15 июня 2011 г ода Верховная рада приняла решение рекомендовать № 5164 о полном запрете рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий ко второму чтению. Активисты Коалиции общественных организаций «За свободную от табачного дыма Украину» настаивают на том, чтобы проект был принят в первоначальном виде, без поправок, внесённых в интересах табачных коммерсантов.
Первоначальный вариант проекта закона включал запрет на любую рекламу табачных изделий, знаков для товаров и услуг, любую рекламу табака в Интернете, проведение любых промоакций, бесплатную раздачу сигарет, в том числе для маркетинговых исследований и дегустации, а также рекламы в пунктах продаж. Но, по утверждению члена рабочей группы по доработке законопроекта №5164, председателя правления Регионального Центра гражданского представительства «Життя» Андрея Скипальского, эти позиции были утрачены в тексте, рекомендованном комитетом.
«Не нужно быть юристом, чтобы понимать основной мотив внесения списка запретов вместо полного запрета. Разница между формулировкой, например, «продажа наркотиков запрещается» и между «продажа наркотиков запрещается в магазинах, на базарах, дома, на улице, в школе и т. д.» очевидна: в долгом списке запретов можно найти лазейки и далее торговать наркотиками. Так и с табачной рекламой – внесение списка запретов выгодно в первую очередь табачной индустрии», – подчеркнул Скипальский.
По его словам, в подготовленном ко второму чтению законопроекте «реклама табака в магазинах и киосках, которая является частью маркетинга и классифицируется как мерчандайзинг, останется и будет процветать. Цинизм заключается в том, что такая реклама в нынешнем законодательстве трактуется как «информация о товаре». И доводы о том, что такая реклама направлена в первую очередь на молодёжь, что такой рекламы больше в супермаркетах, дистанционно близких к образовательным учреждениям, и такой мерчандайзинг стимулирует спонтанную покупку сигарет, не были услышаны большинством членов комитета».
«В то же время, – отметил Скипальский, – некоторые принятые нормы являются прогрессивными: запрет спонсорства с использованием наименования производителя, запрет проведения псевдовыставок и полный без исключения запрет рекламы в печатных СМИ».
В свою очередь, главный координатор гражданской кампании «Форум спасения Киева» Виталий Черняховский, «реклама сигарет не нужна даже курильщикам. Те, кто курит, утверждают, что не нуждаются в рекламе, и для них запрет на неё не составит никаких неудобств. С другой стороны – людей, которые не курят, эта реклама раздражает, а это большинство населения. По данным исследования Всемирной организации здравоохранения 2010 года 45 % населения замечали рекламу сигарет в том или ином виде». В. Черняховский считает, что «реклама сигарет насквозь лживая. Более того, эта реклама не приносит никакого дохода бюджету». «Как правило, сигаретная реклама реализуется по серым и чёрным схемам и, кроме владельцев некоторых медиа и рекламных компаний, никому другому пользы не приносит», – сказал он.
Координатор Коалиции общественных организаций «За свободную от табачного дыма Украину», эксперт по борьбе с табаком Анна Гопко заявила, что «в руках депутатов сейчас находятся судьбы подростков, которые не начнут курить именно благодаря полному запрету рекламы сигарет, исчезновению гламурных вездесущих образов курения». По её мнению, в законодательной работе над проектом крайне важна прозрачность голосования в пользу «общественного» варианта.
«Это своеобразный тест на патриотизм для всех народных депутатов. В ходе голосования в комитете стало ясно, кто из депутатов отстаивает интересы общества, а кто – защищает сверхприбыли транснациональных табачных производителей. Это уже третья попытка в Украине запретить полностью рекламу товара, который убивает. Верю, что на этот раз Украина присоединится к положительному опыту других стран и выполнит обещание Президента остановить вымирание нации», – отметила А.Гопко.
Как отмечается в сообщении, 4 сентября 2011 года истекает конечный срок принятия полного запрета рекламы табачных изделий согласно требованиям Конвенции ВОЗ по борьбе против табака, которую Украина ратифицировала в 2006 году.
В нашей стране 11,5 млн. курильщиков, и запрет рекламы сигарет позволит минимум 700 тысячам людей бросить курить. Исследования аналогичной ситуации с курильщиками в других странах показывает, что после полного запрета рекламы табачных изделий, количество курильщиков снижается на 6–10 %. Запрет рекламы сигарет позволяет прервать коммуникацию производителей табачных изделий с молодёжью и не вовлекать новых курильщиков. А те, кто хочет бросить курить, но реклама сигарет им постоянно напоминает об этой привычке, получают возможность отказаться от неё, подчёркивают в Коалиции общественных организаций «За свободную от табачного дыма Украину».
Согласно результатам глобального опроса ВОЗ 2010 года, 70 % украинцев поддерживают полный запрет рекламы табака. Вопрос запрета рекламы табака является приоритетным в сфере общественного здоровья, ведь такая реклама направлена на привлечение новых курильщиков на замену 110 тысячам тех, кто умирает ежегодно от болезней, связанных с курением, а ежегодные потери Украины от преждевременной смертности, связанной с табакокурением, достигают 3 млрд. долларов США, считают в коалиции.
В то же время, согласно исследованиям международного исследовательского агентства IFAK Ukraine, не все поддерживают полный запрет рекламы табачных изделий. Только 44% респондентов высказались за полный запрет рекламы сигарет, в том числе – и в Интернете. 47% считают, что такую рекламу нужно ограничивать. 6% населения считает, что сигареты – легальный продукт, и запрещать его рекламу нельзя. При этом больше половины (58%) населения считает, что полный запрет на рекламу табачных изделий никак не повлияет на отказ населения от курения, и 40% считают, что полный запрет заставит украинцев курить меньше.
Руководитель Ассоциации внешней рекламы Украины Артем Биденко считает, что в борьбе с курением больше помогают социальные программы и работа с общественным мнением, чем запреты. Другие эксперты также высказывались по поводу просчетов в первоначальном варианте законопроекта.
По материалам УНИАН