Частный предприниматель Татьяна Беркова откладывала деньги на покупку квартиры. И накопила уже немалую сумму, когда цены на недвижимость внезапно рухнули, а долгожданное отдельное жилье стало наконец-то доступным.

Депозит был оформлен в долларах на год и срок его истек в январе 2009 года. Татьяна заранее позвонила в отделение и предупредила о своем желании забрать деньги в день окончания действия договора.

"Обычно я продлевала договор. Поэтому не удивилась, что сотрудник банка начал меня уговаривать на очередную пролонгацию. Но я твердо заявила, что хочу забрать деньги", -- вспоминает вкладчица.

Татьяна пришла в отделение банка в назначенный день, но денег в кассе не оказалось. "Ко мне вышел начальник отделения и пригласил к себе в кабинет. Там он сказал мне, что такую сумму валюты им из центрального офиса выдать отказались. И в ближайшее время вряд ли выдадут", -- рассказывает вкладчица.

Банкир доверительно сообщил клиентке, что лучшим вариантом для нее, в условиях кризиса, будет оформление нового депозита. "Переждете кризис, еще и проценты заработаете, и спокойно получите свои деньги", -- убеждал он. В итоге Татьяна сдалась и подписала новый договор еще на три месяца, фактически отложив покупку квартиры.

"Навязчивые требования банка принять их условия под угрозой неполучения вклада однозначно являются незаконными. Вкладчик спокойно может обратиться в суд с иском и требовать взыскания вложенных денег и полагающихся процентов", -- комментирует ситуацию адвокат, партнер юридической компании "Тарасов и партнеры" Александр Субботин.

Правда, при этом следует отдавать себе отчет, что судебное разбирательство может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. То есть увидеть свои деньги раньше -- шансы невелики. Однако напугать банкиров таким образом очень даже можно. Иногда одной угрозы подать в суд достаточно, чтобы из банка позвонили со словами: "Деньги есть, приходите".

Деньги порционно

Но бывает и по-другому: когда заканчивается срок вклада, банкиры готовы выплатить клиенту деньги, но… частями. Сотрудник одного из банков первой десятки на условиях анонимности рассказал корреспондентам "Денег", что сейчас у них в банке есть четкий лимит по выдаче наличных вкладчикам. "Мы (в конкретном отделении. -- Авт.) не можем в день выплатить вкладов на сумму свыше 20 тыс. грн. Даже из тех, сроки которых подошли к концу. Поэтому приходится идти на всяческие хитрости, чтобы убедить людей продлевать вклады или забирать их частями", -- поделился банковский сотрудник.

Но частичное получение депозита порой может оказаться опаснее, чем его пролонгация. К примеру, Нина Малая пыталась забрать свой вклад в размере $2000. В день окончания договора всей суммы в кассе не оказалось, и ей предложили получить пока $1500. А когда будет остальная сумма, тогда сотрудник банка с ней свяжется, сказали ей.

Прошел день, два, неделя, а заветного звонка из банка так и не было. Когда Нина пришла в отделение, оказалось, что менеджера, которая ее обслуживала, уже уволили. И о том, что вкладчице не доплатили $500, никто ничего не знал. А подтвердить этот факт Нине было нечем. В итоге депозит с оставшейся суммой автоматически был пролонгирован на новый срок. А забрать деньги досрочно, как известно, невозможно -- из-за моратория НБУ.

"Менеджер была такая приятная. Не поверить ей было невозможно. Да и отделение у меня под домом, я туда часто хожу. Они меня знают", -- оправдывает свою оплошность Нина. Но деньги ей вряд ли удастся быстро вернуть. Ведь даже если удастся отыскать уволенную сотрудницу, то доказать, что была такая договоренность, будет крайне сложно. А услуги юриста, который поможет подготовить иск в суд, могут "съесть" всю сумму спора.

Поэтому если вкладчику предлагают забрать сумму вклада частями, даже если нет другого варианта, а деньги нужны срочно, хотя бы часть их, то необходимо письменно закрепить факт получения части положенной суммы и указать в документе дату следующего "транша".

Или в гривнях, или никак

Инвестиционному аналитику Валерию, который также пытался получить свой валютный вклад, предложили другой выход из ситуации -- получить деньги в гривнях. "Оформить предлагают, как будто бы я купил гривни у банка по его курсу. А курс, я вам скажу, на 60--70 копеек ниже курса покупки. То есть я на своих $5000 теряю 3000--3500 грн!" -- возмущается Валерий.

Менять валюту вклада банк не имеет права и должен выполнять свои обязательства перед вкладчиком в той валюте, которая указана в договоре. Юристы предупреждают, что вкладчик имеет полное право отказаться от такого предложения, если оно его не устраивает, и требовать от банка выплаты депозита в валюте вклада.

Адвокат, советник по финансовым и правовым вопросам Всеукраинского адвокатского объединения "Альянс" Юрий Бауман предлагает следующий алгоритм действий в случае нарушения прав вкладчика. В первую очередь необходимо обратиться с письменным заявлением в банк с просьбой выдать депозитный вклад. При этом нужно зарегистрировать заявление в банке. Если менеджеры откажутся его зарегистрировать, тогда необходимо отправить заявление по почте -- с уведомлением о вручении. Банк обязан ответить на письменное обращение клиента.

В случае получения письменного отказа в выдаче депозита или неполучения ответа на письменное обращения, целесообразно обратиться с жалобой на незаконные действия банка в Национальный банк Украины (адрес головного офиса: 01601, Киев, ул. Институтская, 9) или в областное управление по месту нахождения банковского отделения (адреса имеются на сайте www.dengi.ua). Если обращение в Национальный банк Украины не дало необходимого результата, необходимо обращаться в суд с исковыми требованиями о возврате банковского вклада.

"Исходя из сложившейся судебной практики относительно невозврата депозитов финучреждениями, могу сказать, что данная категория дел является на100% выигрышной для вкладчика. Но справедливости ради следует отметить, что судебное разбирательство может длиться по данной категории дел несколько месяцев", -- предупреждает Юрий Бауман.


Придется вернуть

Что делать вкладчику, если банк не желает вернуть депозит вовремя и/или в валюте вклада

1. Написать на имя председателя правления банка заявление с требованием о возврате вклада в валюте вклада.

2. Передать заявление в отделение или головной офис банка, зарегистрировав в канцелярии. Копию с входящим номером -- сохранить.

3. В случае отказа принять и зарегистрировать заявление, отослать его по почте с уведомлением о вручении.

4. В случае дальнейших запирательств банка написать и отправить заявление с жалобой в областное (городское) управление НБУ (желательно, с копией в центральный офис НБУ). Приложить к жалобе копии депозитного договора и заявления о возврате вклада. Копию жалобы нелишне направить в банк -- возможно, сразу после этого позовут и вернут деньги.

5. Обычно после реакции НБУ банк возвращает деньги.

6. В случае отсутствия реакции со стороны банка -- готовить обращение в суд.

Итого: Банкиры частенько не хотят расставаться с валютой и предлагают вкладчикам несколько вариантов: пролонгировать депозит, получить деньги в гривнях или забрать их частями. Соглашаться на это или нет, вкладчик должен решать сам. Но любое давление со стороны банка незаконно и может быть обжаловано в суде.

Где еще почитать

о вкладах:

1. www.bank.gov.ua  

2. www.aub.com.ua 

3. http://forum.dengi.ua/ph1/t7292/p3.html  

4.Какой депозит выгоднее - с простым процентом или капитализацией?

5. Чем полезны "декадные" депозиты?

6. Какие ловушки встречаются в договорах вклада?

7. В каких украинских банках лучше депозиты?