Третейский суд – это коммерческий суд, который не входит в государственную судебную систему. Третейские суды рассматривают частные правовые споры между субъектами частного права, которые изъявили желание рассмотреть дело в негосударственной инстанции.
Напомним, 3 февраля 2011 года Верховная Рада Украины запретила третейским судам рассматривать потребительские споры. Соответствующие изменения предусмотрены законом «О внесении изменений в ст. 6 Закона Украины «О третейских судах». Президент Виктор Янукович подписал этот закон , 1 марта он опубликован в официальной прессе и вступает в силу сегодня, 11 марта. Теперь третейские суды прекращают рассмотрение дел по спорам о защите прав потребителей, в том числе потребителей услуг банков (кредитных союзов).
Право на обжалование
По мнению юристов, необходимость подобной законодательной инициативы назрела в связи с участившейся практикой использования третейских соглашений во многих сферах предоставления услуг, в частности, в банковской сфере, сфере страхования и т.д. «Все чаще субъекты хозяйственной деятельности, особенно в сфере предоставления банковских и страховых услуг, при оформлении договорных отношений с потребителем активно «навязывают» положения договора о рассмотрении споров в третейских судах», - отмечает Ярослав Петров, юрист ЮФ «Астерс». Таким образом, при отсутствии достаточной информации, потребитель фактически дает согласие рассматривать все спорные отношения, которые могут возникнуть между ним и субъектом хозяйственной деятельности, третейским судом. Соглашается, но не задумывается над тем, что третейский суд – структура, которая может находится в кармане любого предпринимателя. И подписывая третейское соглашение, потребитель фактически признает, что поставщик или производитель товаров и услуг всегда прав.
«При этом, никакие предложения со стороны потребителя контрагентом не рассматриваются, исходя из принципа: «или работаем по таким условиям или не работаем совсем», - поясняет Марина Шарапа, партнер юрфирмы AGRECA.
Рискнув и подписав соглашение, потребитель попадает в западню. «Соглашаясь на рассмотрение дела третейским судом, потребитель лишает себя возможности обжалования решения третейского суда. В статье 51 Закона Украины «О третейских судах» установлено, что, по общему правилу, решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Решение суда первой инстанции может быть обжаловано, что дает потребителю больше шансов защитить свои права», - поясняет Петров. С принятием соответствующих изменений в законе, потребитель и субъект хозяйственной деятельности будут находиться в равных условиях при рассмотрении решения в суде общей юрисдикции.
Цена вопроса
Новая редакция закона, подписанная президентом, освобождает потребителей от уплаты сборов третейского сбора и других платежей. По мнению Ирины Подлесной, старшего юристконсульта ЮК «КПД Консалтинг», наличие коллизий и пробелов в законодательстве не только создавало почву для многочисленных злоупотреблений при рассмотрении споров третейскими судами, но и возлагало дополнительную финансовую нагрузку на потребителя. Предыдущая редакция закона о третейских судах предусматривала норму, которая обязывала потребителей платить третейский сбор и другие платежи: гонорары третейских судей, третейский сбор, расходы, понесенные судьями в связи с участием в третейском рассмотрении (включая оплату проезда к месту рассмотрения спора), расходы на оплату услуг экспертов, гонорар секретаря суда и т.д.
При этом ранее предусматривалось, что размер расходов, а также порядок их оплаты каждый суд устанавливал для себя сам. Как правило, размер издержек Третейского суда определялся в зависимости от цены иска. Например, положением о третейских расходах Постоянно действующего третейского суда при Торгово-Промышленной палате, который приводит юрист, стоимость расходов находится в диапазоне от 2,5 тыс. грн до 39 тыс. грн и выше. При исковой сумме до 50 тыс. грн нужно выплатить 6% от иска, но не меньше 2,5 тыс. грн, а при цене от 5 млн. + 1 грн – 39 тыс. грн плюс 0,3% от цены иска, которая превышает 5 млн. грн. Примечательно, что при подаче искового заявления был предусмотрен регистрационный сбор - часть третейского сбора. Его размер не установлен законодательно. К примеру, положением о третейских расходах постоянно действующего третейского суда при Торгово-промышленной палате установлен регистрационный сбор в размере 600 грн, поясняет Шарапа.
Теперь рассмотрение дела в хозяйственных судах может ограничиваться сбором за информационно техническое обеспечение судебного процесса в 236 грн., а может быть и вовсе бесплатным. «Лица, которые освобождены от оплаты госпошлины, освобождаются и от оплаты сбора за информационно техническое обеспечение процесса», - пояснила Марина Шарапа. При рассмотрении дела в районных, городских и межрайонных судах размер сбора зависит от предмета спора. Например, по искам имущественного характера – 120 грн., по искам неимущественного характера (которые не подлежат оценке, например, о расторжении договора) - 37 грн., по искам о защите прав граждан на земельный пай – 10 грн. В данном случае освобождение от оплаты сбора не предусмотрено.
Без права выбора
По мнению юристов, измененный закон о третейских судах хоть и облегчает финансовую нагрузку на потребителя, но далек от европейских норм и лишает украинцев права выбора. «В развитых странах, в том числе и в странах ЕС, споры между потребителями и поставщиками/производителями товаров, работ и услуг подсудны третейским судам. И потребитель не лишен правовой возможности сделать выбор в пользу третейского разбирательства как более быстрого и эффективного способа разрешения споров. Главное, чтобы этот выбор был сделан осознанно и добровольно», - пояснила Елена Перепелинская, старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры». По ее мнению, с точки зрения защиты прав потребителей главный вопрос заключается не в том, может ли данная категория споров разрешаться третейскими судами, а в том, как именно должно или не должно происходить заключение третейского соглашения с потребителем. «Изъятие споров с участием потребителей из подведомственных третейским судам дел фактически лишает всех потребителей на территории Украины описанного выше права выбора, тем самым обрекая их на, как правило, многолетние судебные тяжбы», - поясняет Перепелинская. «В случае передачи рассмотрения таких споров судам общей юрисдикции, которые и без того перегружены, остается открытым вопрос о возможности качественного и детального рассмотрения дела», - уверена Подлесная.
По материалам Фокус