"Раньше я думала, что магазины существуют для того, чтобы приобретать только необходимое. Однако, глядя на покупателей, понимаю, что шопинг для них -- это просто возможность отдохнуть и развлечься", -- рассказывает Юлиана Донина, продавец известного бутика одежды. "Деньги" решили разобраться, о чем думает потребитель и почему современные граждане так склонны к шопоголизму.

Что стоит за рекламой
Производители не устают сообщать покупателям о том, как удивительно прекрасны их товары, а также как счастливы будут те, кто их приобретет. "Покупка = счастье" -- это главная иллюзия, которую заботливо культивируют и компании-производители, и торговцы. Покупателям навязывают не только товары, но и новые потребности, зачастую -- потребности мнимые. Для этого компании пытаются манипулировать сознанием рядового потребителя -- замещая в нем реальные желания на жажду покупать.

Психологи откровенно говорят, что в основе многих рекламных кампаний -- подмена вещей эмоциями. То есть попытка доказать, что та или иная вещь способна сделать человека счастливым, успешным и любимым. Получается, что воду человек покупает, чтобы стать здоровым и радостным, шоколад -- чтобы покорить сердце любимой, а депозит размещает, чтобы стать свободным и счастливым.

Избавляемся от зависимости
Диагноз "жертва шопоголизма" является следствием как манипулятивного воздействия со стороны рекламодателей, так и современного образа мышления, или так называемых стандартов качества жизни. Это в развитой стране владелец крупной инвестиционной компании спокойно носит рубашку в клетку, купленную на распродаже за 15 долларов. В Украине мало быть менеджером среднего звена с хорошей зарплатой. Чтобы соответствовать статусу и доказать свою успешность, нужно как минимум одеваться в костюмы известных брендов. Поиск подтверждения своего статуса влечет людей в магазины.

Другая предпосылка шопоголизма -- поиск позитивных эмоций: с помощью покупок человек пытается компенсировать нехватку теплоты, избавиться от чувства одиночества, внутренней пустоты. "Мотивами пристрастия к покупкам может быть и жажда адреналина -- охота за эксклюзивной вещью, и иллюзия благополучия, и иллюзия свободы -- возможность сделать свой выбор", -- вскрывает психолог Татьяна Юрченко.

В любом случае, что бы ни стояло за тягой к покупкам -- поиск статуса или жажда позитивных эмоций, -- шопоголизм может стать навязчивым состоянием. А от такой зависимости уже необходимо избавляться со всей возможной решительностью.

Прежде всего стоит понять, что никакая вещь не сможет заменить человеческих отношений. Поэтому при попытке подменить общение прогулкой по магазинам нужно задуматься -- возможно, эффективнее встретиться с друзьями за чашкой чая и поговорить по душам? Проходя по торговому центру, стоит поразмышлять, каковы же вообще жизненные цели и приоритеты. И если цель -- сделать карьеру, то не лучше ли деньги, потраченные в бутиках, направить на курсы повышения квалификации или изучение иностранных языков?

Если же замечено, что есть склонность к спонтанным покупкам, то в магазин необходимо брать строго определенную сумму, которую допустимо потратить, а кредитку лучше оставить дома.

Ирина Шевчук:

– Я обожаю шопинг. Это хороший способ отвлечься от проблем. Думаю, привычка ходить по магазинам появилась, когда я не работала, а занималась только домом и детьми. Сейчас работа есть, а значит, есть и общение, которого мне не хватало. Однако любовь к шопингу так и осталась: при плохом настроении я обязательно еду по магазинам. Причем необязательно тратить много, главное – развеяться и отдохнуть душой. 

Проверьте, шопоголик ли Вы?*

Вопрос

Вариант ответа А

Вариант ответа В

Вариант ответа С

Если у меня плохое настроение, я:

Звоню друзьям.

Читаю, смотрю кино.

Иду за покупками.

Находясь в примерочной магазина, я:

Чувствую неудобство, тесно, не люблю примерочные.

Думаю о своем внешнем виде, стараюсь понять, идет ли мне эта вещь.

Чувствую радость. Вокруг столько прекрасных вещей!

Ваше отношение к распродажам:

Не люблю распродажи – толпы людей, некомфортно.

Мне нравятся распродажи, это возможность купить что-то дешевле.

Очень люблю распродажи. Можно хорошо одеться, да еще и сэкономить.

В торговых центрах Вы думаете о:

Ресторане, катке и кинотеатре.

О нескольких любимых магазинах, которые нужно посетить.

Атмосфере центра, бутиках, ярких витринах, людях вокруг. 

Следите ли Вы за специальными предложениями и акциями, которые проводят магазины?

Нет. Если нужно что-то купить, я куплю это в любом случае.

Слежу за акциями интересующих магазинов.

Я отлично осведомлен обо всех акциях и скидках. 

Шопинг поднимает настроение? 

Нет. Напротив, оно даже портится.

Да. И если удается сделать хорошую покупку, искренне радуюсь.

Шопинг – хороший способ поднять настроение! И неважно, что именно я покупаю.

Как Вы принимаете решение о покупке?

Когда уже необходимо что-то купить, так как старая вещь уже непригодна.

Делаю лишь запланированные покупки. Перед этим всегда долго выбираю.

Делаю спонтанные покупки. Часто покупаю лишь потому, что вещь понравилась.

Как часто совершаете поход по магазинам?

Нечасто, по мере необходимости.

Хожу по магазинам практически еженедельно, но делаю покупки не всегда.

Довольно часто. Как только появляется свободное время, еду в торговый центр.

Итого

Вариантов А

Вариантов В

Вариантов С

* – В последней колонке отметьте букву Вашего ответа, а потом подсчитайте, сколько каких букв у Вас получилось (нижняя строка таблицы).  

Результаты теста (нажмите на таблицу, чтобы увидеть ее полностью)

Больше всего ответов А

Больше всего ответов В

Больше всего ответов С

Равное количество ответов А и В

Равное количество ответов В и С

Вы очень далеки от шопоголизма. Вероятно, Вы из тех покупателей, которые планируют все свои расходы, все покупки.

Вы представитель самых трезвых покупателей. Вряд ли Вы купитесь на заявление о скидке «до 80%». Вы делаете только действительно выгодные покупки.

Увы, скорее всего, Вы – шопоголик!  Внимание; возможны проблемы с планированием расходов и сбережениями.

Шопоголизм для Вас – это провести два часа в обувных магазинах, пытаясь подобрать нужные Вам туфли. Шопинг – не Ваше развлечение.

Вы легко расстаетесь с деньгами, но торговые центры для Вас – это возможность не столько приобрести вещи, сколько развлечься.  Осторожно: можно легко стать шопоголиком.

Как победить шопоголизм*:

1.     Не ходить в магазин «просто так».

2.     Ходить в магазин со списком нужных покупок.

3.     Устанавливать строгий лимит расходов на покупки.

4.     Почаще задавать себе вопросы о том, зачем именно нужна та или иная вещь.

5.     Раз и навсегда убедить себя, что скидки и распродажи не могут быть поводом для покупки.

* – Способы старые, верные, но так редко реализуемые слабохарактерными шопоголиками.

Резюме: Шопоголизм -- зависимость человека от потребности покупать вещи. Бороться надо не с покупательским зудом, а с "тараканами в голове", которые его вызывают.

По материалам //