Конечно, в свете грядущих событий очень радует тот факт, что животрепещущий вопрос «раздела 14» все же решен в пользу не-изменений (не пропали даром старания протестующих активистов с Майдана). Но абсолютно «невинным» в этой самой нетронутости его обещают сохранить до 2016 года — а дальше по обещанной схеме. Так что у широкой публики, остро заинтересованной в вопросах подобного толка, есть время, чтобы хоть как-то подготовиться.
И, что вполне естественно, перспективы подобных изменений не могут не волновать такие интернет-проекты, как Price.ua. Для прайс-агрегатора вопрос развития и дальнейшего сотрудничества с интернет-магазинами товаров и услуг самого разнообразного спектра — более, чем актуальный. Ведь именно в продвижении и развитии бизнеса интернет-магазинов — одновременно и суть, и способ развития самого агрегатора.
Итак, что, как говорится, мы имеем? А картина складывалась следующим образом. При разработке «пилотной версии» НК в перечень видов предпринимательской деятельности, которые не имеют права работать по единому налогу, совершенно фантастическим и необъяснимым образом угодила и интернет-коммерция. Почему? Кто его знает, но подозрения имеются, а именно:под интернет-коммерцией разработчики нового НК, по всей видимости, понимают давно и успешно накатанную западную схему с виртуальным, дистанционным заказом, последующими оплатой и получение заказанного.
Однако следует все же помнить, что не так обстоят дела в «Датском Королевстве отечественного розлива» — наши интернет-магазины функционируют по принципу виртуального он-лайн каталога. Выбирая товар и осуществляя заказ, покупатель получает покупку буквально из рук совершенно реального курьера, работающего в абсолютно реальной курьерской службе. И расчет по покупке и доставке производится точно такими же совершенно реальными деньгами.
Открытие и развитие интернет-магазина в сравнении с открытием магазина реального — несоизмеримо проще и доступнее. И в этом-то и соль. А первая редакция НГ элементарно лишала все это смысла. Но (к коллективной радости всех ангажированных в интернет-коммерции, и не только), на сегодняшний момент, отстояв собственные интересы, предприниматели, в том числе и «виртуальные», могут спать относительно спокойно.
И все же кое-какие новшества затронут предпринимателей, занятых в сфере интернет-коммерции. Поскольку основная масса владельцев интернет-магазинов — это частные предприятия, оформленные как физлица, находящиеся на едином налоге.
Самое главное, что затронет «единоналожников» - новый кодекс их лишил права быть плательщиками НДС при предоставлении товаров и услуг в пределах Украины. Исключение составляют только юрлица со ставкой по налогообложению 6%. Что это значит? Что все фирмы, имеющие общую систему налогообложения, перестанут сотрудничать с предпринимателями на ЕН. Это будет им невыгодно, поскольку по новым нормам им будет нельзя отнести в валовые расходы услуги или товары, приобретенные у СПД на ЕН. Ведь с 1 апреля, новая норма НК обязует юрлиц выплачивать 25 % налог с прибыли, куда ранее входили расчеты с «единщиками» - такие поборы станут непосильными и невыгодными.
Можно себе только представить, какое количество представителей малого и среднего бизнеса понесет болезненный урон в своем предпринимательстве от такого «прокрустова ложа». Количество партнеров-контрагентов, работающих с предприятиями на общей системе сократится, возможно, что будут использоваться сложные «ходы-схемы», чтобы как-то выкрутиться из такой ситуации. И вместо прозрачной деятельности и уплаты налогов — опять усложнение и капканы для предпринимателей.
Незначительным утешением в этом нововведении можно считать список, в котором перечисляются услуги и товары от предпринимателей, работающих на ЕН и которые можно будет отнести в затратную часть. Например, это относится к информатизации, консалтинга, маркетинга, рекламы от не резидентов.
Перед предпринимателями по новым нормам налогообложения встанет вопрос регистрации. Поскольку, имея оборот более 500 тыс. грн в год — как «единоналожник» уже нельзя будет оформляться. А если твой бизнес развился, скажем, до уровня 550 тысяч в год — с 1 апреля ты обязан перейти на общую систему налогообложения. Это будет означать, что государству ты должен будешь платить 25 % налога с прибыли, плюс чтобы переоформиться в юрлицо — это целая «запутанная история», поскольку госреестр юрлиц ликвидирован. Поэтому не стоит тешить себя надеждами, что бизнес будет развиваться, идти вверх. При таких условиях — как бы не на месте, в лучшем случае, топтаться. А реальность такова, что уже после месяца существования новых норм в НК многие предприниматели сворачивают свой бизнес. Поэтому регистрировать интернет-магазин теперь однозначно выгоднее на физическое лицо, при условии, что оборот не будет превышать 500 тыс грн в год, потому что отчетности меньше, чем как юрлицо, хотя сумма налогов будет та же.
Также следует помнить, что отныне физлица, имеющие ежемесячный доход в менее10 минимальных зарплат (по нынешним временам мин.зарплата - 920 грн), будут облагаться налогом по ставке в 15%, а если доход больше 10 минимальных зарплат — то 17%.
Что нужно было для деятельности и развития интернет-бизнесу, когда выбиралась форма регистрации предприятия? Небольшие затраты на содержание (теперь если вынужден перейти на общую систему — обязательно нанимать бухгалтера, поскольку отчетность усложняется), работа с физическими и юридическими лицами (теперь «единоналожники» не могут работать с юрлицами на общей схеме налогообложения), возможность использовать наемный труд (теперь за каждого нанятого работника доплачивать в ПФ). Все это ныне «зажато в тиски». Из этого видно, что заработать людям и обеспечивать свои семьи, выбираясь из бедности, просто не дают возможности, очевидно считая (те, кто разрабатывал новые нормы НК), что наши предприниматели в интернет-коммерции «озолотятся» несказанно, если будут выплачивать только 200 грн единого налога в месяц государству...
Прочем, «где наша не пропадала». Новый Налоговый, к счастью, все-таки ослабил «бариновскую» власть самих налоговиков:
отменена обязанность плательщика налогов при проведении проверок предоставлять органам государственной налоговой службы объяснения по вопросам налогообложения. Также, если не был произведен допуск к проведению проверки СПД, то налоговики не имеют права обращаться в суд для заморозки счетов предприятия. Без приказа о проведении проверки также налоговая служба не имеет права являться к плательщику налогов — это дает право обжаловать решение о проведение проверки СПД.
Новый Налоговый добавил хлопот бухгалтерам и юристам, которые будут вести активные консультации и искать способы правильного решения, а всем предпринимателям придется адаптироваться к новым условиям. И предприниматели в сфере интернет-коммерции также будут пересматривать акценты в своей деятельности.