За последний месяц ограничения по заправке самолетов были введены в большинстве городов. Топливные компании объясняют это общим кризисом нефтепереработки в стране — в этом году она упала до беспрецедентно низкого уровня. В результате поставщики будут вынуждены закупать импортное топливо, но на его сертификацию уйдет еще несколько недель. Авиакомпании уже говорят о снижении рентабельности и готовятся к повышению цен, пишет Коммерсант-Украина.
Заправка закрыта
Падение производства нефтепродуктов на украинских заводах (в последний раз "Ъ" писал об этом 1 сентября) отразилось на авиарынке. С начала сентября практически во всех аэропортах возник дефицит авиакеросина. Компании, работающие в "Борисполе", ввели ограничения по объемам отпускаемого топлива, говорит пресс-секретарь аэропорта Оксана Ожигова. "Харьков" оповестил перевозчиков о дефиците топлива и попросил их организовывать перелеты таким образом, чтобы суда не нуждались в дозаправке в Харькове. А в аэропорту "Запорожье" заправляют только суда регулярных рейсов: "Сейчас мы не можем распыляться на чартеры",— говорит гендиректор аэропорта Виктор Бискупский.
"Я не помню, чтобы раньше доходило до такого. Ситуация на рынке критическая",— говорит Леонид Шмаевич, гендиректор авиакомпании "Урга", которой, по его словам, в аэропорту Николаева недавно отказали в заправке. "Компания "Кребо" ссылается на дефицит топлива. В итоге нам приходится закупать керосин у частных поставщиков в разных городах и везти его в Николаев для заправки. Такое топливо нам обходится в $2000/т, для сравнения — в Турции оно стоит $1020/т",— рассказывает господин Шмаевич. В "Международных авиалиниях Украины" (МАУ) говорят, что теперь стараются по максимуму наполнять топливные баки самолетов в "Борисполе" и европейских аэропортах. "Но если самолет полностью загружен пассажирами, мы не можем максимально заправлять его из-за требований безопасности полетов",— говорит пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
В связи с дефицитом топлива поставщики впервые за последние несколько лет начали резко повышать цены. Около месяца назад ТНК-BP уведомила контрагентов, что с октября авиационный керосин подорожает на 2-15%. В авиакомпаниях говорят, что повышение планируют и другие поставщики. В пресс-службе "Лукойл" комментировать этот вопрос не стали. Впрочем, в "Укртатнафте" утверждают, что не намерены повышать цены. "Мы работаем по долгосрочным контрактам, которые подписываются сроком на 2-3 года. В контрактах зафиксирована привязка к мировым котировкам на авиатопливо",— утверждает председатель правления "Укртатнафты" Павел Овчаренко. В пресс-службе авиакомпании "АэроСвит" (заправщик — "Укртатнафта") сообщили, что в октябре цены во всех аэропортах, в которых заправляется компания, были стабильны. Напомним, более 50% акций "Укртатнафты" принадлежит структурам, аффилированным с группой "Приват", которая владеет долей в компаниях "АэроСвит" (ей также принадлежит "Донбассаэро") и "Днеправиа".
Сопредседатель наблюдательного совета авиакомпании "ЮТэйр-Украина" ("дочка" российской "ЮТэйр") Карен Антонов называет цену на топливо в Украине "безумной". "Наши поставщики не повышали цены резко, но стоимость керосина постоянно росла. Сейчас появились слухи о грядущем подорожании еще на $150/т",— отметил господин Антонов. Помощник гендиректора "АэроСвита" по связям с общественностью Сергей Куцый отмечает, что сейчас заправка в некоторых региональных аэропортах обходится дороже, чем в "Борисполе". "Одни из самых высоких цен в Украине в аэропортах Симферополя и Одессы — на 25% выше, чем в "Борисполе"",— отметил господин Куцый.
Топливо выходит из производства
Нефтепереработчики оказались в безвыходном положении. Их конкуренты из стран Таможенного союза благодаря льготной цене на нефть способны призводить продукцию с себестоимостью ниже на $130/т. Украинские же заводы таких льгот не имеют. "Поэтому сейчас нефтепереработка в Украине убыточна. Производство топлива на рынке катастрофически упало, а доля импорта достигла рекордных 70%",— говорят в "ТНК-BP Коммерс". По итогам августа украинские производители бензина заняли лишь 29% рынка против 45% в начале года.
Заправщики оказались также не готовы к высоким темпам восстановления авиарынка. Пассажиропоток за 8 месяцев этого года вырос на 24%. В результате сейчас поставщикам ежемесячно не хватает от 500 до 2 тыс. т авиатоплива, отмечает аналитик компании UPECO Александр Сиренко. В "Укртатнафте" говорят, что при нынешнем объеме переработки нефти увеличить производство авиакеросина невозможно. "Авиакеросин — это сопутствующий продукт: из 100 тыс. т нефти получается 12-15 тыс. т авиакеросина. Если общая переработка падает, откуда взяться керосину?" — отмечает Павел Овчаренко.
Объем потребления авиакеросина в Украине, по данным UPECO, составляет порядка 300-350 тыс. т в год. В 2010 году украинские НПЗ произвели 338 тыс. т реактивного топлива, из которых 153 тыс. т — "Укртатнафта", 141 тыс. т — Лисичанский НПЗ (принадлежит ТНК-ВР) и 44 тыс. т — Одесский НПЗ ("Лукойл", с осени 2010 года завод не работает). Также топливо поставляется с Новополоцкого НПЗ (Белоруссия), Волгоградского НПЗ (Россия, "Лукойл"), завода ЯНОС и Рязанской нефтеперерабатывающей компании (Россия, ТНК).
Импортировать авиакеросин из стран Таможенного союза оказалось затруднительно. С конца августа в России также возник дефицит авиатоплива. Кроме того, с начала года керосин в РФ подорожал почти на 40%. Дефицит топлива возник из-за того, что нефтяники перестали вырабатывать его в достаточных объемах — на профилактику были закрыты несколько НПЗ, а остальные увеличили выпуск дизельного топлива. События в России сказались на поставке российского авиакеросина в Украину. Топливо на белорусских НПЗ тоже подорожало. По данным UPECO, цены росли благодаря спросу в других странах, в частности в Афганистане. "Именно ситуация, возникшая на рынке авиатоплива в России в начале сентября, привела к тому, что заправочные компании, осуществляющие деятельность в "Борисполе", ввели ограничения на заправку воздушных судов",— отметила пресс-секретарь "Борисполя" Оксана Ожигова.
Переработчики видят выход из ситуации исключительно в защите внутреннего рынка. Они настаивают на введении пошлин на ввоз бензина в размере 130 евро/т, дизтоплива — 80 евро/т. Однако Межведомственная комиссия по международной торговле изучает ситуацию с весны этого года и до сих пор решений не приняла. В Минэнерго и вовсе отрицают дефицит на рынке авиатоплива. "Речь идет не о дефиците, а о росте цен, связанного с международной конъюнктурой рынка",— заявил источник "Ъ" в Минэнерго. Несмотря на это, на прошлой неделе Кабмин уже принял решение выделить "Борисполю" из госрезерва 3 тыс. т авиатоплива. "Это не очень большой объем, но он необходим, чтобы избежать критических ситуаций в главном аэропорту страны. Его хватит на 3-4 недели",— заявил в прошлую пятницу председатель Государственного агентства резерва Алексей Лелюк. В пресс-службе Минэнерго пообещали прокомментировать этот вопрос сегодня.
Эти временные меры дают компаниям небольшую передышку. По-настоящему ситуация должна измениться с началом импорта в страну европейского керосина. Сейчас в Украине сертифицировано только отечественное топливо ТС-1 и РТ. Но до конца октября в Минэнерго планируют сертифицировать топливо Jet A-1. Ожидается, что его будет поставлять ТНК-BP — компания ведет переговоры о закупках у литовской компании Orlen Lietuva. В Минэнерго уточняют, что после сертификации Jet A-1 все поставщики смогут завозить его в Украину. "Мы готовы закупать любое реактивное топливо после легализации процедур его сертификации в Украине. Наши поставщики также готовы приобретать топливо для заправки самолетов "АэроСвита"",— говорит Сергей Куцый.
"Появление нового игрока позволит насытить рынок топливом, которое дешевле производимого в Украине",— объяснил "Ъ" источник в министерстве. Впрочем, участники рынка говорят, что будет ли новое топливо дешевле ТС-1 или РТ, пока неясно. На мировых рынках стоимость авиационного керосина падает. Соответствующий индекс Platts (на условиях доставки топлива в порты Амстердама, Роттердама или Антверпена) снизился за последний месяц на 8%, до 959,25 евро. Эксперты прогнозируют, что тенденция снижения мировых цен сохранится. Однако в случае роста мировых цен на нефть подорожает и авиакеросин.
Ценам дадут взлет
Возникший кризис на рынке авиатоплива угрожает повышением цен на авиабилеты. После появления информации о росте тарифов на авиатопливо авиакомпания "Донбассаэро" заявила, что, возможно, повысит цены на регулярные и чартерные рейсы на 2-5%. "Стоимость топлива выросла сразу на 10%. Это резкое подорожание, превышающее темпы роста цен на мировом топливном рынке",— отметили в пресс-службе перевозчика. Исполнительный секретарь "Украинской авиационной группы" (объединяет "АэроСвит", "Днеправиа" и "Донбассаэро") Евгений Трескунов говорит, что топливо является критичной составляющей в себестоимости услуг. "Если оно занимает 35-40% затрат на рейс, любое увеличение автоматически сказывается на стоимости перевозки для пассажира",— объясняет он.
Карен Антонов из "ЮТэйр-Украина" говорит, что рост цен на топливо в Украине влияет на планы компании запустить программу внутриукраинских полетов в стране. "Сейчас мы ищем способы удешевить перевозки в рамках этой программы с учетом роста цен, ведь в этом проекте мы хотим конкурировать с железной дорогой",— говорит господин Антонов.
Возникший кризис на рынке авиатоплива отразится на финансовых показателях авиакомпаний и аэропортов. Виктор Бискупский из аэропорта "Запорожье" говорит, что ограничение в поставках топлива сдерживает выполнение программы развития аэропорта и возможность больше зарабатывать за счет количества обслуженных рейсов. По словам Леонида Шмаевича из компании "Урга", в нынешних условиях рейс даже со 100% загрузки является для перевозчика убыточным: "На рейсе в Турцию полет из Украины нам обходится в $5 тыс., а обратно — $2,5 тыс. Мы имеем информацию, что до конца года ситуация не изменится, поэтому мы ищем новые рынки с более дешевым топливом, чтобы уйти с Украины".
По материалам Коммерсант-Украина