Бизнес-кейс

Что продаем: кофе с машины ("Каva Nova")

Оборот за год: 140--185 тыс. грн. с 1 торговой точки

Персонал: 2--3 чел. на 1 торговой точке

Место расположения: мобильное

Год основания: 2008

"Я детдомовский", -- это первое, что сказал о себе владелец сети мобильных кафе "Каva Nova" Александр Шостак. Чутье на прибыльные бизнес-идеи наш герой вырабатывал годами. Практиковаться начал еще при Союзе. А первый свой бизнес открыл в 1984-м. Тогда это называлось фарцовкой. В 90-х стал заниматься автобизнесом -- перепродавал авто. Через четверть века в 2008 году, уже имея солидный собственный капитал, поддержал идею Олега Соколянского создать мобильную кофейню. "Подобная услуга очень популярна в Англии, и мы захотели реализовать ее в Украине. Олег предложил установить на какой-то передвижной транспорт кофейный аппарат, чтобы можно было на нем подъезжать в оживленное место и продавать кофе-чай. Мне эта идея понравилась, и мы стали партнерами", -- вспоминает Александр.

Базовой машиной для первой "Каva Nova" стал трехколесный итальянский мотороллер "Пиаджик" -- в его кузов хорошо помещалась автоматическая кофе-машина. Пригнали его в Украину из Великобритании. После того как борта мотороллера обшили, он стал похож на маленький грузовичок. Много сил и времени отняло его брендирование, ведь все делалось впервые. Вообще на старте Александр Шостак инвестировал в дело около 30 тыс. дол. Плюс, еще пару тысяч выложил за сырье: кофейные зерна, чай и кофейные стаканчики с крышечками. Особый фирменный состав, держащийся в строгом секрете -- кофейный купаж "Каva Nova". "Его мы формировали сами. Сегодня он состоит из шести сортов кофе. В нем есть и своя горчинка, и своя кислинка. Чрезвычайно важно, чтобы кофе был вкусным. Если он человеку не понравится, второй раз он его не купит, а это недопустимо", -- говорит г-н Шостак. По словам Александра, вкус кофе также во многом зависит от мастерства бариста. Именно поэтому на старте Олег Соколянский, 10 лет постигавший мастерство кофеварения в Англии, сам стал варить и продавать его киевлянам на улице около станции метро из мобильной кофейни.

"Олег сам стоял и торговал, чтобы дать хороший продукт. Бизнес развивался тяжело. Первые полгода, пока нарабатывался клиент, дохода не было. А когда люди уже узнали и привыкли к тому, что у нас можно быстро выпить вкусный кофе, дело пошло", -- говорит Александр. "Каva Nova" доказала, что бизнес, основанный на хорошей идее, может стать прибыльным даже в разгар кризиса.

Через полтора года, в начале 2010-го, скромный "Пиаджик" сменила солидная Fiat Doblo. И кофе с машин "Каva Nova" продает уже нанятый персонал, получая от 2,5 до 5 тыс. грн. зарплаты в месяц. Работу одной точки обеспечивает минимум два бариста, один из которых -- еще и водитель. По словам предпринимателя, желающих у него работать предостаточно, поэтому подобрать квалифицированных сотрудников не составляет труда. Ассортимент мобильной кофейни сейчас состоит из 8 напитков: от эспрессо до горячего шоколада. Один стаканчик напитка стоит от 7 до 11 грн. Ежедневно с одной машины удается продавать минимум 50--100 порций кофе, то есть, получать до тысячи грн. В особо удачные торговые дни продается до 200 порций. По словам Александра Шостака, рентабельность его бизнеса составляет около 30%. Первоначальные инвестиции бизнесмена окупились за полтора года.

Классическое место локации автомобилей -- возле выходов из станций метро, подземных переходов или недалеко от автобусных остановок. Главное в этом вопросе -- постоянство: люди должны видеть кофейню на колесах каждый день на одном и том же месте.

Главная проблема в том, что мобильные кофейни сегодня существуют как будто бы вне закона. "Наш бизнес не прописан в законодательстве. Даже в налоговом классификаторе видов экономической деятельности его нет. Нас просто не существует", -- возмущается Александр. На этой "благодатной почве" возникают другие проблемы, которые портят нервы предпринимателю. Например, вопрос парковки. "Это проблема номер один. Одно из распоряжений горисполкома гласит, что разрешение на парковку машины, с которой продают товар, должны выдавать органы архитектуры и градостроительства города Киева. Приходишь туда, а тебе говорят: мы не знаем, что это такое, и кто должен вам выдавать это разрешение", -- рассказывает бизнесмен.

Так что "место под солнцем" для каждой мобильной кофейни приходится отвоевывать каждый раз. Не упускают случая оштрафовать мобильную кофейню и представители санстанции. "Мы стараемся соблюдать санитарные нормы и требования, но штрафы платим регулярно -- каждый квартал", -- говорит Александр.

Еще одна существенная сложность для этого бизнеса -- сильные морозы. "Мы работаем круглый год в любую погоду. Пока течет кофе из кофейного аппарата. Как только он замерзает, а это происходит при температуре -18--20 °С, приходится делать тайм-аут", -- рассказывает г-н Шостак.

А вот конкуренты Александра Шостака пока особо не тревожат, хотя неприятные ситуации с ними уже возникают: "Наши клоны стали появляться спустя полтора года с момента старта. И многие из них не стремятся разрабатывать торговую точку с нуля, а хотят влезть туда, где нами уже наработаны клиенты. Кого в результате выбирает покупатель? Того, у кого вкуснее кофе", -- улыбается предприниматель.

Перспективы развития бизнеса мобильных кофеен Александр Шостак считает отличными. "Уже сегодня в Киеве более 100 разных брендов мобильных кофеен, и каждый день "рождается" по 1--2 новых машины. Но рынок еще очень далек от насыщения. Наоборот, люди только привыкли покупать у нас кофе, так что в дальнейшем клиентов станет еще больше", -- уверен бизнесмен.

С 2010-го Александр Шостак активно продает франшизу. Одна брендированная и переоборудованная машина "Каva Nova" на основе нового кузова Fiat Doblo обойдется франчайзи в 32--35 тыс. дол. Франчайзер также поможет обучить персонал, окажет рекламную поддержку и услуги по техобслуживанию машины. Всего за год существования франшизы под брендом "Каva Nova" захотели работать более 20 предпринимателей. В будущем собственник "Каva Nova" планирует активно осваивать региональные рынки. Уже в 2011 году его мобильные кофейни появятся в Донецке, Одессе и Крыму. А в 2012-м Александр Шостак хочет продавать кофе с машин в России и Грузии.

Бизнес-план

 

Ассортимент одной такой торговой точки насчитывает до 10 наименований кофе: от классического эспрессо до латте, капучино и горячего шоколада. Главные покупатели -- спешащие по делам прохожие. По оценкам Александра Шостака, собственника сети "Кava Nova", даже в Киеве спрос удовлетворен только на 40%.

Чтобы оперативно варить кофе, не создавая очереди из покупателей, понадобится два продавца на точке: один варит напиток, а другой рассчитывается с покупателем. Но это только для точек в очень уж оживленных местах. Обычно с потоком покупателей справляется и один продавец (он же водитель кофейни). Зарплата бариста в среднем составляет 60 грн./день и 5% от дневной выручки. "Покупателю приятно видеть молодого человека продавцом кофе. Найти желающих можно, поместив объявление в учебных заведениях. Рабочий день продавцу желательно начинать с 7 утра, потому что в это время большинство кафе еще закрыты, и ваша торговая точка будет вне конкуренции", -- рассказывает Юрий Бутенко, владелец бизнес-проекта "Кофейный бархат". Для стажировки новичка достаточно двух дней.

Чтобы начать этот бизнес, придется вложить в дело минимум 25 тыс. грн. (если не покупать автомобиль, а лишь оборудование для него). Когда нужно прибрести и машину, тогда затраты вырастут до 160 тыс. грн. А еще нужно регулярно закупать сырье для производства кофе, арендовать торговое место и оплачивать работу бариста -- это еще 8--15 тыс. грн. в месяц.

В день одна торговая точка зарабатывает в среднем от 1,1--1,2 тыс. грн. выручки, продавая 100--120 порций напитка. Средняя цена порции -- 11 грн. при средней себестоимости 3,25 грн, без учета затрат на аренду торгового места и зарплаты бариста. Продавцы мобильных кофеен уверяют, что такого объема продаж можно достигнуть уже через пару месяцев после старта. Окупаемости точка достигнет за 4--6 месяцев -- но это, если не покупать автомобиль. В ином случае "в плюс" точка выйдет через год-полтора работы.
Получить заемный капитал на старте можно с помощью автокредита, который реально взять на 3--5 лет под 18--20% годовых на покупку автомобиля. Быстрее оформить торговую точку (кофейню) и начать работать под уже известным брендом можно, купив франшизу. При этом франчайзер готов помочь с брендированием авто и закупкой всего необходимого.

Повышенная выживаемость в этом бизнесе гарантирована только тем, кто умеет хорошо договариваться с людьми. А делать это приходится ежедневно, начиная с выбивания хорошего торгового места и заканчивая общением с проверяющими органами. "Содрать с нас деньги стараются все, кому не лень: начиная с охранника здания, возле которого припарковались, и заканчивая проверяющими из СЭС и пожарной инспекции. Как решаем эти вопросы? От охранников стараемся "отгавкиваться", потому что, если раз заплатишь, будешь платить постоянно, и каждый день больше. Ну, а от проверяющих "бегаем": увидели их вдалеке -- закрываем машину и уезжаем. Не успели убежать -- молча платим штрафы и бесплатно поим их кофе", -- рассказал владелец мобильной кофейни.

Основные разовые затраты

Сумма, грн.

Покупка двухпостовой кофемашины  и электрооборудования

19 000

Покупка автомобиля

140 000

Покупка стартового запаса сырья: зерен кофе, стаканов, крышечек,  мешалок, молока, воды и сахара

1 600

ИТОГО разовых затрат

160 600

Постоянные затраты, грн./мес.

 

Фонд зарплаты

 5 000

Налоги

2 400

Покупка сырья

4 800

Обязательные платежи: аренда торгового места и проч.

1 100

ИТОГО в месяц

13 300

ИТОГО постоянных расходов за год

160 000

ИТОГО за первый год, включая стартовые затраты

320 200

Ежемесячные доходы*

 

Продажа кофе и других напитков

28 800

Итого доходы за год, грн

345 600

Срок окупаемости

Около 12 месяцев

По материалам Денег