В Запорожье нашли способ воплотить курс Президента на реформирование жилищно-коммунальной сферы. Это создание «Единого обслуживающего центра» в формате коммунального предприятия, которое объединит дублирующиеся сейчас функции других КП, оказывающих услуги населению. Оно поможет жильцам получать более качественные услуги по понятной и доступной цене, избежав злоупотреблений и нарушений. Внедрение новой системы работы ЖКХ не потребует дополнительных затрат и даст возможность сдержать рост тарифов и стимулирует создание ОСМД.
Анатолий Близнюк, министр ЖКХ Украины, одобрил эту инициативу депутата запорожского горсовета от «Партии регионов», Елены Бондаренко, по реформированию системы жилищно-коммунальных услуг. Министр включил проекту «зеленый свет».
Проект также поддержал мэр Запорожья, Александр Син. По его мнению, создание «Единого обслуживающего центра» в формате отдельного коммунального предприятия не только изменит отношение жильцов к коммунальной сфере, но и оптимизирует работу ПРЭЖО и прочих КП. Более того: проект не требует выделения дополнительных средств, потому что средства на его воплощение будут высвобождены в результате оптимизации расходов.
Руководители коммунальных предприятий, которые тоже недовольны ситуацией, сложившейся в запорожском ЖКХ, после длительного обсуждения, готовы включиться в работу по реформированию системы. Свою позицию по вопросу обозначили руководители крупнейших в городе предприятий-поставщиков услуг населению: «Водоканал» и «Городские тепловые сети».
Владимир Бычихин, директор коммунального предприятия «Водоканал»:
- То направление, стратегию которое одобрил наш мэр - Александр Ченсанович Син, правильное. Сам организационный скелет, который он предложил создать в данной структуре, абсолютно верен. Надо выбрать конкретные две-три позиции, которые мы в ближайшее время, в феврале-марте, сможем воплотить в жизнь. А в апреле-мае жители уже почувствуют эффект от этого реформирования.
Сергей Фомич, гендиректор концерна «Городские тепловые сети»:
- О необходимости реформирования ЖКХ идет речь уже с 90-х годов. Становится ясно, что реформа нужно системная, и что она должна изменить отношения между жильцами и потребителями: по мере роста тарифов у людей повышаются и требования к качеству. Нас очень радует, что от разговоров, наконец, у нас в городе перешли к делу, и рабочая группа при поддержке мэра действительно разрабатывает и воплощает проект реформирования. Сегодня нужно свести воедино абонентские службы – это первый шаг, без которого мы не пойдем дальше. А оставаться на месте уже нельзя: без реформирования у Запорожья нет завтрашнего дня.
Александр Головко, мэр Запорожья в 1992-2000 годах, руководитель рабочей группы по реформированию ЖКХ, полагает, что противников у реформы и концепции «Единого обслуживающего центра» быть не может: возможен разве что саботаж на местах. Ведь рабочая группа действует от лица горожан и заинтересована в предоставлении им качественных услуг.
Кому невыгодно?
По мере того, как в Запорожье шел процесс обсуждения реформы ЖКХ города и создания «Единого обслуживающего центра», некоторые положения проекта подвергались конструктивной критике, в том числе со стороны самих членов рабочей группы по разработке и воплощению концепции реформы. Проект дорабатывался и совершенствовался, включив в себя в итоге все нюансы и замечания.
Однако неожиданной нотой в обсуждении стали опубликованные в некоторых запорожских и центральных СМИ статьи с весьма резкими выпадами против реформы ЖКХ и обвинениями в адрес рабочей группы проекта. «Коррупция, бандитизм, стремление протолкнуть реформу, ненавистную горожанам» – это, и многое другое вменяется в письме в вину реформаторам. Новшеством в этих статьях, которое теоретически должно было бы отличить их от прочих заказных материалов, стали подписи, размещенные под статьями.
Хотя подписи должны были, вместо доказательств, подкрепить серьезные обвинения, рядом с подписями стояли только фамилии и имена, без указания каких-либо дополнительных данных. Это вызывает серьезные подозрения: а существуют ли вообще запорожцы, подписавшие документ, и, если так, читали ли они подписной лист? Ведь обсуждение проекта пока проводилось только в среде специалистов сферы ЖКХ, активистов ОСМД, ЖСК и кооперативов, и не доводилось до общественного мнения.
Поэтому письма «обычных запорожцев», ни одного из которых не было на круглых столах и открытых заседаниях по проекту, выглядят весьма странно: широкая информационная кампания о конкретных положениях проекта «Единый обслуживающий центр» пока не проводилась, потому что все положения находятся в стадии доработки. Интересно, что, пока несколько десятков неких «запорожцев» считают, что в Запорожье «нет серьезных проблем в жилищно-коммунальной сфере», 89% горожан уверены в обратном.
Мэр Запорожья Александр Син был удивлен, что официально данное обращение ни в какие инстанции не поступало. Будучи обязанным официально отреагировать на опубликованное в СМИ обращение граждан, пусть даже они не оставили никаких контактов, мэр предложил подписавшим его горожанам прийти на заседание рабочей группы и высказать критические пожелания по адресу реформы в здании мэрии, под объективами телекамер и в присутствии большого скопления прессы. Однако ни один «анонимный запорожец» на широко анонсированную в прессе и Интернете встречу не явился. Сам вопрос о существовании этих людей, мягко говоря, вызывает сомнения.
В частности, в их существовании сомневается депутат городского совета Запорожья Геннадий Рекалов: «Я не знаю в городе ни одного человека, которого бы устраивало текущее состояние ЖКХ. При этом появление заказных статей против реформ в ЖКХ – это скорее добрый знак: он говорит, что проект сильно не угодил тем, кто сегодня наживается на горожанах и коммунальных тарифах. Появление таких публикаций – ширма для прикрытия финансовых интересов определенных людей и групп, у которых наверняка есть координационный центр».
Депутат не сомневается: «Публикации – явно заказные. В них даже подписи оставлены одним почерком – о чем тут можно говорить! Единственные, кого я не понимаю в этой ситуации – это авторов заказных материалов и владельцев СМИ, которые их размещают. В нашем городе на грани разрушения жилой фонд, коммунальные службы коллапсируют – а журналисты за 30 сребреников готовы предать весь город, да и себя самих, призывая не реформировать жилищно-коммунальную сферу. Это даже не провокация – это диверсия против горожан».
Если это так, и поддельные подписные листы в качестве «обращений к Президенту» действительно служат прикрытием для определенных финансовых интересов, то вопрос, чьи это интересы, остается открытым. И что инициаторы «обращений» предпримут еще, чтобы остановить необходимые для Запорожья перемены?