Под нашим прицелом оказались 14 банков, имеющих наиболее широкие банкоматные сети (ПриватБанк, "Райффайзен Банк Аваль", УкрСиббанк, "Надра" и другие). Место дислокации "подопытных" банкоматов было выбрано традиционно: это центр Киева, где расположены торговые и бизнес-комплексы и бродит масса обеспеченного карточками народу, а значит, существует высокая потребность в обмене валют, снятии наличных и осуществлении прочих расчетных операций. Здесь и банков, и банкоматов -- как грибов после дождя.
Втайне мы надеялись, что раз место "бойкое", то и оборудование будет поновее, а программное обеспечение посвежее. Но вышло все далеко не так, как хотелось.
Работаем для своих
Конечно, обналичить средства можно в любом банкомате. Правда, не бесплатно -- комиссия составит от 0% до 0,85% суммы для "своих" карт (выпущенных тем банком, которому принадлежит банкомат) и до 1,5% суммы снятия плюс фиксированная "мзда" в размере 4--5 грн. для "чужих" карт. Естественно, забрать всю "наличку" сразу не получится: практически все банки устанавливают лимит снятия в размере -- 1--2 тыс. грн. за раз или 5--25 тыс. грн. в день (в зависимости от класса карты).
Немало банков позволяют держателям любых карт покупать ваучеры предоплаченных услуг: мобильной связи, Интернета, IP-телефонии. Однако тем, кто подключен по контракту, предоставляют гораздо меньше возможностей. Многие банки, которые имеют прямые договоренности с операторами мобильной связи, кабельного телевидения и коммунальщиками, платить в адрес указанных получателей позволяют, в основном, лишь своим клиентам. А всем прочим картодержателям -- "зась"!
А вот, к примеру, вносить благотворительные взносы (для детских домов, на помощь онкобольным, на поддержку пострадавших в результате наводнения) могут держатели всех карт.
Но больше всего расстроило даже не то, что банки урезают перечень функций, доступных "чужим" картам, а количество "глюков" при общении с банкоматами. Самая распространенная проблема -- "мертвые" кнопки. Да, терминал якобы дает возможность работать со всем меню, однако из предложенных десяти пунктов работают лишь несколько.
На поверку оказалось, что не так уж просто даже запросить состояние счета: далеко не все терминалы работают корректно, выдавая различные ошибки или вовсе демонстрируя отказ банка осуществлять данную операцию. Некоторые автоматы "заявляли", что введенный PIN-код является некорректным (хотя до этого свободно позволяли снимать наличность), а два банкомата вовсе не реагировали на выбор функции "проверка баланса".
Еще одной "незадачей" оказалось несоответствие функций банкомата тем перечням возможностей, что разрекламированы тем или иным банком. К примеру, на сайте одного банка была обещана возможность в конкретном банкомате осуществить операции со всеми картами. Однако в реальности меню терминала даже не содержало таких пунктов. На вопрос "А почему же так?" сотрудники отделения пожали плечами и посоветовали обращаться в головной офис, а еще лучше -- к компании--разработчику программного обеспечения. Ага, как же, расскажут клиентам, кто именно писал хитрый софт!
Обидно, что далеко не все терминалы работают корректно в принципе. Несколько раз приходилось устраивать "танцы с бубном", чтобы банкомат послушно проглотил карту, а не метал ее в разные стороны, злобно сверкая текстом с надписью "Ошибка". Одно же чудо техники и вовсе поразило своей несговорчивостью, отказываясь принимать три разные карточки, аргументируя это тем, что "Данная платежная карта не может быть обработана".
Не чудо техники
Несомненно, функциональность банкоматов и их "дружественность" стали значительно лучше, чем даже год-два назад. Но банкам явно не хватает слаженной совместной работы, которая гарантировала бы комфорт и удобство держателю любой карты. Ведь даже в объединенных сетях ("УкрКарт" -- 36 банков, "АТМосфера" -- 16 банков) карты партнеров все равно работают не всегда корректно и частенько не дают доступ ко многим дополнительным функциям. Приятным дополнением остается разве что уменьшенная или нулевая комиссия по некоторым операциям.
Но вот возможность перечисления средств между картами, эмитированными разными банками, а также управление кредитными и депозитными счетами и даже банальный запрос мини-выписки по последним 5--10 операциям так и остаются мечтой при попытках совершить что-то из перечисленного в "чужом" банкомате.
Своя карта ближе
Лимит снятия наличных с одной карты в день – от 2500 грн
Функции, доступные в «родном» банкомате:
- снятие наличности – комиссия 0-1% ;
- проверки баланса;
- запрос выписки (по последним 5-10 операциям);
- ваучеры для оплаты предоплаченных телекоммуникационных услуг;
- регулярные платежи (мобильная связь, телефон, телевидение, Интернет, коммунальные услуги);
- возможность снятия депозита, оплаты по кредиту и пополнения карточного счета;
- перевод средств с карты на карту;
- изменение PIN-кода;
- предварительная заявка на получение кредита или открытие счета.
Функции, доступные в «чужом» банкомате:
- снятие наличности - комиссия 1-1,5%;
- проверки баланса;
- ваучеры для оплаты предоплаченных телекоммуникационных услуг;
- изредка - регулярные платежи (мобильная связь, телефон, телевидение, Интернет, коммунальные услуги);
- изменение PIN-кода.
Кому на что надеяться?
Условия обслуживания платежных карт в банкоматах крупнейших банков-эмитентов (по данным ЕМА на 1 ноября 2008)
* -- Так как тестировались конкретные банкоматы, поэтому доступность функций и их перечень могут отличаться в зависимости от обновления банком своих терминалов и их программного обеспечения.
** -- Ввиду необходимости использования средств, находящихся на карточном счету, для осуществления некоторых операций, мы не тестировали их работоспособность и констатируем лишь доступность в меню.
Итого: В разгар финансового кризиса не все банкоматы нормально работают с картами "чужых" банков. Поэтому лучше всегда иметь наготове паспорт, чтобы снять деньги в кассе "родного" банка. Или нужно помнить телефон "горячей линии", по которому могут подсказать адрес ближайшего "своего" банкомата.
Где еще почитать
о платежных картах:
Что дает владельцу зарплатная карта? (Журнал "Деньги" №15(81) 10.04.2008)
Мошенничество с кредитными картами 18.01.2007
Как общаться с платежным терминалом (Журнал "Деньги" №3-4(70) 24.01.2008)
Меры безопасности при работе с банкоматом (Журнал "Деньги" №10(76) 06.03.2008)