Зимой и ранней весной забот у автовладельцев становится явно больше. Гололед, падение льда и снега с крыш и деревьев, затопление во время оттепели, кошмарное состояние самих дорог и их обочин -- все это подстерегает нас накануне теплой весны. На первый взгляд, от большинства этих бед должен защитить договор автоКАСКО, но слишком часто это, увы, -- иллюзия.
"Меня обгонял микроавтобус и у него из-под заднего колеса вылетел кусок льда, который разбил лобовое стекло моей машины. Однако в страховой только развели руками и сказали, что мой полис попадание сторонних предметов не покрывает. Вот и думаю, зачем я заплатил за КАСКО 8 тыс. грн., если даже стекло, которое стоит в 4 раза дешевле, по страховке заменить не могут?", -- недоумевает одессит Виктор Жуковский. Как ни обидно, но в своей проблеме Виктор может винить только самого себя -- он невнимательно читал договор автоКАСКО и правила страхования.
Многие водители по примеру Виктора все чаще задумываются: а есть ли смысл в дорогостоящей страховке КАСКО? Их сомнения разумны, ведь цена годового полиса стартует от 5% стоимости авто. И все же, если правильно подойти к оформлению страховки, смысл в ее покупке есть и немалый. Главное -- знать основные ловушки в полисах. О них не устают напоминать "Деньги".
Зимние страхи
Начнем с того, что основная масса полисов КАСКО предлагает застраховаться от четырех основных групп рисков: дорожно-транспортное происшествие (ДТП), противоправные действия третьих лиц (ПДТЛ), пожар и стихийные бедствия. Но надо помнить, что каждый риск имеет свою расшифровку и перечень страховых случаев.
Например, в гололед занесло автомобиль и произошло ДТП. Казалось бы, обычная ситуация и все предельно просто: компания должна произвести выплату по причине аварии. Но страховщик запросто может сказать, что авария спровоцирована гололедом, который согласно классификатору чрезвычайных ситуаций (ДК 019-2001) является стихийным бедствием. И тогда о выплате можно забыть, если полис не покрывает этот риск. А ведь автовладельцы часто пытаются сэкономить, не включая "стихийное бедствие" в договор.
Летящие из-под колес камни и падающие сосульки тоже далеко не всегда являются поводом для выплат. "Подобные риски относятся к неклассическим, поэтому страхователь должен поинтересоваться, прописаны ли они в расшифровке (определении) страховых случаев в договоре", -- рекомендует главный менеджер департамента андеррайтинга и методологии СК "Универсальная" Сергей Паламарчук. Подобные ситуации могут быть предусмотрены рисками вроде "попадания предметов", а то и "другие случайные события". К таковым может быть отнесено что угодно: от царапин обледеневшими ветками деревьев до повреждений снегоуборочной техникой.
То же самое касается падения снега или льда на автомобиль. Хорошо, если эти риски не отнесены к "другим событиям" и все-таки прямо указаны в полисе.
Если из договора и правил страхования неясно, что именно из типичных зимних проблем покрывается полисом, такую страховку вряд ли можно назвать правильной инвестицией.
Найти виновного
Подтвердить страховой случай, чтобы получить выплату -- еще та морока. Возьмем типичную ситуацию -- гололед. По идее, достаточно стандартной справки МВД о том, что произошло ДТП. Однако для выяснения нюансов страховщик может затребовать справку от метеорологической службы. И тут окажется, что по мнению метеорологов гололеда вообще не было (кстати, к стихийному бедствию относят только "сильный гололед", с толщиной корки льда не менее 20 мм), а в аварии виновны дорожно-транспортные службы, не почистившие проезжую часть. Соответственно, искать правды придется уже у "дорожников".
"Когда событие наступило вследствие риска "стихийное бедствие", документом от компетентных органов является либо справка от Гидрометцентра, либо акт о причине повреждения авто, составленный представителем коммунальных служб, которого необходимо вызвать на место ДТП", -- подсказывает начальник андеррайтингового центра СГ "ТАС" Светлана Шкарбан.
Но как получить нужную справку у метеорологов, если снег или лед попросту упал с крыши дома, пролежав там всю зиму? Можно попытать счастья у коммунальщиков, но они не обязаны выдавать подобного рода справки, которые, к тому же, подтверждают их халатность. И дают основания для исков к коммунальщикам.
Поэтому целесообразно выбрать такой вариант КАСКО, который позволяет получать выплату (2--5% страховой суммы) по мелким повреждениям без справок ГАИ и других "занудных" органов. Правда, полис при этом может подорожать на 5--20%, но зато возмещение получить проще и в принципе реальнее.
А если на автомобиль упало сваленное ветром дерево -- это вообще очень сложный для автовладельца случай. Дело в том, что повреждение в результате стихийного бедствия обычно признают лишь в том случае, если падение дерева вызвано ураганным ветром или выпадением снега за 12 часов более чем на 20 мм. Поэтому есть резон включать в полис риск "падение предметов".
В том случае, если официальные органы так и не дали справки, а полис как назло не покрывает конкретный случай, можно подать в суд на дорожную службу или коммунальщиков. Естественно, связываться с судебной процедурой есть смысл только при существенной сумме ущерба, в противном случае овчинка не будет стоить выделки.
Главное для успеха судебной тяжбы -- четко зафиксировать все обстоятельства ДТП и его причину ("дыру" в асфальте, открытый люк, упавшее посреди дороги дерево и т.д.), опросить свидетелей, сделать фото. После этого можно отправляться в суд.
"Я судился с "дорожниками" больше года из-за огромной ямы в центре города, ставшей причиной поломки передней оси. В итоге удалось отсудить почти 15 тыс. гривен. И хотя на тяжбу и адвокатов я потратил почти 5 тыс. гривен, на ремонт оставшихся денег хватило", -- поделился с "Деньгами" житель Боярки Виктор Остапенко.
Когда могут отказать
Зимой страховщики чаще отказывают в выплатах либо урезают их, потому что появляется для этого больше поводов. Например, они требуют, чтобы в период с 15 октября по 15 апреля была установлена именно зимняя резина. А если нет -- полной выплаты не видать. "Если причиной страхового случая было использование резины, не соответствующей сезону, страховщик имеет право уменьшить размер страхового возмещения на 50%", -- напоминает начальник единого расчетно-выплатного центра СК "Провидна" Анатолий Плетюхин.
В некоторых договорах можно найти оговорку, что если температура на улице держится ниже "нуля" 3 дня подряд, то следует сменить летнюю резину на зимнюю. И неважно, что это может оказаться начало октября или конец апреля -- "неперобутый" автомобиль окажется без страховой защиты.
Часто страховщики отказывают в выплате, сославших на техническую неисправность авто. Зимой этот повод тоже используется чаще: например, сами же страховщики рекомендуют после смены резины внимательно поверить, насколько тщательно закреплены колеса. Зимой шиномонтажники перегружены и нередко работают спустя рукава. Поэтому, если у машины отлетит плохо закрепленное колесо, и это станет причиной аварии, то страховщик может и отказать в выплате. Оспорить это решение можно, лишь имея чек от шиномонтажа, да и то, если ДТП произошло сразу после смены колес.
"Во время снегопада обязательно должен работать стеклоочиститель со стороны руля", -- отмечает юрист адвокатского объединения "Актио" Иван Ромащенко. В его поломки, страховщик мотивирует отказ тем, что водитель нарушил пункт 31 Правил, касающийся технического состояния авто.
Излюбленная причина отказа в выплате -- несоблюдение Правил дорожного движения. Зимой к ней тоже прибегают значительно чаще, чем в теплое время года. Хотя бы потому, что, согласно Правилам, водитель обязан выбирать скоростной режим в соответствии с дорожными условиями, а они зимой известно какие. Кроме того, в холодное время года договор может ограничивать превышение скорости, даже если летом подобное нарушение допускается.
К классическим "зимним" отказам также относятся повреждение шин или колесных дисков, следствием которых стало, к примеру, плохое покрытие дороги, а также "гидроудар" (попадание воды в двигатель через воздухозаборник, что приводит к его серьезной поломке). Кстати, "гидроудар" в принципе не покрывает ни одна страховая компания.
Практически никто из компаний не покрывает риск изменения цвета авто под влиянием реагентов, которыми посыпают дороги зимой, и часто этот случай относится к исключениям. Можно потребовать включить его в условия полиса, но страховщики могут в ответ назвать настолько высокий тариф, что и КАСКО не захочется.
Увы, но количество уловок в полисах в ближайшем будущем вряд ли уменьшится. Особенно это касается полисов с сокращенным перечнем рисков, "за полцены", до "первого страхового случая" и т.д. Поэтому перед подписанием договора нужно его внимательно вычитывать, требовать от менеджера объяснения всех непонятных пунктов, вносить недостающие риски и обязательно сверять договор с правилами страхования.
Какие специфические риски следует учесть при покупке КАСКО зимой?
1. Попадание предметов из-под колес авто (камней, кусков льда и т.д.)
2. Падение снега, сосулек с деревьев и крыш домов
3. Затопление авто в результате осадков, таяния снега, прорыва коммуникаций
4. Различные стихийные бедствия (гололед, ураган, снегопады)
Почему страховщики отказывают водителям в выплате?
1. Если на авто не установлена зимняя резина
2. При повреждении колес, дисков
3. В случае «гидроудара»
4. При изменении цвета авто под влиянием реагентов
5. Из-за грубой неосторожности и халатности страхователя
На что надо обращать внимание, заключая договор КАСКО?
1. На расшифровку страховых случаев и формулировку рисков
2. Не всегда риск «попадание и падение предметов» относится к стихийным бедствиям
3. Для подтверждения страхового случая может потребоваться справка от коммунальных и метеослужб
4. Условия договора надо сверять с правилами страхования
5. За ДТП по вине дорожной службы ее нужно привлекать к ответственности и требовать возмещение ущерба через суд
Сколько стоят полисы КАСКО у крупнейших страховых компаний?* (нажмите на таблицу, чтобы увидеть ее полностью)
Страховщик | Застрахованное авто | Основные параметры полиса | Размер франшизы | Тариф | Застрахованное авто | Основные параметры полиса | Размер франшизы | Тариф | Застрахованное авто | Основные параметры полиса | Размер франшизы | Тариф |
AXA | «Бюджетный» класс, стоимостью до 80–100 тыс.грн. (Chevrolet Aveo, Daewoo Lanos, Lada Kalina, Chery Amulet, Hyundai Getz) | Возраст страхователя – 25–65 лет, опыт вождения –от 1–3 лет; вид полиса – «полное КАСКО»; покрытие – Украина, ночное хранение – без ограничений | 0–2% – повреждения; 3% – угон | 4,4–8,82% | «Средний» класс, стоимость до 150–200 тыс. грн. (KIA Cerato, Mazda 3, Auris, Nissan Tiida, Hyundai Tucson) | Возраст страхователя – 25–65 лет, опыт вождения – от 1–3 лет; вид полиса – «полное КАСКО»; покрытие – Украина, ночное хранение – без ограничений | 0–2% – повреждения; 3% – угон | 4,4-11,2% | «бизнес» класс и внедорожники, стоимость до 250-350 тыс.грн. (Toyota Camry, Honda Accord, Nissan Murano, Hyundai Santa Fe) – стоимость до 250-350 тыс.грн. | Возраст страхователя – 25-65 лет, опыт вождения – от 1-3 лет; вид полиса – «полное каско»; покрытие – Украина, ночное хранение – без ограничений | 0-2% - повреждения; 3% - угон | 4,4-11,2% |
«Украинская страховая группа» | 0–3% – повреждения; 0–5% – угон | 6,7– 12% | 0–3% – повреждения; 0–5% – угон | 6,1-10,8% | 0-3% - повреждения; 0-5% - угон | 6,1-10,8% | ||||||
«Уника» | 0–2% (но не менее 50–200 евро) | 3,9–7,7% | 0–2% (но не менее 50–200 евро) | 3,9 - 7,7% | 0-2% (но не менее 50-200 евро) | 3,9-7,7% | ||||||
«Оранта» | 0–10% – повреждения; 0–15% – угон | 3,7–12,1% | 0–10% – повреждения; 0–15% – угон | 4,9-13,1% | 0-10% - повреждения; 0-15% - угон | 5,1-13,8% | ||||||
«Дженерали Гарант» | 0,5–4% – повреждения; 5–10% – угон | 3,8–6,37% | 0–4% – повреждения; 5–10% – угон | 3,64-6,76% | 0-4% - повреждения; 5-10% - угон | 3,58-6,65% | ||||||
СГ «ТАС» | 0–1% – повреждения; 0–7% – угон | 4,78–5,5% | 0–1% – повреждения; 0–7% – угон | 5,02-6,19% | 0-1% - повреждения; 0-7% - угон | 5,41-6,19% | ||||||
ПЗУ Украина | 0–5% – повреждения; 5–10% – угон | 3,72–8,95% | 0–5% – повреждения; 5–10% – угон | 3,7-8,38% | 0-5% - повреждения; 5-10% - угон | 3,75-9,63% | ||||||
«Альфа-Страхование» | 0–1% – повреждения; 5–10% – угон | 2,9–8,4% | 0–1% – повреждения; 5–10% – угон | 2,8-8,8% | 0-1% - повреждения; 5-10% - угон | 2,4-7,6% | ||||||
«Просто-Страхование» | 0–2% – повреждения; 0–10% – угон | 5,5–10,6% | 0–2% – повреждения; 0–10% – угон | 5,2-9,9% | 0-2% - повреждения; 0-10% - угон | 5-9,3% | ||||||
«Универсальная» | 0–5% – повреждения; до 5% – угон | 4,2–6% | 0–5% – повреждения; до 5% – угон | 4,1-5,8% | 0-5% - повреждения; до 10% - угон | 4,1-6% | ||||||
«Брокбизнес» | 0–10% – повреждения; 5–10% – угон | 4,6–9,8% | 0–10% – повреждения; 5–10% – угон | 4,4-9,7% | 0-10% - повреждения; 5-10% - угон | 4,4-9,6% |
* Данные предоставлены самими компаниями и являются приблизительными; точный тариф можно рассчитать, обратившись непосредственно в страховую компанию.
Дмитрий Грицута, председатель правления СГ "ТАС":
Тариф по КАСКО рассчитывается экономистами страховых компаний с учетом статистики аварийности прошлых лет. Он позволяет компании уверенно стоять на ногах и выплачивать клиентам возмещения в полной мере и без промедлений.
С другой стороны, уплатив одинаковую сумму за полис, в двух разных компаниях вы можете получить больше или меньше дополнительных преимуществ. В условиях высокой конкуренции компании соревнуются в качестве сервиса: упрощают и ускоряют процедуры урегулирования, проводят акции, предлагая в "довесок" к полису различные ценные призы (например, в нашей компании среди покупателей полиса ОСАГО проводится акция с пополнением счета мобильного телефона и розыгрышем автомобилей). Также многие страховые компании дарят своим клиентам бонусы за безаварийную езду и продлевают договоры страхования, предлагая снижение тарифной ставки.
Резюме: К страхованию автомобиля зимой по программе автоКАСКО надо подходить особо тщательно, учитывая типично зимние риски и те обстоятельства, которые могут привести к отказу в страховой выплате.
По материалам //