"За своим автомобилем я поехал в Европу, поскольку в Украине подобной модели не было, а от услуг "серых" дилеров отказался, так как хотел пережить сам эдакое приключение", -- рассказал автовладелец Андрей Николайчук. По его словам, в процессе приобретения автомобиля ему удалось проехать по всей Франции, о чем он давно мечтал, а упростить процесс покупки машины помогло знание французского языка. Впрочем, самостоятельно покупать авто за границей -- не самое простое решение для тех, кто хочет заполучить автомобиль, который официально не представлен в Украине.
Хорошая статья экономии -- возврат НДС, уплаченного в стране, где приобретается авто
Тонкости покупки
Прежде всего желающим купить автомобиль за границей придется хорошенько изучить Интернет в поисках автосалона, который продает необходимую машину. После выбора компании-продавца и хотя бы устной договоренности с ним о том, что автомобиль не будет продан до того, как покупатель посмотрит его, нужно будет поехать для осмотра и тест-драйва. Дешевле выбирать регион, куда есть рейсы авиакомпании-лоукостера -- в этом случае перелет туда-обратно обойдется максимум в 2 тыс. грн. А еще можно воспользоваться акционным предложением авиакомпании, когда стоимость перелета снижается на 20--30% по сравнению с обычными ценами. Учитывая стоимость визы, авиабилетов и питания, расходы на такую поездку составят порядка 5--6 тыс. грн. Впрочем, направление поездки зависит от марки автомобиля: за американским авто лучше ехать в Финляндию или Голландию, а за другими -- в Центральную Европу. По словам опытных перегонщиков, стоит остановить свой выбор на Германии. Именно здесь представлен самый богатый выбор, как новых автомобилей, так и с пробегом. Кроме того, за счет эксплуатации в условиях идеальных дорог и высокооктанового топлива, в Германии -- наилучшее состояние подержанных иномарок.
На зарубежных авторынках покупателю всегда предоставляется полное право внимательно проинспектировать всю машину и даже совершить короткий тест-драйв. В это время можно и поторговаться. По словам Алексея Заикина, пригнавшего несколько лет назад автомобиль из Германии, в среднем скидки составляют 10--15%. Конечно, дешевле всего покупать автомобиль на авторынке, ведь в магазинах по продаже автомобилей (автохаусах) цены выше на 10--20 %. Однако, как и в случае с авторынком, в магазинах тоже принято торговаться. Кроме того, покупая машину в автохаусе, можно быть уверенным, что биография автомобиля абсолютно чиста -- риск купить украденное авто сведен к нулю.
Приобретая автомобиль за границей, стоит поинтересоваться, вернут ли продавцу сумму уплаченного покупателем НДС (19% в Германии). "Очень важно узнать у продавца часы работы местного ГАИ -- тогда в день покупки можно сразу же получить номера для автомобиля, что позволит в тот же день отправиться домой", -- говорит автовладелец Владимир Гаевой.
Поездка домой
Дорога из Германии в Украину займет не более 3 дней. На немецко-польской границе необходимо оформить европейскую транзитную декларацию Т2. Для этого достаточно подать таможенному брокеру в пункте пропуска документы на машину. Занимает это около часа, а стоит €70.
Кстати, проблем в пути возникнуть не должно -- истории о мафии на дорогах Европы остались в прошлом. Хотя, по словам перегонщиков, нужно быть особо осторожным на паркингах, ни в коем случае не оставлять автомобиль с открытым окном без присмотра -- случаев воровства личных вещей по-прежнему очень много. По этой же причине рекомендуется ночевать только в гостинице, а автомобиль оставлять только на охраняемых парковках. С учетом всех расходов по дороге (оформление документов, проживание в гостинице и бензин), поездка из Германии в Украину на приобретенном авто обойдется в среднем в 2 тыс. грн.
Чего ждать в Украине
Таможенные платежи состоят из таможенной пошлины (10% от стоимости авто), акцизного сбора, начисляемого в зависимости от объема двигателя и состояния авто, и НДС -- см. таблицу "Затраты на таможне". Фигурирующую в расчетах "таможенную стоимость" называет тот, кто ввозит автомобиль, -- на основании имеющихся документов. Результат уплаты пошлин, сборов и налогов не всегда радует. Например, таможенные платежи за пятилетний VW Passat с объемом двигателя 1,8 л и стоимостью Германии около €10 тыс. составят 32,2 тыс. грн. И это без учета "аппетитов" таможенников, "хорошее" расположение которых, по опыту Алексея Заикина, стоит от €200. Можно провести на таможне целый день, бегая из кабинета в кабинет с бумагами, а можно воспользоваться услугами брокера -- за 250 грн этот помощник автовладельцев сам проведет клиента по всем кабинетам, заполнит все документы, и платить за расположение таможни не придется. В итоге, можно сэкономить не только деньги, но и нервы, и свое время. Важная деталь -- задекларировать можно стоимость автомобиля меньше на €3--5 тыс. той цены, которая была реально уплачена. Вариант не вполне законный, но позволяет немного сэкономить на таможенных сборах. Больше занизить нереально -- таможенники сверяются со справочниками и настаивают на исправлении цены в случае уж очень большого занижения.
Итак, долгожданный автомобиль наконец-то дома, конечно, кошелек заметно похудел… Но время насладиться новой покупкой еще не пришло: после уплаты всех сборов необходимо получить сертификат соответствия транспортного средства стандартам Украины. Стоит это порядка 1 тыс. грн, а пройти процедуру вполне можно в течение рабочего дня в одной из сертифицированных испытательных лабораторий (которая может находиться и на таможне).
А потом последний этап -- регистрация автомобиля в МРЭО с обязательной уплатой транспортного сбора. Сумма сбора рассчитывается в зависимости от возраста автомобиля и объема его двигателя. Для новых легковых автомобилей ставка налога установлена от 3 до 60 грн со 100 см³ объема двигателя. Для автомобилей восьми лет для расчета ставки используется коэффициент 2, свыше восьми лет -- 40. Так, транспортный сбор на пятилетний Passat составит 252 грн, а вот на такое же авто со сроком службы 9 лет -- более 5 тыс. грн.
Увы, расходы на растаможку и регистрацию в сумме с расходами на доставку автомобиля и поездку в Германию приводят к удорожанию приобретенного авто в среднем на 30%. Потому экономическая целесообразность поездки за рубеж за автомобилем весьма сомнительна. Более того, зачастую цена у "серых" дилеров даже немного ниже той, которую придется заплатить при самостоятельной покупке. "Если это бренд, который официально представлен в Украине, клиент заказывает автомобиль, и ему его привозят. Если это автомобиль, бренд которого официально не представлен либо дилеры не могут заказать для клиента данную модель, тот же результат достигается усилиями "серого" дилера", -- считает начальник отдела маркетинга "Тойота Центр Киев "Автосамит на Столичном" Виталий Данилюк. И еще -- покупая автомобиль за границей, даже новый, невозможно рассчитывать получить в Украине ремонт по гарантии производителя. А это значит, что устранение неисправностей, которые возникли по вине производителя из-за заводских дефектов или некачественной сборки, придется оплачивать самостоятельно.
Личный опыт
Николай Гордийчук, автовладелец:
-- За своим кабриолетом я поехал в Германию, а точнее -- в Гамбург. Сначала я нашел нужный мне автомобиль по Интернету mobile.de. Это Audi TT Quattro Sport Line. В Украине такой новый автомобиль стоит около €54 тыс., а в Германии я нашел авто 2005 года выпуска за €15 тыс. в салоне. Причем с пробегом всего 4600 км. На момент ввоза авто было моложе 5 лет. В Гамбург летал дважды: первый раз для осмотра и тест-драйва автомобиля. Второй раз -- чтобы забрать и пригнать машину в Киев. Стоимость билетов вполне доступная -- 250--500 грн на бюджетных авиалиниях. Деньги автосалону лучше переводить по безналичному расчету из Украины, так удобнее -- не придется декларировать вывоз денег из страны на таможне в аэропорту. Очень важно оформить возврат НДС -- для этого салон выдает специальный документ, который заверяется печатью на польской границе. После приезда в Киев по факсу документ направляется продавцу автомобиля, а потом на твой счет салон перечисляет сумму НДС. На таможне желательно пользоваться услугами брокеров, они реально сэкономят время и деньги. Покупая автомобиль за границей, много не сэкономишь, но только там можно купить пусть и б/у, но эксклюзивное авто с хорошей историей и в отличном состоянии.
Затраты на таможне (нажмите на таблицу, чтобы увидеть ее полностью)
Ввозная таможенная пошлина | С = (ТС х Сп.): 100 %, где С – сумма пошлины; ТС – таможенная стоимость автомобиля; Сп. – ставка пошлины, установленная в процентах от таможенной стоимости товара. |
Акцизный сбор | Са = О х А, где Са –сумма акцизного налога; О – объем двигателя; А – ставка акцизного сбора. |
Таможенное оформление | €15 |
НДС | Сндс = (ТС + С + Са) х 0,2, где Сндс – сумма налога на добавленную стоимость; ТС – таможенная стоимость товаров; С – сумма пошлины; Са – сумма акцизного налога. |
Оформление сертификата соответствия стандартам Украины | €100 |
Сколько будет стоить пригнанный из Европы автомобиль (нажмите на таблицу, чтобы увидеть ее полностью).
Наименование автомобиля | Объем двигателя, л | Цена автомобиля в Германии, € | Цена в Германии за вычетом НДС (19%), € | Ввозная таможенная пошлина, € | Акцизный сбор, € | НДС, € | Во сколько обходится перегонщику, тыс. € * | Удорожание против цены немецкого салона, % | Цена у «серых» дилеров в Украине, € |
PORSCHE Cayman | 3,4 | 50 790 | 41 140 | 4114 | 3400 | 9054 | 58–59 | 30–31 | 52 384 |
Corvette ZR 1 | 6,1 | 128 900 | 108 319 | 10 832 | 6100 | 23 833 | 150–151 | 28 | 130 494 |
Alfa Romeo | 1,6 | 17 566 | 14 761 | 1476 | 192 | 3250 | 20–21 | 28–31 | 19 160 |
Audi A1 1.2 TFSI | 1,2 | 17 681 | 14 858 | 1486 | 36 | 3272 | 20–21 | 28–30 | 19 275 |
Audi A3 PDC, б/у* | 1,4 | 25 444 | 25 444 | 2544 | 1750 | 5601 | 36–37 | 30–31 | 45 036 |
BMW 760 Li Armored panzer (Gepanzert) B6+ | 5,9 | 285 000 | 230 850 | 23 085 | 5900 | 50 790 | 311–312 | 26 | 286 594 |
BMW Z4 Roadster | 2,5 | 36 400 | 29 484 | 2948 | 300 | 6489 | 40–41 | 27–28 | 37 994 |
BMW 320 Cd Cabrio, б/у* | 2,0 | 18 900 | 18 900 | 1890 | 3000 | 4161 | 28–29 | 35–36 | 33 453 |
Mercedes-Benz SLS AMG | 6,2 | 183 260 | 148 440 | 14 844 | 6200 | 32 660 | 203-204 | 27 | 184 854 |
Mercedes-Benz CLS 350 | 3,5 | 54 300 | 49 983 | 4998 | 3500 | 10 999 | 70–71 | 29–30 | 55 894 |
Mercedes-Benz CLS 250 CDI 2 | 2,2 | 50 300 | 40 743 | 4074 | 264 | 8966 | 55–56 | 26–27 | 51 894 |
Mercedes-Benz CL 63 AMG, б/у* | 6,2 | 109 900 | 109 900 | 10 990 | 18 600 | 24 181 | 165 | 33–34 | 194 523 |
VW Phaeton V6, б/у* | 3,0 | 29 900 | 29 900 | 2990 | 6000 | 6581 | 46–47 | 36–37 | 52 923 |
* – Полностью легальное растаможивание, учтены также: таможенное оформление, сертификат соответствия, транспортный сбор при первой регистрации.
Резюме: Много сэкономить на покупке автомобиля за рубежом невозможно -- отечественные налоги и сборы приводят к удорожанию купленной машины на 30% и более.
По материалам /