Качественный копирайтер призван решить две задачи, первая из которых сводится, в принципе, к одному: человек, которому адресованы написанные им тексты, должен как минимум захотеть прочитать их с интересом. Ну и потом, в зависимости от целей владельца сайта, читатель должен нечто купить, попробовать, включить, выбрать, проголосовать и так далее. Причем под «купить» понимается не обязательно футболку с рисунком или книжку. Слово «купить» может относиться к идеям, профессиональным возможностям владельца сайта или к найму его на высокооплачиваемую руководящую позицию.

Вторая из задач, которую приходится попутно решать копирайтеру, − созданные им тексты должны быть любимы поисковыми системами. То есть содержать «правильные» ключевые слова и быть оригинальны.

Главный вопрос − как найти копирайтера, который сможет одинаково ладно складывать нужные тексты на заданную тему и не забывать о законах Сети? Увы, отсеять непрофессионалов непросто именно потому, что веб-копирайтингом может сходу начать заниматься практически каждый человек, даже не имеющий опыта, навыков и специальных знаний для такой работы.

Однако если знать «рыбные» места, можно «отловить» ответственного копирайтера, который за вполне вменяемые деньги не только будет наполнять сайт уникальной информацией, но и слоган придумает колкий, и имя звучное.

Деньги за слово
Лучше искать исполнителей на специальных ресурсах − биржах фриланса и копирайтинга, достаточно ввести в поисковике слова «фриланс» или «копирайтинг».

Главная задача таких систем − свести между собой заказчиков и исполнителей. После регистрации на бирже можно воспользоваться системой поиска исполнителей, в которой будут отображаться тематика, с которой готов работать автор, данные о его профессиональных навыках и ожидаемый размер гонорара за ту или иную работу.

Другой путь – вывешивание заказа на бирже. Обычно предлагается форма, в которой необходимо указать название («Статья о вреде курения» или «Девиз для СТО дяди Васи»), выбрать тематику, оценить сложность работы, указать дату, до которой заказ должен быть выполнен и сдан, и установить цену: либо за 1000 печатных знаков, либо за всю работу полностью. Процесс заказа чем-то схож с собеседованием: исполнители оставляют заявки, а заказчик уже решает, с кем из них иметь дело.

«Ставки на услуги специалистов очень разнятся и могут достигать $20 за 1000 знаков, если речь идет о тексте. Гонорар копирайтера зависит не столько от того, сколько он напишет, а сколько сможет продать и какова его реальная квалификация», − считает блогер и специалист по интернет-маркетингу Артур Оруджалиев.

В среднем за несложный текст копирайтеру без опыта принято зейчас платить $0,5−1,5 за 1000 знаков. Если речь идет о работе посложнее, гонорар автору составит $1,5−3 за 1000 знаков. Профессионал, имеющий специализированные знания (например экономические) и опыт, запросит $8−20 за 1000 знаков. Правда, такие спецы на биржах редко попадаются – чаще их находят по изготовленным ими текстам или через их личные блоги.

Если хочется относительной уверенности в квалификации копирайтера, предлагающего свои услуги через онлайн-биржу, стоит ориентироваться на его рейтинг. Он присваивается биржей после прохождения теста на проверку мастерства – определенного задания, которым может быть написание пресс-релиза, анонса или короткой заметки. Обычно такой рейтинг имеет 3−4 уровня. Чем рейтинг выше – тем «именитее», ну и, конечно, дороже, автор.

Выбор без предубеждения
Конечно, не только тестовое задание влияет на рейтинг, но и то, в какой степени знают автора Google, Yandex, Rambler и прочие поисковые системы.
«К рейтингу также можно отнести степень «известности» имени копирайтера в сети Интернет. В последнее время вошло в моду указывать автора статьи, написанной для того или иного ресурса», − говорит копирайтер Алина Дяченко, владелец сайта iqwords.com.

Кроме того, есть еще и внутренняя известность среди заказчиков, своеобразное сарафанное радио, которое формирует как позитивный имидж достойным, так и негативный копирайтерам-халтурщикам. Так что наряду с специфическими онлайн-инструментами отбора копирайтера стоит пользоваться старым привычным способом поиска подрядчика − рекомендациями приятелей и коллег.

В пользу того или иного копирайтера многое могут сказать его собственный сайт и портфолио, которые служат наглядным доказательством профессионализма такого специалиста. Ведь названия известных компаний и банков, доверившихся такому человеку, уже о многом говорят.

Диктуем правила
Взаиморасчеты между сторонами происходят, как правило, через платежные интернет-системы, реже − с помощью безналичного расчета. Биржа как посредник при размещении заказа удерживает комиссию, около 10% цены заказа.

Увы, но недобросовестность и обман встречаются как со стороны копирайтеров, так и заказчиков. Одна из наилучших подстраховок для обоих – личная встреча и задаток, который стимулирует автора и в то же время дает относительную гарантию заказчику, что работа будет выполнена. Правда, предоплату более 20−30% делать не стоит, так как большая сумма может охладить творческий пыл копирайтера. Необходимо четко ставить сроки исполнения, критерии качества и объемы заказа, очень желательно письменно, иначе проблемы гарантированы.

«Стандартный размер статьи, размещаемой на сайте, составляет 2000 знаков без пробелов. Статья должна быть легко читаемой, информативной, интересной целевой аудитории и при необходимости содержать ключевые слова, по которым сайт продвигается в Интернете», − описывает наиболее типичный набор требований Алина Дяченко.

Кстати, некоторые биржи уже предлагают «сервис безопасной сделки» (СБС). Смысл его состоит в том, что биржа принимает гонорар копирайтера «на хранение» до исполнения заказа. Если работа «на пять», копирайтер получает гонорар, если между сторонами возникают разногласия – средства «висят» у биржи, пока конфликт не разрешится. Многие биржи помогают отсеивать «халтуру» с помощью сервиса проверки готовой работы на уникальность и плагиат.

А может, в штат?
Вообще, лучший способ – сотрудничать с одним человеком. «В среднем при постоянной занятости авторам текстов со стажем один-два года платят $600−1000 в месяц. У совместителей все зависит от количества времени, которое человек может уделять работе», − рассказывает копирайтер Дмитрий Крутиков, работающий в этой сфере более двух лет. Но эти суммы – скорее из разряда желаемых подрядчиком.

Новичок, который занимается копирайтингом как подработкой, обойдется заказчику от 1500 грн/месяц. Штатный сотрудник достойной квалификации обходится сейчас в 2500−4000 грн/месяц, но нужно помнить, что с ростом требований к специалисту его цена может достичь 20 000 грн в месяц, а то и поболе. За что платят такие деньжищи? За способность писать грамотно и разнообразно на профессионально сложные темы – причем писать много.
Сам копирайтинг как бизнес тоже перспективен, особенно если учесть темпы, которыми развиваются интернет-реклама и электронная коммерция в Украине. «Когда бюрократия рекламного агентства, в котором я работала, достала окончательно, я ушла на «вольные хлеба», занявшись любимым делом в удобное время, за чашкой чая и в домашних тапках. Сегодня у меня свое агентство, хоть и маленькие, но клиенты, команда талантливых ребят и огромное количество работы», − поделилась с «Деньгами» копирайтер Марина Гордиенко, которая, как и большинство студентов-филологов, получивших диплом, начинала с преподавания, переводов и подработок.

Какие тарифы на работу копирайтеров?
- «новичок» − $0,5−1,5/1000 знаков;
- «разбирающийся» − $1,5−3/1000 знаков;
- «опытный» − $4−7/1000 знаков;
- «профессионал» − $8−20/1000 знаков.

Во сколько может обойтись штатный копирайтер?
- по совместительству, начинающий – от 1500 грн/месяц;
- добротный, средний специалист – 2500−4000 грн/месяц;
- квалифицированный, эксперт в конкретной области – 5000−20 000 грн/месяц.

Где искать авторов?
- биржи фриланса;
- биржи копирайтинга;
- прямые контакты;
- личные сайты и портфолио копирайтеров.

Итого: Копирайтинг помогает раскрутить сайт, поддержать бренд, сделать продукцию и услуги узнаваемыми. Но действительно качественный копирайт – пока редкость, и на него приходится раскошеливаться.

Где еще почитать о копирайтинге:

Биржи фриланса:
www.freelancehunt.com,
www.freelance.com.ua,
www.search.freelancer.com.ua,
www.free-lance.ru,
www.weblancer.net

Биржи копирайтинга:
www.textbroker.ru,
www.copylancer.ru,
www.my-publication.ru,
www.etxt.ru

www.siuzanna.com
www.procopywrite.ru
www.copywriting.web-3.ru