Константин Наливайко, будучи хорошим специалистом в финансовой сфере, никогда не мог произвести впечатления на работодателя при первой встрече. "Меня всегда удивляло, почему мне со старта предлагали зарплату меньшую, чем коллегам на ту же позицию, -- делиться Константин. -- Со временем мне поднимали зарплату, так как начальство видело качество моей работы. Но все же вначале мне всегда платили меньше или же вообще я не проходил собеседование". Он рассказывает, что однажды во время корпоративной вечеринки начальник сказал, что очень рад, что нашел такого специалиста, хотя вначале не хотел брать его на работу, так как счел его недостаточно уверенным и компетентным.

"Я даже представить себе не мог, что произвожу такое впечатление! Я всегда думал, что главное -- это твое резюме и знание материала. Но, как выяснилось, я ошибался. Если бы я правильно подавал себя, мне не отказали бы в работе, да и уровень зарплаты был бы совершенно другой", -- сожалеет Константин.

После этого случая он и решил пойти на имиджевый тренинг. Но тут возник вопрос: как найти подходящий? "Я просмотрел кучу объявлений, но так и не смог найти отдельные мероприятия, направленные на презентацию себя и формирование собственного имиджа", -- утверждает Константин. Поэтому он начал просматривать программы занятий и выделять для себя те, которые содержали блоки по формированию позитивного имиджа.

Дабы сделать окончательный выбор, г-н Наливайко прозвонил в ряд контор и побеседовал с менеджерами или самими тренерами. "В результате я выбрал тренинг, обучающий мастерству переговоров, поскольку он содержал самый большой объем информации по самопрезентации".

Как выяснилось во время занятий, Константин не знал многих элементарных вещей: "Например, я всегда старался не задавать щекотливых, как мне казалось, вопросов. Наконец-то я понял, почему мне всегда предлагали меньшее жалование: я боялся открыто спросить об этом первым. А также сказать, что такой уровень зарплаты меня не устраивает".

Какие бывают

Тренингов, которые посвящены теме личной презентации и формированию собственного имиджа, нынче немало. Подаются они под разными названиями: "Деловой имидж и этикет", "Как расположить к себе собеседника", "Искусство риторики", "Технологии ведения переговоров", "Ораторское искусство".

"Практически в любом тренинге есть часть, посвященная самопрезентации и формированию имиджа, -- говорит исполнительный директор компании "Центр Томалогии" Евгений Москаленко. -- Ведь любой бизнес-тренинг направлен на достижение успеха, а без этих умений продвинуться по карьерной лестнице просто невозможно". В нынешней же кризисной ситуации такие навыки могут помочь спецу и удержаться на своем посту, и найти новую работу.

Что же конкретно дают эти семинары?

"На подобного рода тренингах людей учат производить хорошее впечатление на собеседника, будь то потенциальный работодатель, деловой партнер или коллега, -- отмечает бизнес-тренер Алексей Гусев. -- Обычно занятия включают все тонкости формирования имиджа. В частности, как должен выглядеть деловой человек, как преодолеть неуверенность в себе, из чего формируется первое впечатление, с чего начать, чтобы знакомство переросло в сотрудничество и так далее". Другими словами, тренинговые конторы обещают научить всему -- начиная от хороших манер и заканчивая всяческими психологическими приемчиками.

Как правило, тренинги состоят из теоретической и практической частей. И длятся два--три дня. При этом упор делается на практическую часть -- она составляет примерно две третьих занятий.

Есть имиджевые тренинги, которые растянуты во времени. "Я провожу серию тренингов: первые два дня идет вводный курс, затем через шесть--восемь недель -- практикум. Между теорией и практикой студентам дается домашнее задание", -- говорит бизнес-тренер консалтинговой компании Business Ambulance Юрий Сучак. Домашнее задание включает в себя различного рода упражнения, направленные на закрепление материала.

В среднем по Киеву стоимость обычных самопрезентационных занятий -- $150--400. Продолжительные тренинги будут стоить не менее $500. В городах-миллионниках имиджевые курсы обойдутся в $100--200.

Для чего это нужно?

По словам г-на Сучака, все "имиджевые" тренинги, в первую очередь, направлены на поднятие самооценки специалиста: "Они влияют на развитие уверенности в себе, понимание собственных интересов и интересов окружающих, умение контролировать себя и свои эмоции. А все это положительно влияет на формирование имиджа человека". По его словам, такие занятия подходят и обычному служащему, и дельцам, которые заключают миллионные сделки. "Кому-то умение правильно преподать себя поможет устроиться на работу, а кому-то -- провернуть сделку всей своей жизни", -- уверяет бизнес-тренер.

Алексей Гусев отмечает, что многие люди не отдают себе отчета в том, что для налаживания контакта с собеседником важны не только правильная речь и опрятный вид, которым, кстати сказать, также уделяется внимание на семинаре, но и более тонкие вещи. "Многие даже не представляют насколько важно просто научиться смотреть в глаза другому человеку. Не исподлобья, без вызова, а просто с положительным настроем. Это способствует тому, что собеседник расслабляется и переходит на позитивную волну", -- заверяет он.

Юрий Сучак рассказывает, что в его курсе есть специальное упражнение, чтобы научиться "правильно" смотреть в глаза людям: "Мои студенты должны просто проходя по улице, встречаться глазами с прохожими и потом разрывать контакт. Важно, чтобы взгляд был долгий и позитивный".

Помимо этого, на имиджевых тренингах учат алгоритмам построения беседы. Например, тому, как правильно структурировать материал, который нужно донести до собеседника.

Отдельное внимание уделяется ведению "тяжелых" разговоров с начальством, с коллегами, супругами и так далее. "Мы учим, как построить разговор, чтобы по его завершению конфликт между сторонами был разрешен, а отношения не испорчены. Это умение тоже оказывает немалую роль при формировании имиджа", -- уверяет г-н Сучак.

В качестве примера он приводит историю своей знакомой, которая после посещения "имиджевого" тренинга решила сразу две проблемы. Во-первых, она смогла убедить начальника повысить ей зарплату и закрепить это договором. Во-вторых, объяснила шефу, что не приемлет, когда на нее повышают голос. "Неизвестно чем бы все закончилось, не знай она алгоритмов ведения переговоров. Однако, после этих "разборок" она только выиграла, в том числе и потому, что ее начальник стал уважать ее больше", -- отмечает тренер.

Что касается выбора таких тренингов, здесь сами обучающие мастерству самопризентации советуют обращать внимание на личность преподавателя, который будет проводить занятия. В том числе на его послужной список, образование (лучше, если оно психологическое). Кроме того, часто на сайте тренинговой компании можно найти материалы семинаров или программу. Как и при выборе любого другого тренинга, лучше перезвонить в контору и переговорить с будущим наставником.

Итого:  Тренинги по самопрезентации и формированию собственного имиджа помогают не только понравиться работодателю при устройстве на новую работу, но и порой "спасают" спеца от увольнения.

Где еще почитать

Об имиджевых тренингах

http://www.beautynet.ru/stylearticles/181.html  

http://www.sunhome.ru/psychology/1258  

http://www.elitarium.ru/2007/01/18/formirovanie_imidzha_rukovoditelja_po_metodu_stanislavskogo.html  

Просим прибавку к зарплате (Журнал "Деньги" №48(62) 06.12.2007)

Какие профессии будут востребованы после кризиса? (Журнал "Деньги" №47(113) 20.11.2008)

Особенности делового этикета (Журнал "Деньги" №43(109) 23.10.2008)