Рейтинг супермаркетов бытовой электроники 

Как и множество других покупателей, корреспонденты "Денег" вдруг решили перед Новым годом походить по магазинам бытовой техники. Предварительно мы отобрали девять общеукраинских сетей, в магазины которых отправились, и, как все экономные покупатели, составили "список необходимых товаров". В него мы, правда, записали не совсем традиционный перечень предметов: телевизор, стиральную машину, холодильник, чайник, микроволновую печь и пылесос, причем всего по два экземпляра: самый дорогой и самый дешевый. В магазинах мы оценивали суммарную стоимость нашего набора и в зависимости от нее сети получали баллы в ценовом рейтинге.

Кроме суммы, в которую обходится набор немудрящих домашних агрегатов, корреспонденты "Денег" учитывали еще три параметра: ассортимент, удобство и финансовый сервис. Баллы сетей, набранные в каждой из категорий, с определенными весовыми коэффициентами суммировались и влияли на общий балл в итоговом рейтинге.

Как пользоваться рейтингом

Прежде всего, стоит посмотреть на ценовую табличку ("Самые ценные", во вложенном файле). По ней можно определить, у кого товар подешевле или подороже. Затем следует обратить внимание на рейтинг по ассортименту ("Самые разнообразные", во вложенном файле) Частенько бывает, что в тех магазинах, где цены пониже -- выбор похуже, и наоборот.

После этого можно обратить внимание на рейтинг по сервису ("Самые услужливые", во вложенном файле) чтобы выяснить, какие условия сервиса и доставки предлагают сети, и только после этого смотреть на рейтинг по финансовому сервису ("Самые финансовые, во вложенном файле). Скидки и акции, конечно, дело приятное, но совершенно не обязательно, что они будут именно на ту модель, которую хочется купить. А кредиты в нынешних условиях брать как-то неуютно. Да и проценты кусаются -- там, где кредиты на чайники--телевизоры все еще дают.

Что мы выяснили

Кризис в этом виноват, доллар или что-то другое, но цены на бытовую технику повысились. По сравнению с летом -- в среднем на 30%. Если, к примеру, в июле можно было купить двухкамерный холодильник за 1400 грн., то сейчас на это чудо техники в среднем придется потратить не менее 1800 грн. В большинстве из исследованных корреспондентами "Денег" сетей бытовой техники одновременно с повышением цен ввели в действие "праздничные", "акционные" и "бешенные" скидки, которые, однако, редко превышают 20%. Расчет понятен: покупателю приятней расставаться с деньгами, думая, что кое-какую суму при этом удается сэкономить.

Но невооруженным взглядом корреспондентам "Денег" было видно, что, несмотря на эти уловки, спрос упал. Если вдруг в подарок к празднику нужен пылесос, фен или холодильник, можно смело отправляться за ним в магазин -- в очереди на кассу стоять не придется, потому что очередей почти нигде нет. Наплыва покупателей в торговых залах тоже нет. Даже в выходные и даже в преддверии новогодних праздников. Практически безлюдно в отделах крупной бытовой техники.

Казалось бы, отличное время, чтобы во всей красе проявить себя консультантам, количество которых порой едва ли не втрое превышает количество потенциальных покупателей. Однако далеко не все продавцы спешат демонстрировать свои профессиональные навыки, предпочитая, в лучшем случае, со стороны наблюдать за процессом поиска нужной модели потенциальным покупателем. В худшем же случае, не обращая внимания на клиентов, консультант может и вовсе флиртовать с находящейся рядом коллегой либо "тестировать" служебный ноутбук.

К счастью, случаи абсолютно наплевательского отношения к покупателям корреспондентами "Денег" были замечены лишь в двух магазинах из девяти. В остальных консультант подходил почти сразу, как только замечал интерес к какой-либо технике (в отличие от прошлого года не только к дорогостоящей!), или когда заканчивал консультировать других клиентов. К слову, по наблюдениям "Денег", продавцов-консультантов в магазинах стало меньше, чем было год назад.

Чемпионами по созданию максимально комфортных и легких условий выбора техники признаны нами сотрудники одного из магазинов, подошедшие к потенциальному клиенту без всякого напоминания и сумевшие ответить на все интересовавшие его (корреспондента) вопросы. В большинстве магазинов консультанты обстоятельно, со знанием дела оценивали плюсы и минусы представленного товара. Но, к сожалению, в некоторых сетях уровень подготовки персонала невысок. Кое-где консультант не мог ответить даже на простейший вопрос о ценах и сроках доставки.

Кстати, о доставке. Нами было замечено неприятное (для покупателя) изменение: в отличие от прошлого года, когда услуга по доставке была платной только в двух сетях, теперь за доставку придется платить в пяти магазинах из девяти. К сожалению, только в одной сети можно выбрать удобное для покупателя время подвоза покупки, в остальных же только обещают позвонить за час до приезда. Неизменными остались сроки доставки -- почти в любом супермаркете в течение 24-х часов, "с сегодня на завтра". В некоторых даже возможна доставка во второй половине текущего дня, но только при условии, что покупка сделана рано утром.

Ассортимент техники на полках магазинов почти не сузился. Представлены товары разных ценовых категорий -- от "бюджетной" до техники класса "люкс". Производители везде одни и те же, с небольшими отличиями: где-то чуть больше выбор телевизоров, но меньше -- стиральных машин, где-то -- наоборот. Однако эти отличия не являются сколько-нибудь существенными. А вот цены на аналогичные товары отличаются сильно. Потратив некоторое время и сравнив предложения разных сетей, можно слегка сэкономить -- до 200 грн. при покупке крупной техники.

Как же провести такое исследование, когда сэкономить хочется, а время тратить жалко? На помощь могут прийти сайты магазинов бытовой техники, на которых клиенты, не снимая домашних тапочек, могут узнать адреса ближайших супермаркетов, получить сведения о предоставляемых услугах и другую интересующую их информацию. В трех торговых сетях из девяти работают интернет-магазины, и цены в них чуть ниже цен в офлайне.

Несмотря на то, что банки почти прекратили выдавать кредиты на большие покупки, вроде недвижимости или автомобилей, небольшие суммы на потребительские кредиты они пока дают. В большинстве супермаркетов еще есть кредитные менеджеры банков, и остается возможность приобретения товаров в кредит, но, по наблюдениям корреспондентов "Денег", немногие покупатели спешат ею воспользоваться.

Кредитные менеджеры, в недавнем прошлом активные участники процесса покупки, сейчас с отсутствующим видом скучают за своими столиками. Банки и кредитные союзы по-прежнему проводят акции и пытаются привлечь внимание клиентов низкими процентными ставками (относительно низкими, конечно), розыгрышами путевок, машин и скидок. Но покупатели стали осторожнее. Как удалось заметить, большинство кредитов берется на недорогую технику, видимо, в условиях нестабильной финансовой ситуации люди побаиваются связывать себя долгосрочными долговыми обязательствами.

Рейтингуемые сети

«ФоксМарт»

www.foxmart.com.ua

«Фокстрот»

www.foxtrot.com.ua

«Домотехника»

www.domotekhnika.ua

«Технополис»

www.technopolis.com.ua

«Эльдорадо»

www.eldorado.com.ua

«МегаМакс»

www.megamax.ua

«Техноярмарок»

www.tehnoyarmarok.com.ua

«АБВ-техника»

www.abv.com.ua

«Самобыт»

www.samobyt.com.ua 

Первичная информация, использованная для составления рейтинга, может быть предоставлена рейтингуемым сетям по письменному запросу.

Итого: Цены в магазинах бытовой техники по сравнению с летом выросли на 30%, покупателей почти нет, поэтому в очереди к кассе стоять не придется. Зато бесплатная доставка встречается все реже.

Где еще почитать

О магазинах бытовой техники

www.foxmart.com.ua  

www.foxtrot.com.ua  

www.domotekhnika.ua  

www.technopolis.com.ua  

www.eldorado.com.ua  

www.megamax.ua  

www.tehnoyarmarok.com.ua  

www.abv.com.ua  

www.samobyt.com.ua

Покупаем бытовую технику через интернет (Журнал "Деньги" №50(116) 11.12.2008)

Выбираем и покупаем DVD-проигрыватель (Журнал "Деньги" №43(109) 23.10.2008)

Какой телевизор выбрать (Журнал "Деньги" №40(106) 02.10.2008)