И не рассказывайте мне о кризисе, произволе чиновников и политических расправах. Это все не новость. Такое уже было – и не раз. Куда важнее ответ на другой вопрос – откуда добывать деньги в наступившем году?

Это все, конечно, ужасно – и 152-е место Украины в рейтинге Мирового банка по простоте ведения бизнеса. И то, что позади Украины из экс-советских республик остался лишь Узбекистан. При том, что авторитарная Россия – на 32 позиции выше.

Вообще-то не место в рейтинге беспокоит. Та же Индия с ее бурным ростом бизнеса, в том числе – IT-бизнеса, находится лишь на 132 месте, а Бразилия – на 126-м. И ведь обе экономики входят в четверку BRIC – самых быстрорастущих и масштабных экономик мира. И в Индию, и в Бразилию инвестиции текут рекой. В Украину – капают.

В чем дело? Точно не в валовом национальном доходе на душу населения: он в Индии в два с лишним раза ниже, чем в Украине, а в Бразилии – втрое выше. Тогда в чем?

Думаю, дело в неопределенности.

Пример? Пожалуйста: год назад нам обещали, что не далее как к апрелю 2011 года законодательство об «упрощенке» примут. И? Оно вступило в силу с 1 января 2012 года. Неплохо, конечно, что по пути удалось из него убрать очень многие одиозные нормы. Но проблема в том, что несколько миллионов украинцев – владельцы малых бизнесов и занятые на них работники, – год прожили в подвешенном состоянии. Одна только годичной давности история со сдачей пустых деклараций чего стоит!

Второй пример: 13 месяцев назад было объявлено о реформе госаппарата. Пока что из реформ видны только новые названия прежних органов. Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку переименована в Национальную. Из достижений высокой Комиссии за год мне известны ровно два. Во-первых, почти двукратное падение фондового рынка на фоне роста ВВП и приличных производственных показателей у предприятий-эмитентов. Во-вторых, ликвидация одной из двух торговых площадок, на которых покупают и продают акции. Да, мне скажут, что тут Комиссия не при чем, это рыночные процессы. Но к чему тогда комиссия и траты денег налогоплательщиков на нее, если а) торговать особо нечем; б) торговать особо негде. Разумеется, если вновь назначенные боссы Нацкомиссии сочтут возможным привести аргументы против – место на страницах «Денег» им будет предоставлено.

Невозможно развивать делать бизнес в условиях, когда изменения правил игры, во-первых, не прекращаются ни на день, а во-вторых, идут явно в сторону расширения полномочий контролирующих органов. У этого расширения есть вполне осязаемое цифровое выражение – доля ВВП, перераспределяемая через госбюджеты всех уровней и социальные фонды.

Пять шансов заработать в 2012-м
Несмотря на все опасения-2012, у каждого из нас есть, как минимум, пять способов заработать больше в наступающем году. Несмотря на все, что говорят по телевизору, пишут на бумаге или в интернете.
Вы точно сможете:
- Купить недвижимость в Украине
- Заработать на депозитах в Украине
- Запустить новый бизнес в Украине
- Начать инвестировать в акции вне Украины
- Получить еще одно образование – хотя бы на экспресс-курсах
 

Покажите деньги!
Государство Украина перераспределяет через бюджеты разных уровней и соцфонды примерно половину того, что зарабатывает страна. Желающие убедиться – добро пожаловать в свежепринятый закон о госбюджете Украины на 2012 год. Вы думаете, что эти колоссальные суммы контролируются? Как бы не так – на сайте самого крупного распорядителя наших денег – Пенсионного фонда Украины – в самом свежем сообщении написано: «Видатки на виплату пенсій та грошової допомоги за січень—листопад 2011 року сягнули 193 072,1 млн. гривень». И ни слова о том, сколько было потрачено на содержание аппарата, какова в этой сумме доля пенсий госчиновников, а также каков бюджет Фонда в целом.

Почему я столько пишу о Пенсионном фонде(ПФУ)? Да потому, что сейчас предприниматели-физлица – «упрощенцы», – платят помимо единого налога еще и единый социальный взнос (ЕСВ). Почте весь этот взнос идет в кассу ПФУ. Ни для кого не секрет, что ЕСВ сейчас уже почти вдвое больше, чем сумма единого налога. Я считаю, что такие дурные деньги нуждаются в контроле со стороны налогоплательщиков.

Но тут царит полная неопределенность – невозможно выяснить, кто, как и куда тратит колоссальные суммы, взятые у налогоплательщиков.

Примерно полгода назад на публичном мероприятии, которое проводили коллеги из «Forbes Украина», я на весь зал спросил вице-премьера Украины Бориса Колесникова, который курирует подготовку к ЕВРО-2012, почему бы правительству не сэкономить круто? Очень простым способом: запустить сайт госзакупок вроде интернет-аукциона eBay – тогда в режиме онлайн все будут видеть, какой товар запрашивается, по какой цене закупается и кто оказывается в поставщиках. У меня есть странное ощущение, что таким путем можно расходы бюджета сократить процентов на двадцать и так простимулировать экономический рост. Прогрессивному вице-премьеру идея очень понравилась. А вот госаппарату, судя по отсутствию такого сайта до сих пор, – видимо, нет.

И в том тоже проявляется неопределенность – намерения высших чиновников категорически не совпадают с практикой государственного регулирования, фискального контроля и распределения бюджетных денег.
Работа в условиях неопределенности – это обычное дело для бизнеса. И задача государства – не добавлять неопределенности собственными слоновьими маневрами. Нам нынче неопределенности хватает и без него: внешние рынки лихорадит, Европа не может разобраться со своими долговыми проблемами, Нацбанк красноречиво молчит по поводу курсовой политики на следующий год.

Нам кризис импортируют
В наступившем году кризис нам будут импортировать в трех видах. Во-первых, в виде инфляции. США, ЕС, Япония, даже страны Юго-восточной Азии печатают сейчас горы денег, чтобы профинансировать вывод из кризиса свои банковские системы, чтобы подстегнуть увядший экономический рост. Эта денежная лавина непременно подтолкнет вверх инфляцию. Правительства и центральные банки упомянутых стран, конечно, отдают себе отчет в подобных рисках. Но между ускорением инфляции и экономическим ступором они выбирают, конечно, первое. Итого? Украина получит рост цен на продовольствие, металл, нефть и многое другое – вслед за мировыми рынками.

Вторая форма импортируемого кризиса – все та же неопределенность. Европейские страны не хотят брать на себя каждая в отдельности ответственность за непопулярные решения. Тем же Саркози или Меркель неохота после отставки отвечать перед судом за то, что он профинансировал за счет своих наголоплательщиков-соотечественников спасение, к примеру, Греции. И неважно, что суд будет не уголовным, а судом избирателей, которые на очередных выборах прокатят представляемые ими партии.

Поэтому Германия и Франция, как локомотивы евроэкономики, затягивают предоставление широкой помощи для того, чтобы виновники кризиса – южноевропейские страны, – сами раскошелились на собственное спасение. Эти торги мы будем наблюдать до тех пор, пока не произойдет одно из двух – либо виновники заплатят за себя, либо кризис разгуляется так, что локомотивам еврозоны станет уже не до борьбы за справедливость.

Третий вид импортируемого кризиса – бегство иностранного капитала из Украины, прежде всего – банковского капитала. И, соответственно, обескровливание украинской финансовой системы. Ходят упорные слухи, что некоторые европейские банковские группы активно вытаскивают капиталы из своих «дочек», размещенных на развивающихся рынках. Для чего? Чтобы «поддержать штаны» материнским структурам. У НБУ к подобной практике очень болезненное отношение. Однако и ему могут связать руки под предлогом того, что Украине нужны хорошие отношения с европейцами для движения в сторону ЕС.

Искренне Ваш, Александр Крамаренко, главред «Денег»