии, тем более выездные. Поэтому уже с апреля мы предложим программы футбольной, спортивной тематики. Сборные экскурсии будем проводить чаще. А чтобы «не грузить» болельщиков неинтересными для них фактами, облегчим базовые программы.

Каким может быть бизнес-план мини-экскурсбюро:

Статья расходов

Затраты, тыс. грн.

Обязательные затраты:

 

Окончание курсов экскурсоводов (для 2 чел.)

3

Покупка оргтехники (1–2 персональных компьютера, МФУ, телефоны, фотоаппарат и т. п.).

8

Разработка, запуск сайта и его продвижение в первый месяц деятельности

4

Затраты на разработку собственных экскурсий

5

 

 

ИТОГО стартовых затрат

20

 

 

ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ

Фонд зарплаты*:

5

Менеджер по продажам

3

Оплата услуг промоутеров

2

 

 

Накладные расходы

0,5

 

 

Обязательные платежи:

 

Оплата Интернета

1

Оплата телефонной связи

0,5

Реклама (Интернет, печать флаеров и т. п., в перерасчете на 1 мес.)

1

Разработка новых маршрутов, в перерасчете на 1 мес.

0,5

 

 

Налоговые и иные платежи (работа на едином налоге II группа)

0,5

 

 

ИТОГО В МЕСЯЦ:

9

ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты

128

ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО

15

Итого доходы за год, грн.

180

* При условии осуществления руководства учредителями бизнеса.

 Что предлагают туристам под ЕВРО-2012

Город

Описание экскурсии

Цена на группу из 6 чел., грн.

Киев

Экскурсия на НСК «Олимпийский» с возможностью заглянуть «за кулисы» стадиона, 50 мин.

 450

Экскурсия в Чернобыль с осмотром объекта «Саркофаг», г. Припять и др., 1 день

 6900

Харьков

Посещение стадиона «Металлист» (часовая экскурсия) и гольф-клуба «Superior», экскурсия по городу, 4 часа.

 1400

«Необычные памятники Харькова» (программисту, первой учительнице, шестеренке, яйцу, железному коню...), 3 часа 

 1000

Донецк

Экскурсия по выработанным соляным шахтам, 3 часа

 1000

Посещение Артемовского завода шампанских вин, расположенного в гипсовых шахтах, с дегустацией, 2,5 часа

 1100

Львов

Пивной тур с дегустаций, 6 часов

 2280

Вечерняя экскурсия по центральной части города с ужином, 2,5 часа

 1500