Когда этот номер «Денег» появятся в продаже, сильные мира сего соберутся в швейцарском Давосе, чтобы в уютных залах за хорошим вином и белужьей икрой обсуждать глобальные экономические вызовы и варианты адекватных ответов на них. А поговорить есть о чем. В первую очередь, что делать с долговым кризисом в еврозоне, очевидность которого отрицать уже невозможно.
Это подтверждает опрос экономистов, проведенный The Wall Street Journal. Согласно его результатам, 48 из 50 респондентов считают, что рецессия в еврозоне либо уже началась, либо начнется в ближайшие месяцы.
Плохая оценка
Пессимизм экономистов усилился после того, как Standard&Poor's понизило долгосрочные кредитные рейтинги девяти стран еврозоны. Под горячую руку агентства попали не только проблемные Италия, Испания и Португалия. Досталось и таким столпам европейской экономики, как Франция и Австрия.
Правда, французское правительство не слишком впечатлилось понижением рейтинга. «Это не является хорошей новостью, но и не катастрофа. Это как спросить студента, в течение очень долгого времени имевшего 20 баллов из 20, и вдруг получившего 19 баллов, катастрофа ли это», – отметил французский министр экономики, финансов и промышленности Франсуа Баруэн. Кроме того, он напомнил, что у Франции теперь такой же рейтинг, как у США.
Не секрет, что понижение кредитного рейтинга удорожает стоимость заемных средств для страны. Тем не менее, в этот раз оценка S&P не усложнила привлечение денег для Франции, Италии и Испании. Все три страны за последние несколько дней провели успешные размещения своих долговых бумаг. Причем под более низкую ставку, чем месяц назад (в среднем 2%). А спрос на бумаги в 1,5–2 раза превысил предложение по всем размещениям.
Большой торг
Вслед за понижением страновых рейтингов, S&P взялось за Европейский фонд стабильности, лишив его наивысшей оценки надежности. Не то, чтобы долгосрочный кредитный рейтинг основной европейской донорской организации упал ниже плинтуса. Он по-прежнему находится на вполне приемлемом уровне АА+. Но злые языки тут же заговорили о том, что ЕФБ станет сложнее занимать средства для стабилизации ситуации в Европе.
Правда, руководство Фонда утверждает, что понижение рейтинга не скажется на его кредитоспособности. На данный момент в его распоряжении находится 440 млрд. евро, а этого, якобы, вполне достаточно для выполнения текущих обязательств. Но достаточно ли этой суммы для разрешения новых проблем, которые накапливаются, как снежный ком?
О том, что Европа остро нуждается в деньгах, свидетельствует информация с заседания правления Международного валютного Фонда, на котором обсуждалась необходимость дополнительного привлечения 500 млрд. долл. для решения европейских проблем.
Однако США, Канада, Мексика, Япония и Корея не рады перспективе тушить «европейский пожар» своими деньгами. Представители этих стран открыто заявили, что для начала хотят увидеть конкретные действия европейских государств. А основные денежные вливания должны произойти именно со стороны Европы.
В ответ на это вполне справедливое предложение европейцы утверждают, что и так уже сделали все, что могли и теперь им нужны новые транши от МВФ.
Новая боль Европы
Деньги МВФ нужны Европе не только для стабилизации ситуации в южном регионе, где обращается евро. Теперь на внешнюю помощь претендует еще один член ЕС – Венгрия. Проблемы там начались уже давно, еще в первую волну мирового кризиса. Тогда же был выделен первый транш помощи от МВФ.
Вновь обратилось за помощью венгерское правительство из-за стремительной девальвации форинта(на 11% с конца октября 2011 года) и роста доходности по пяти- и десятилетним облигациям до страшного для Европы уровня – 10,5%. При том, что доходность в 7% европейские эксперты называют критической, после которой государство неминуемо приходит к неплатежеспособности. Этот путь уже прошли Греция и Ирландия.
Правда, пока решение о выдаче экстренного займа Венгрии не принято. По доброй традиции МВФ выдвинул целый перечень требований, только удовлетворив которые страна может рассчитывать на финансовую помощь. Одно из условий – вернуть независимости венгерскому центробанку. Изменения к конституции, которые вступили в силу с 1 января 2012 года, предусматривают передачу главам государства и правительства Венгрии права на согласованное назначение заместителей управляющего центрального банка. По мнению ЕС и МВФ, это фактически подчиняет деятельность центробанка исполнительной власти. А такой системе финансов внешние кредиторы не доверяют.
Правда, правительство Венгрии уже заявило о том, что готово пойти на изменение законодательства взамен на финансовую помощь. Так что, по всей видимости, в скором времени Венгрия все же получит спасительный транш от МВФ и ситуация в стране хоть немного будет стабилизирована. Почему говорим о Венгрии так много? Да хотя бы потому, что она стоит перед Украиной, но после Греции в очереди за спасительными деньгами международных финансовых организаций.
Простить долги
Переговоры о реструктуризации греческих долгов затягиваются (напомним, речь идет о списании 50% задолженности). Палки в колеса вставляют хедж-фонды, которые требуют возврата всей суммы заемных средств. На долю этих инвесторов-спекулянтов приходится не более 5% (20–25 млрд. евро) общей суммы долгов Греции. Поэтому представители фондов рассчитывают на то, что, договорившись о списании долгов с крупными кредиторами, Греция с ними не станет препираться и рассчитается полностью.
По оценке аналитической группы Open Europe, около трети всех греческих бондов (облигаций) на сумму 355 млрд. евро уже принадлежат ЕЦБ, ЕС и МВФ, с которыми договоренности о списании долгов были достигнуты еще на начальном этапе. Частные инвесторы владеют бондами Греции на сумму чуть более 200 млрд. евро. Более 120 млрд. евро находится на балансах коммерческих банков.
По мнению евроаналитиков, для многих банков списание половины греческих долгов не станет трагедией. По крайней мере, немецкие и французские банки уже заложили «греческие» убытки в свои балансы. И эти списания уже учтены рейтинговыми агентствами. Но вот по греческим банкам, которые одолжили своему правительству в общей сумме 50 млрд. евро, списание ударит больно. К слову, в Украине работают полдюжины крупных банков, чьи материнские структуры родом из Греции, Венгрии, Италии, которые довольно сильно пострадали от долгового кризиса.
Если договоренности с кредиторами не будут достигнуты, первое крупное погашение облигаций Греция должна будет осуществить 20 марта 2012 года на сумму 14,4 млрд. евро. И эксперты очень сомневаются в том, что стране это будет под силу без солидной внешней поддержки. По крайней мере, об этом заявил управляющий директор Fitch Эдвард Паркер. Если решение о реструктуризации принято не будет, Греции придется объявить дефолт – уже вполне официально и однозначно.
Тем не менее, верить в греческий дефолт большинство экономистов отказываются. Более того, 29 из 48 экспертов, опрошенных The Wall Street Journal, которые полагают, что рецессия в еврозоне неминуема, уверены, что она будет краткосрочной и продлится не более года.
«В соответствии с последними макроэкономическими индикаторами, мы видим предварительные сигналы стабилизации экономической активности в еврозоне на низких уровнях. Мы ожидаем, что экономика региона восстановит рост, хотя и постепенно», – излучает оптимизм и глава ЕЦБ Марио Драги.
ТОП-5 самых значимых из наиболее вероятных угроз на 2012 год, согласно отчету Мирового Экономического Форума
1. Кризис водоснабжения – 3,8*
2. Продовольственный кризис – 3,6
3. Финансовая разбалансированность – 4
4. Неравенство доходов – 4
5. Нестабильность цен на энергию и продовольствие – 3,6
*вероятность наступления по пятибалльной шкале
Кристин Лагард, глава МВФ
О ситуации в Венгрии
«Венгерским властям необходимо продемонстрировать реальные шаги по стабилизации национальной экономики и проведению эффективной финансовой политики.
Только после этого МВФ будет готов начать переговоры с Будапештом о возможном предоставлении европейскому государству финансовой помощи. Кроме того, венгерским властям стоит начать проведение согласованной политики, которая бы не шла вразрез с нормами ЕС».
Жан-Мануэль Баррозу, председатель Еврокомиссии
О готовности венгерских властей удовлетворить требования европейского сообщества
«Сегодня я получил письмо от премьер-министра Венгрии, который отреагировал на решение Европейской комиссии о намерении начать юридические процедуры в отношении трех новых законов Венгрии (касающихся независимости центробанка – Ред.). В. Орбан готов пойти на изменение текста этих законов».
Марк Карни, глава Банка Канады
Об увеличении взносов в МВФ для решения проблем еврозоны
«Если и есть смысл увеличить объем средств МВФ, то фокус внимания должен быть смещен на противодействие распространению европейского кризиса на невинных наблюдателей».
Марио Драги, глава Европейского Центробанка
О понижение кредитных рейтингов европейским странам
«Как регуляторы, мы должны научиться обходиться без рейтингов или, по крайней мере, мы должны научиться оценивать кредитоспособность, не обращая на них внимания. Рейтинги и рейтинговые агентства – лишь один из многих источников информации для нас».
Николя Саркози, президент Франции
Об ужесточении правил бюджетного равновесия для стран ЕС
«Мы бы хотели, чтобы межправительственный договор был согласован в ближайшие дни и переговоры на эту тему завершены. Само же соглашение должно быть подписано к 1 марта. Мы согласились, что этот стабилизационный механизм должен заработать с июля 2012 года, и готовы ускорить необходимый для этого процесс капитализации».
Лукас Пападимос, премьер-министр Греции
О списании долгов греческими банками
«Мы надеемся, что договоренности с кредиторами все же будут заключены. Но если процент участия банков в «добровольной» сделке по списанию окажется ниже, чем рассчитывают в МВФ и Еврокомиссии, мы не исключаем принятие закона о принудительном списании долга».
Следим внимательно
Ключевые события, которые дадут сигналы о процессе выхода из долгового кризиса
25–29 января – Всемирный Экономический Форум в Давосе
25–26 февраля – заседание министров финансов и глав центробанков G20 (ожидается принятие решения об увеличении ресурсов МВФ).
1 марта – подписание «бюджетного пакта» странами ЕС
20 марта – Греция должна погасить первый выпуск облигаций на сумму 14,4 млрд. евро. Или реструктурировать его. Или объявить дефолт.
По материалам Денег