Максим Пожиданов, который ранее работал экономистом в отделе планирования финансово-инвестиционной компании, два месяца назад попал под волну сокращений.

"Когда я получал образование, у меня было четкое представление, что моя профессия универсальная и я всегда смогу найти себе работу, -- делится Максим. -- Моя специальность -- бизнес-планирование, но я всегда думал, что в случае чего без проблем смогу устроиться работать бухгалтером, так как изучал бухгалтерию в университете. А в нынешней ситуации я просто не могу найти работу ни в одном из этих направлений". Г-н Пожиданов на протяжении месяца каждый день "мониторил" вакансии на различных джоб-сайтах, но предложений в финансовой сфере было крайне мало. Более того, предлагаемые зарплаты оставляли желать лучшего. Они были ниже той, которую Максим получал на прежнем месте работы, минимум на 25--30%. "Я понимаю, что лучше синица в руках, чем журавль в небе, и готов на снижение жалованья. Но большинство вакансий либо устарели, либо закрывались за день-два. За месяц я обзвонил более пятидесяти контор, но реально мне удалось попасть только на три собеседования, да и то без толку", -- сетует Максим Пожиданов.

После более чем месяца мытарств он решил попробовать устроиться на работу с пристойным жалованием, но не по специальности. Вначале, когда еще были кое-какие сбережения, он думал о том, чтобы окончить какие-нибудь курсы. А точнее -- курсы по маркетингу. "Но по мере разрастания кризиса я понял, что работу в этой сфере найти, мягко говоря, нелегко. И сейчас не самый удачный момент для получения дополнительного образования. К тому же стоимость маркетинговых курсов составляла около €2 тыс. Поэтому я решил попытать счастья в близкой к финансам области -- податься в "продажники". Проблем со счетом у меня нет, да и язык, что называется, "подвешен", -- говорит г-н Пожиданов. Наш герой позвонил знакомому рекрутеру и выяснил, что сейчас лучше всего дела обстоят в продовольственной сфере. "Нужно сказать, что менеджеры по продажам, действительно, оказались более востребованными, чем бухгалтеры или экономисты, но уровень ЗП меня просто поразил -- предложения начинались с $300! Максимум, что мне предложили, -- $600".

Поскольку особого выбора не было, г-ну Пожиданову таки пришлось согласиться. Но из-за падения гривны и снижения зарплаты (до увольнения ежемесячный доход Максима составлял $1700) свои затраты ему пришлось сократить больше чем вдвое.

"Сейчас я как никогда понимаю шутку о том, что лучший подарок от шефа к Новому году -- это сохранение рабочего места!" -- иронизирует Максим.

К сожалению, истории как у нашего героя -- нынче не редкость. Многие спецы финансового рынка вынуждены переквалифицироваться, теряя при этом в зарплате. Иногда -- в полтора-два раза. Вердикт рекрутеров суров: нужно хвататься за любое предложение, потому что после Нового года найти работу будет еще сложнее -- вплоть до марта.

Куда пойти?

Многие банковские и финансовые работники столкнулись с тем, что вакансий по их профилю немного, а конкуренция большая.

"Поэтому часть соискателей вынуждена искать работу в новой для себя отрасли, а зачастую и менять профессию. В поисках кандидаты обычно ориентируются на те предложения от работодателей, которыми располагает рынок. Чаще всего переходы осуществляются в сферу продаж или маркетинга", -- говорит руководитель отдела рекрутинга компании Dopomoga Алла Петрова. Хотя маркетологи тоже попадают под сокращения…

По данным портала rabota.ua, рейтинг наиболее востребованных профессий выглядит следующим образом: менеджеры по продаже, руководители отделов продаж, кризис-менеджеры (руководители отделов и топ-менеджеры, умеющие работать в обстановке кризиса), коллекторы (те, кто занимается "собиранием" долгов), юристы (в связи с тем, что участились случаи подачи в суд на компании за незаконные увольнения).

Понятное дело, что в кризис-менеджеры без спецподготовки мчаться не стоит. А вот если бывший финансист ранее занимался "корпоративкой", к примеру, работал с ценными бумагами и при этом знает законодательство, то у него есть все шансы попробовать устроиться помощником юриста. Так можно пережить период кризиса, а в дальнейшем -- либо думать о втором высшем образовании, либо возвращаться к финансовой деятельности. Также можно попытать счастья и на HR-поприще. По крайней мере, в Сети сейчас встречаются объявления, в которых на позицию "кадровика" требуются специалисты с экономическим образованием. А ежели у экс-финансиста еще и "язык хорошо подвешен" и он умеет общаться с людьми, то HR-сфера ему подойдет.

Консультант рекрутинговой компании HRCT Наталья Воскобойникова отмечает, что сегодня массового перехода финансистов и банкиров в другие отрасли не происходит. "Наиболее активны в "миграции" бизнес-аналитики и консультанты инвестиционных компаний, -- отмечает она. Эти специалисты пытаются переходить преимущественно в так называемый реальный сектор экономики, то есть туда, где дела сейчас обстоят более-менее нормально". К таковым "кадровики" причисляют, к примеру, продуктовую, водочную и табачную отрасли. Мол, там продажи сейчас все же растут.

Г-жа Воскобойникова отмечает, что проблема работников сферы финансов в том, что при переходе из финансовой компании с должности, скажем, бизнес-аналитика на ту же должность, но на производственном предприятии им приходится начинать с нуля. "Часто они не могут конкурировать даже с самыми молодыми специалистами, которые располагают пускай небольшим, но зато специализированным опытом", -- продолжает Наталья Воскобойникова. Поэтому бывшим финансистам придется изрядно "попотеть", чтобы войти в курс дела. Придется читать специализированную литературу или просить кого-нибудь из коллег помочь разобраться с тонкостями новой отрасли.

Меняя сферу деятельности, можно пойти на специализированные курсы или тренинги (подробнее о смене рода деятельности можно почитать в №40 от 2 октября 2008 года). Хотя, это оправданно только в случае, если у спеца есть "в заначке" свободные $200--700. К примеру, тренинг, где обучат мастерству "продажника", потянет в среднем на $200--400.

Старший консультант департамента В2В рекрутинговой компании "Брейнс Сорс Интернешнл" Ольга Штиль несколько иначе видит миграционные процессы на рынке труда. Она говорит, что наметилась тенденция перехода бывших сотрудников инвесткомпаний в банки: "Это связано с тем, что многие пришли в инвестсферу из этих же коммерческих банков. А из банков я пока наблюдаю переход в розничную торговлю". Конечно, перейти из финансовой компании в банк -- это один из лучших сценариев. Ведь на переобучение уйдет минимум времени. Но в банках нынче тоже существует серьезная проблема с вакансиями...

В любом случае, г-жа Штиль советует бывшим сотрудникам финансовой отрасли при ее смене ориентироваться на тот сегмент в бизнесе, с которым специалист работал, находясь на службе в финучреждении. "Например, спецам, которые работали в банке с корпоративными клиентами, можно идти в финансовый отдел производственного предприятия кредитным контролером", -- говорит она.

Почем бывшие финансовые "профи"?

Учитывая сокращение расходов компаниями, бывшим работникам финансовой отрасли вряд ли стоит надеяться на высокие зарплаты на новых местах. "Если брать во внимание общий спад заработных плат на рынке труда, специалисты, меняющие сферу деятельности, должны быть готовы к уменьшению уровня дохода на старте своей новой работы. В цифрах это уменьшение может быть до 30%", -- отмечает Алла Петрова.

Ее коллега Ольга Штиль избегает таких прогнозов: "По поводу зарплаты вообще тяжело говорить о каких-то суммах. В любом случае, для инвестиционных специалистов это будет меньше, нежели они зарабатывали на прежних местах работы. Так как, помимо зарплаты, у них были хорошие бонусы, иногда до 100% оклада".

Наталья Воскобойникова уточняет, что бывшим работникам банков и финкомпаний на новом поприще стоит рассчитывать на жалованье, эквивалентное заработной плате начинающего специалиста. Даже если опыт работы в сфере финансов ищущего работу спеца насчитывает пять и более лет.

Хотя есть и исключения из правил. К примеру, Владимир Сороколетов, ранее работающий финансовым аналитиком в одном из крупнейших коммерческих банков, сумел найти себе работу "пиарщика" в столичной инвесткомпании, не потеряв в доходах. "Самое смешное, что два года назад, я уходил из пиара в финансовую сферу, потому что решил, наконец, начать работать по специальности, -- рассказывает Владимир. -- А после сокращения я вернулся". Когда г-на Сороколетова уволили, он понял, что нужно искать что-то, что он уже умеет делать. Для него не имело особого значения -- придется ли ему при этом менять отрасль или профессию. "У меня был опыт работы в пиаре, финансах плюс я получил второе -- юридическое -- образование", -- продолжает он. Владимир отмечает, что если бы были другие времена, он бы, скорее всего, не вернулся бы в пиар, но в данной ситуации раздумывать не стал.

* - «Деньги» не указали сферы деятельности, в которых однозначно будет застой в ближайший год(недвижимость, маркетинг, HR, медиа, преподавание). Особо привлекательные в краткосрочной перспективе види деятельности обозначены зеленым цветом

Итого: К сожалению, на сегодня перспектив у бывших работников финансовой отрасли немного. Самая реальная -- податься в "продажники". Но не стоит рассчитывать на высокую зарплату.

Где еще почитать

о поиске работы для финработников:

1. http://www.vipgroup.ru  

2. http://subscribe.ru/catalog/job.search.laboro  

3. http://rabota.ua/jobsearch/news_item6925

Смена профессии (Журнал "Деньги" №40(106) 02.10.2008)

Вторая волна сокращений придется на январь-февраль,- эксперт

На что могут рассчитывать попавшие под сокращение работники? (Журнал "Деньги" №44(110) 30.10.2008)

Что можно предпринять, если приходиться работать за уволенных сотрудников? (Журнал "Деньги" №50(116) 11.12.2008)