Нам удалось поймать этого любителя московских и итальянских улочек в Киеве. О том, сколько стоит время, на что он его тратит и как правильно паковать картон, Глеб Архангельский рассказал «Деньгам».

Сколько у Вас свободного времени, и на что Вы его тратите?

Если ты любишь свое дело – работу или собственный бизнес – все время у тебя свободное, потому что ты делаешь то, что тебе нравится. Мне больше импонирует разделять время на рабочее и нерабочее. Я стараюсь придерживаться классического баланса 8:8:8, по восемь часов на работу, не-работу и сон. Нерабочее время я отчасти посвящаю спорту – в первую очередь походам в бассейн. Мне нравится в хорошую погоду ходить по Москве с каким-нибудь путеводителем, в котором расписана интересная небанальная информация по каждому дому. Стараюсь каждую неделю ходить на концерты, живая классическая музыка мне много дает. Существование на природе тоже очень подпитывает, поэтому в теплое время года стараюсь проводить выходные в загородном доме.

А путешествия Вы любите?

Очень. Помимо классического отпуска – две недели летом, две недели зимой, – год назад начал применять так называемый «рабочий отпуск»: каждые полтора месяца примерно на неделю я уезжаю в какое-нибудь приятное место для сосредоточенной «внутренней работы». Чаще всего это Италия – мне очень нравятся итальянская природа и культура. Во время таких «отпусков» в моем календаре стоит пометка, что это рабочее время. Мне можно назначать онлайн-встречи по скайпу, а я на это время планирую написание книг, разработку документов… На дела я трачу столько же времени, как и в Москве, но вечера у меня при этом – в другой обстановке, при полной смене контекста. Кроме того, я много езжу по стране по работе, и соприкасаться, понимать реальную жизнь людей вне столичного круга мне тоже очень важно.

Для чего Вам это нужны такие «рабочие отпуска»?

С одной стороны, для того, чтобы отдохнуть. С другой – чтобы не снимать руку с пульса бизнеса. Мне очень нравится то, чем я занимаюсь, и у меня нет такой мечты, как у многих, – заработать денег и лечь под пальмой. И хотя мне нравится то, чем я занимаюсь, но очень хочется иногда вырваться из дождливого московского ноября в приятный климат, где тепло и можно купаться. Поэтому рабочий отпуск – это некоторое разнообразие рабочей жизни без потери рабочего времени.

Раз Вы не планируете заработать денег и лечь под пальмой, до каких пор Вы планируете работать?

Моему деду сейчас 76 лет, и он до сих пор очень активно, постоянно участвует в бизнес-проектах. Я его подбиваю начать писать книжку, но он отшучивается, что воспоминания ему писать пока рановато. Я бы, конечно, хотел не меньшего. И не обязательно, что я буду все время именно в бизнесе. Важна активная осмысленная деятельность. Жестких планов у меня нет, и жизнь на десятилетия вперед я не расписываю. Главное – оставаться дельным и деятельным. А что и как делать – покажет время.

«Время покажет»… А сколько оно стоит?

Смотря как вы умеете его использовать. Один мой клиент однажды сказал очень хорошую фразу о том, чем отличается богатый человек от бедного. Для богатого человека время – это актив. Если богатому человеку добавить час времени, он подумает, как извлечь из него какую-то выгоду – материальную или какую-то другую. А если добавить час времени бедному человеку, он будет думать, как его убить. Если время – актив, то следующий вопрос – его стоимость. Руководитель крупного бизнеса за час может принять решение о поглощении какой-то компании, и это прирастит какой-то кусок валового дохода. Я – руководитель консалтингового бизнеса, мой рабочий день стоит определенную сумму, соответственно, мой час стоит столько, за сколько его покупают.

То есть время стоит столько, сколько человек за него зарабатывает?

Да. Примерно так. Есть, конечно, более тонкие способы оценивания с учетом упущенной выгоды и прочих критериев.

Как Вы относитесь к статусным вещам?

С одной стороны, с некоторой долей иронии. Например, странно выглядит, если человек кладет часть жизни на то, чтобы купить Bentley, которую он будет парковать в грязном переулке и ее будут царапать мусоровозы, проезжающие мимо. С другой стороны, в современной бизнес-среде есть определенный формат: хороший костюм, хорошие часы, хорошая машина. Все должно быть органично: в одних местах нельзя без галстука, а в других нельзя с ним.

Что из статусных вещей есть и у Вас? И что Вы приобрели по собственному желанию, а чего от Вас потребовал статус?

Статус от меня потребовал полного бизнес-look-а. Я пользуюсь тем, что удобно, уместно, приемлемо и подходит мне стилистически. Например, я живу в центре Москвы в Замоскворечье. Но не потому, что это кто-то считает престижным, а потому что я очень люблю эти улочки, сохранившие дух старой Москвы. И потому, что, живя в центре Москвы, в пяти минутах пешком от офиса и в двадцати минутах езды от большинства клиентов, я экономлю колоссальное количество времени на дорожных пробках.
Если говорить о машинах, часах, то я ношу часы Omega, а езжу на Аudi.

Почему не Patek Phillippe? И те и другие идут почти одинаково…

Индивидуальные стилистические предпочтения. Разве можно объяснить, почему вам нравится та или иная девушка? Вещи, которые сделаны с большим вкусом – будь то блокнот moleskine или абсолютно простое, без «рюшечек», черное платье Сhanel, – я ценю.

Могу сказать лично о себе. Я отличу армянский коньяк от Hennessy, но я не отличу Hennessy 3-летний от Hennessy 20-летнего. Такого тонкого различия для меня уже не существует. А вина я различаю совсем плохо: сухое от сладкого еще да, а многолетнее французское с непроизносимым названием от чилийского «санрайза» – уже нет. Вот и пью вина довольно обычные. А если я чего-то не понимаю, то не пытаюсь тратить на это время, силы и деньги.

А какой Вы предпочитаете сервис? Например, рестораны и отели?

Мне нравится «качественная четырехзвездочность»: с современным минималистичным дизайном и уверенным уровнем сервиса. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, мне не нужен средневековый замок или особняк в стиле барокко.

Возможно, Вам просто нравится минимализм больше, чем роскошь?

Да, точно подмечено. Я думаю, что красивый минимализм – это и есть роскошь.

А что с уровнем сервиса?

Например, я очень люблю московский ресторан William Bass – крепкий хороший английский паб, в котором нет бизнес-ланчей, в него ходят крепкие деловые дядьки и ведут свои толковые дельные разговоры. Обслуживание там быстрое и функциональное.

А рестораны, где каждую рыбку тебе привозят два официанта на огромной телеге, меня не очень привлекают.

Какое отношение к деньгам Вы хотели бы воспитать у Ваших детей?

В эпоху первых советских кооперативов я работал подмастерьем у своего папы. По жестко зафиксированным трудовыми нормами расценкам я получал четыре копейки за каждую пачку упакованного картона. Как-то раз я понял, что если паковать не так, а вот так, то можно получать за вечер вдвое больше. В итоге я купил велосипед, что по тем временам было очень дорого. При этом родители поставили мне жесточайшее условие, что как только в табеле появятся четверки, работа тут же прекратится. Мне бы хотелось привить своим детям понимание того, что деньги должны быть мерилом труда: ум, помноженный на пот. И именно так. Потому что недостаточно просто много трудиться или просто уметь хорошо думать, нужно сочетать оба эти качества. Да, где-то возможна удача, но деньги не должны быть шальными.

Его дело: Генеральный директор компании «Организация времени», автор книг по тайм-менеджменту, среди которых «Организация времени» и «Тайм-драйв» (рецензии имеются на сайтеwww.dengi.ua).