"Я даже представить себе не мог, что произвожу такое впечатление! Я всегда думал, что главное -- это твое резюме и знание материала. Но, как выяснилось, я ошибался. Если бы я правильно подавал себя, мне не отказали бы в работе, да и уровень зарплаты был бы совершенно другой", -- сожалеет Константин.
После этого случая он и решил пойти на имиджевый тренинг. Но тут возник вопрос: как найти подходящий? "Я просмотрел кучу объявлений, но так и не смог найти отдельные мероприятия, направленные на презентацию себя и формирование собственного имиджа", -- утверждает Константин. Поэтому он начал просматривать программы занятий и выделять для себя те, которые содержали блоки по формированию позитивного имиджа.
Дабы сделать окончательный выбор, г-н Наливайко прозвонил в ряд контор и побеседовал с менеджерами или самими тренерами. "В результате я выбрал тренинг, обучающий мастерству переговоров, поскольку он содержал самый большой объем информации по самопрезентации".
Как выяснилось во время занятий, Константин не знал многих элементарных вещей: "Например, я всегда старался не задавать щекотливых, как мне казалось, вопросов. Наконец-то я понял, почему мне всегда предлагали меньшее жалование: я боялся открыто спросить об этом первым. А также сказать, что такой уровень зарплаты меня не устраивает".
Какие бывают
Тренингов, которые посвящены теме личной презентации и формированию собственного имиджа, нынче немало. Подаются они под разными названиями: "Деловой имидж и этикет", "Как расположить к себе собеседника", "Искусство риторики", "Технологии ведения переговоров", "Ораторское искусство".
"Практически в любом тренинге есть часть, посвященная самопрезентации и формированию имиджа, -- говорит исполнительный директор компании "Центр Томалогии" Евгений Москаленко. -- Ведь любой бизнес-тренинг направлен на достижение успеха, а без этих умений продвинуться по карьерной лестнице просто невозможно". В нынешней же кризисной ситуации такие навыки могут помочь спецу и удержаться на своем посту, и найти новую работу.
Что же конкретно дают эти семинары?
"На подобного рода тренингах людей учат производить хорошее впечатление на собеседника, будь то потенциальный работодатель, деловой партнер или коллега, -- отмечает бизнес-тренер Алексей Гусев. -- Обычно занятия включают все тонкости формирования имиджа. В частности, как должен выглядеть деловой человек, как преодолеть неуверенность в себе, из чего формируется первое впечатление, с чего начать, чтобы знакомство переросло в сотрудничество и так далее". Другими словами, тренинговые конторы обещают научить всему -- начиная от хороших манер и заканчивая всяческими психологическими приемчиками.
Как правило, тренинги состоят из теоретической и практической частей. И длятся два--три дня. При этом упор делается на практическую часть -- она составляет примерно две третьих занятий.
Есть имиджевые тренинги, которые растянуты во времени. "Я провожу серию тренингов: первые два дня идет вводный курс, затем через шесть--восемь недель -- практикум. Между теорией и практикой студентам дается домашнее задание", -- говорит бизнес-тренер консалтинговой компании Business Ambulance Юрий Сучак. Домашнее задание включает в себя различного рода упражнения, направленные на закрепление материала.
В среднем по Киеву стоимость обычных самопрезентационных занятий -- $150--400. Продолжительные тренинги будут стоить не менее $500. В городах-миллионниках имиджевые курсы обойдутся в $100--200.
Для чего это нужно?
По словам г-на Сучака, все "имиджевые" тренинги, в первую очередь, направлены на поднятие самооценки специалиста: "Они влияют на развитие уверенности в себе, понимание собственных интересов и интересов окружающих, умение контролировать себя и свои эмоции. А все это положительно влияет на формирование имиджа человека". По его словам, такие занятия подходят и обычному служащему, и дельцам, которые заключают миллионные сделки. "Кому-то умение правильно преподать себя поможет устроиться на работу, а кому-то -- провернуть сделку всей своей жизни", -- уверяет бизнес-тренер.
Алексей Гусев отмечает, что многие люди не отдают себе отчета в том, что для налаживания контакта с собеседником важны не только правильная речь и опрятный вид, которым, кстати сказать, также уделяется внимание на семинаре, но и более тонкие вещи. "Многие даже не представляют насколько важно просто научиться смотреть в глаза другому человеку. Не исподлобья, без вызова, а просто с положительным настроем. Это способствует тому, что собеседник расслабляется и переходит на позитивную волну", -- заверяет он.
Юрий Сучак рассказывает, что в его курсе есть специальное упражнение, чтобы научиться "правильно" смотреть в глаза людям: "Мои студенты должны просто проходя по улице, встречаться глазами с прохожими и потом разрывать контакт. Важно, чтобы взгляд был долгий и позитивный".
Помимо этого, на имиджевых тренингах учат алгоритмам построения беседы. Например, тому, как правильно структурировать материал, который нужно донести до собеседника.
Отдельное внимание уделяется ведению "тяжелых" разговоров с начальством, с коллегами, супругами и так далее. "Мы учим, как построить разговор, чтобы по его завершению конфликт между сторонами был разрешен, а отношения не испорчены. Это умение тоже оказывает немалую роль при формировании имиджа", -- уверяет г-н Сучак.
В качестве примера он приводит историю своей знакомой, которая после посещения "имиджевого" тренинга решила сразу две проблемы. Во-первых, она смогла убедить начальника повысить ей зарплату и закрепить это договором. Во-вторых, объяснила шефу, что не приемлет, когда на нее повышают голос. "Неизвестно чем бы все закончилось, не знай она алгоритмов ведения переговоров. Однако, после этих "разборок" она только выиграла, в том числе и потому, что ее начальник стал уважать ее больше", -- отмечает тренер.
Что касается выбора таких тренингов, здесь сами обучающие мастерству самопризентации советуют обращать внимание на личность преподавателя, который будет проводить занятия. В том числе на его послужной список, образование (лучше, если оно психологическое). Кроме того, часто на сайте тренинговой компании можно найти материалы семинаров или программу. Как и при выборе любого другого тренинга, лучше перезвонить в контору и переговорить с будущим наставником.
Итого: Тренинги по самопрезентации и формированию собственного имиджа помогают не только понравиться работодателю при устройстве на новую работу, но и порой "спасают" спеца от увольнения.
Где еще почитать
Об имиджевых тренингах
http://www.beautynet.ru/stylearticles/181.html
http://www.sunhome.ru/psychology/1258
http://www.elitarium.ru/2007/01/18/formirovanie_imidzha_rukovoditelja_po_metodu_stanislavskogo.html
Просим прибавку к зарплате (Журнал "Деньги" №48(62) 06.12.2007)
Какие профессии будут востребованы после кризиса? (Журнал "Деньги" №47(113) 20.11.2008)
Особенности делового этикета (Журнал "Деньги" №43(109) 23.10.2008)