Рейтинг супермаркетов по цене. удобству и ассортименту
Недорогие магазины на этот раз мы выделили в отдельную группу (не будем называть их дискаунтерами, потому что не все из включенных сюда магазинов относятся к этому формату, скорее это "экономные супермаркеты"). Критерии оценки для недорогих магазинов были чуть-чуть другими: "Деньги" меньше внимания уделяли удобству и ассортименту, а больше ценам. Все-таки главное преимущество таких магазинов -- низкие цены и расположение "у дома".
Цены на поверку оказались не такими уж и низкими, в чем можно убедиться, посмотрев табличку "Самые-самые". В этой табличке мы сравнили стоимость одного и того же набора продуктов -- примерно такого, какой может понадобиться в любой день для пополнения запасов продуктов в холодильнике. В этот набор мы включили: 1 кг охлажденной курятины, питьевой йогурт (0,5 л, картонная упаковка), сметану (350 г, 20%), 1 л Т-молока, 1 кг яблок, 1 л апельсинового сока (Sandora или Jaffa) и одну бутылку светлого пива (0,5 л,Tuborg). Снедь совершенно незатейливая, в любом магазине, который считает себя продуктовым, такой набор еды точно должен быть. Но как ни странно, в некоторых магазинчиках даже из такого маленького списка чего-то не находилось. Посчитав это серьезным упущением, "Деньги" в качестве штрафа ставили провинившемуся заведению в этой позиции самую высокую цену из найденных у "коллег". Что получилось -- видно по таблице. Первые места в этом ранжировании заняли отнюдь не "магазины у дома". То есть, как уже писали "Деньги", магазины, позиционирующие себя как дискаунтеры, берут вовсе не более низкими ценами, а узким ассортиментом и товарами, ориентированными на менее обеспеченную публику.
В полномасштабном исследовании, где учитывались цены почти на 50 наименований товаров, отсутствие в ассортименте "экономных супермаркетов" очень многих товарных позиций особенно заметно. Из пяти исследуемых сетей одно наименование отсутствовало только в "Перекрестке". Об ассортименте сетей можно судить по таблице "Самые разнообразные". Балл за ассортимент "экономным супермаркетам" давался не такой большой, как обычным (оценка за ассортимент вошла в общий балл с коэффициентом 0,4), но он сказался в общем рейтинге.
Удобство магазина вообще почти не повлияло на общую оценку магазина -- его доля в общем рейтинге составила всего 0,1. В отличие от обычных "больших" супермаркетов, для "экономных" все-таки гораздо важнее правильное расположение (поближе к дому), чем широкие проходы, наличие тележек, консультантов и тому подобные радости жизни. Все-таки туда важно заскочить после работы, быстренько купить что нужно и бежать домой. Желательно, конечно, чтобы очередей не было и "обменник" имелся, но это не must have.
Самые недорогие
Общий рейтинг "магазинов у дома"
| Место | Цены | Ассортимент | Удобство | Общий балл | |
| Коэффициент | 0,5 | 0,4 | 0,1 | 1 | |
| "Перекресто"к | 1 | 5 | 1 | 1 | 0,9 |
| "АТБ-Маркет" | 2 | 2 | 2 | 4 | 2,6 |
| "Буми-маркет" | 3 | 1 | 3 | 3 | 2,7 |
| "Эко-маркет" | 4 | 4 | 5 | 2 | 3,3 |
| "Фора" | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 |
Самые удобные
Рейтинг "магазинов у дома" по удобству
| Место | Общий балл | Балл за обустроенность | Балл за курс | Балл за чистоплотность | Балл за работающие кассы | Балл за очередь | |
| "Перекресток" | 1 | 5,41 | 0,85 | 0,98 | 1 | 0,57 | 1 |
| "Єко-Маркет" | 2 | 2,64 | 0,14 | 0 | 0 | 1 | 0,5 |
| "Буми" | 3 | 2,26 | 0,14 | 0 | 0,37 | 0,74 | 1 |
| "АТБ-Маркет" | 4 | 1,38 | 0,14 | 0 | 0,25 | 0,48 | 0,5 |
| "Фора" | 5 | 1,34 | 0 | 0 | 0 | 0,68 | 0,66 |
Самые разнообразные
Рейтинг "магазинов у дома" по ассортименту
| Место | Общий балл | Молоко | Йогурт | Сыр | Колбаса | Рыба | Хлеб | Овощи | Фрукты |
| 1 | 4,31 | 9 | 11 | 9 | 9 | 8 | 8 | 39 | 26 |
| 2 | 1,27 | 7 | 8 | 27 | 27 | 0 | 12 | 5 | 6 |
| 3 | 2,26 | 3 | 9 | 12 | 12 | 0 | 24 | 9 | 19 |
| 4 | 2,13 | 7 | 9 | 25 | 25 | 0 | 15 | 19 | 13 |
| 5 | 1,79 | 7 | 7 | 42 | 42 | 0 | 8 | 12 | 14 |
| Место | Общий балл | Пиво | Водка | Кофе | Чай | Шампунь | Туалетная бумага | Средства для мытья посуды | Порошок |
| 1 | 4,31 | 31 | 14 | 14 | 15 | 13 | 5 | 2 | 11 |
| 2 | 1,27 | 17 | 12 | 6 | 15 | 4 | 3 | 3 | 6 |
| 3 | 2,26 | 26 | 8 | 9 | 11 | 5 | 4 | 7 | 8 |
| 4 | 2,13 | 13 | 14 | 9 | 15 | 7 | 2 | 3 | 6 |
| 5 | 1,79 | 15 | 18 | 11 | 12 | 6 | 2 | 2 | 5 |
Самые ценные
Рейтинг "магазинов у дома" по ценам
| Место по ценам | Общий балл | Мясные продукты* | Молочные продукты | Овощи и фрукты* | Напитки | Алкоголь | |
| "Буми" | 1 | 0,95 | 23,59 | 39,51 | 32,74 | 30,74 | 55,68 |
| "АТБ-Маркет" | 2 | 0,61 | 57,35 | 36,82 | 30,04 | 32,15 | 56,47 |
| "Фора" | 3 | 0,55 | 44,62 | 40,65 | 45,20 | 32,04 | 59,41 |
| "Эко-Маркет" | 4 | 0,047 | 82,37 | 43,01 | 36,29 | 30,49 | 57,87 |
| "Перекресток" | 5 | 0,2 | 80,26 | 38,96 | 37,37 | 28,83 | 53,22 |
| Место по ценам | Сигареты* | Бытовая химия* | Чек за покупки | Балл за цены | Цена "большого" пакета | Балл за дисконтную программу | |
| "Буми" | 1 | 11,98 | 25,34 | 207,61 | 1 | 0,45 | 0 |
| "АТБ-Маркет" | 2 | 11,98 | 19,61 | 232,47 | 0,64 | 0,39 | 0 |
| "Фора" | 3 | 26,52 | 17,33 | 239,27 | 0,54 | 0,6 | 1 |
| "Эко-Маркет" | 4 | 12 | 26,69 | 276,74 | 0 | 0,5 | 1 |
| "Перекресток" | 5 | 27 | 23,04 | 261,7 | 0,21 | 0,6 | 0 |
Где еще почитать
о продуктовых магазинах
Ценовой рейтинг супермаркетов (Журнал "Деньги" №42(56) 25.10.2007)
Ассортиментный рейтинг супермаркетов (Журнал "Деньги" №42(56) 25.10.2007)
Рейтинг супермаркетов по удобству (Журнал "Деньги" №42(56) 25.10.2007)