Официальные дилеры продают только те автомобили, которые маркетинговая служба компании-производителя предназначила для украинского рынка, "серые" -- любые. Основные преимущества "серых" дилеров: меньшая стоимость, отсутствие длинных очередей и наличие моделей и марок, не предлагаемых официальными торговцами. Среди недостатков -- неприспособленность некоторых продаваемых ими машин к украинским условиям эксплуатации и возможные проблемы с гарантийным обслуживанием. Остальные недостатки "серых" должны больше беспокоить официальных дилеров, нежели простых покупателей.
Страшные истории
Понятно, что покупка авто у "серого" дилера сулит не одни только пряники, однако изрядная доля обвинений, которые выдвигаются в адрес независимых торговцев, все-таки приходят со стороны официальных конкурентов. Например, недавно разгорелась битва вокруг сертификации транспортных средств, не предназначенных для украинского рынка, однако потом все вернулось на круги своя. Суть проблемы состояла в том, что автомобили, предназначенные не для украинского рынка, имеют некоторые отличия от авто "для українців". В частности, речь шла о стандартах светового оборудования, которые неодинаковы для Европы и США. Отличается также и место под номерной знак. У автомобилей для Украины оно более вытянутое, у "американцев", как известно, ближе к квадратному. Поскольку сейчас ГАИ проводит спецоперацию "Номерной знак", очень желательно при постановке на учет автомобиля, например, американского происхождения, заказать индивидуальный государственный номерной знак, а не гнуть и не впихивать стандартный в неподходящее по размеру место.
Что же касается проблем с сертификацией, то они ложатся непосредственно на плечи торговцев. Владельцу автомобиля до этого нет дела. Имеет значение лишь то, сертифицирован автомобиль или нет. Теоретически, впоследствии при прохождении регулярного технического осмотра в МРЭО к световому оборудованию могут возникнуть вопросы. Варианты: решить вопрос через "альтернативные каналы" или поменять те элементы, которые не соответствую украинским стандартам. "Деньги", например, так и не поняли, почему американские стандарты светового оборудования в США -- безопасны, а в Украине -- причина высокой аварийности. Вряд ли "американский свет" опаснее, чем езда вообще без света или с одной фарой, как это часто делают водители вполне официальных автомобилей.
ВТОрое пришествие
После вступления Украины в ВТО снизились импортные пошлины на автомобили с 25% до 10%. Казалось бы, для "серых" дилеров это -- еще один плюс перед официальными, поскольку пока что снижение коснулась только автомобилей с двигателем меньше 1 л и больше 2,2 л. А "серые" дилеры традиционно продают большие авто.
Однако исполнительный директор "Всеукраинского объединения торговцев транспортными средствами" Александр Абаринов заверил "Деньги", что к значительным изменениям это не приведет: "Изменение таможенных пошлин не отразится на расстановке сил между официальными и "серыми" дилерами. Уже сегодня и те и другие поняли, что дурить покупателя, оправдывая нынешние цены неизвестностью вокруг закона о пошлине, не удастся. На сентябрь--декабрь в ценообразование уже закладывается новая 10%-ная ставка".
В результате стоимость автомобилей а автосалонах, теоретически, должна снизиться -- как у "серых", так и у официальных. Действительно, некоторые "серые" дилеры, как и их официальные коллеги, уже объявили о снижении цен в связи со вступлением в ВТО, в частности, ООО "Престиж Авто Украина". Этот независимый дилер специализируется на автомобилях из США. Цены на некоторые модели в разных автосалонах снизились.
АвтомоБыль
Часто "серым" инкриминируют отсутствие у них нормального сервиса. А вот предприниматель Юрий, владелец неофициальной американской Infiniti EX, за три года никаких проблем с техническим обслуживанием своего авто не испытал. Недавно у него произошло ДТП, и ремонт тоже провели качественно и быстро, правда, проблемы возникли со страховой компанией. Но с "цветом" дилера они никак не связаны.
Обслуживать "серый" автомобиль можно и на СТО продавца, и у официального дилера. "Как и каждый уважающий себя дилер, мы свои проданные автомобили обеспечиваем гарантией на собственной станции технического обслуживания согласно сервисной книжке и договору купли-продажи. На станции мы выполняем все виды работ согласно нормам и требованиям завода-производителя", -- рассказывает вице-президент ООО "Престиж Авто Украина" Роман Кучер.
Однако не следует ждать, что в течение обещанных, например, трех лет гарантии все неполадки будут устраняться как по мановению волшебной палочки. "Некоторые почему-то уверены, что гарантия распространяется на весь автомобиль. Это не так. Она касается только его основных узлов и агрегатов. Только они будут отремонтированы или заменены в гарантийный срок бесплатно", -- подчеркивает г-н Кучер.
Еще один важный нюанс "серых" автомобилей -- то, на какой климат они рассчитаны. Автомобиль из арабских стран, например, будет плохо себя ощущать при минусовых температурах. "Сейчас есть проблема с уплотнителями машин из ОАЭ. При продаже таких автомобилей продавец должен заменить все основные горюче-смазочные материалы и жидкости, так как их вязкость рассчитана на иной температурный режим. На автомобилях, выпущенных для арабского рынка, другие параметры срабатывания термостата в системе охлаждения", -- объясняют в "Престиж Авто Украина".
Также на автомобилях для ОАЭ нет подогрева сидений, стекол и зеркал, может не быть обогревателя, так называемой "печки". Но все эти блага цивилизации можно установить дополнительно. При покупке автомобиля у "серого" дилера важно убедиться, что машина прошла соответствующую подготовку, либо провести ее самостоятельно на выбранной СТО.
Американские модели чувствуют себя в украинском климате лучше арабских, но, как правило, они беднее укомплектованы.
Еще одно важное отличие "серых" от "белых" -- модельный ряд. "Серые" дилеры часто представляют мегапопулярные модели, за которыми у официальных стоит длинная очередь, а также модели и марки, не предназначенные для украинского рынка. Однако в основном "серые" дилеры выступают в сегменте дорогих автомобилей.
Ассортимент "серых" дилеров во многом определяется политикой официалов. Например, после снижения цен на автомобили официальным импортером Toyota модели Land Cruiser 200, Prado, RAV4 и Camry, некогда составлявшие львиную долю продаж у "серых", потеряли свое основное конкурентное преимущество. По этой причине независимые операторы переключились на другие марки. Ценовой удар нанес и официальный импортер Mazda, снизив цены на CX7 и CX9. Понятно, что когда цена на модель у официального и "серого" дилеров примерно одинакова, мало кто отправится к серому. Хотя… Очереди ведь у них короче. Тем не менее, если агрессивная политика официальных будет продолжаться, то "серые", вероятно, полностью переориентируются на не предназначенные для Украины марки и модели.
Еще одним преимуществом "неофициалов" является возможность начать продажи новой модели до того, как это сделают официальные представители.
В темноте все кошки -- серые
Желающим приобрести автомобиль Acura выбирать не придется, ведь официально в Украине этой марки нет. Зато "серые" предлагают внедорожники MDX, RDX и седаны RL и TL. У них же можно приобрести и многие другие модели, не предназначенные для украинского рынка. Например, Toyota Solara, Avalon, FJ-Cruiser, Highlander, Tundra, Sequoia, которые официальный импортер не предлагает. Шире официального и модельный ряд Lexus, так помимо IS, GS, LS, RX, LX, есть еще SC и GX.
Впрочем, к "свободным" торговцам есть смысл обратиться не только любителям дорогих автомобилей, но и желающим получить популярную модель среднего класса. Например, у них прямо на складах стоят Honda Civic 4D, Honda CRV, на которые у официальных дилеров очередь составляет от пары недель до нескольких месяцев. Есть там и Honda Accord 2008 в версии Coupe и американская версия Accord 2008 года. Из линейки Nissan только две модели -- Qashqai и Tiida, зато без очереди.
Если автомобили, продаваемые "серыми" дилерами, отличаются от тех, которые предлагают официальные, то послепродажное обслуживание может отличаться еще сильнее. "Серые" дилеры предлагают гарантийное обслуживание, ремонт, установку дополнительного оборудования и тюнинг. Но они не раздают, например, карточек ассистанс (об этой услуге см. "Деньги" №40 от 2 октября 2008 года).
Где дешевле?
Стоимость некоторых моделей авто у официальных и «серых» дилеров
| Марка и модель | Стоимость у официального дилера | Стоимость у независимого дилера, $ |
| Cadillac Escalade AWD | 504 500 грн. ($103 169) | 97 000 |
| Mazda CX9 | 290 900 грн. ($59 488) | 57 000 |
| Toyota Rav4 | 201 421 грн. ($41 190) | 42 000 |
| Nissan Tiida | $19 890 | 18 000 |
Итого: У "серых" можно купить модели и марки, которых в Украине нет официально, а также популярные или совсем новые модели, за которыми стоит длинная очередь. И все это -- по более низким ценам, чем у официальных. Недостаток -- несоответствие автомобилей украинским условиям эксплуатации и возможные сложности с гарантией.
Где еще почитать?
О "серых" дилерах
У "серого" или "белого" дилера выгодней купить авто? (Журнал "Деньги" №45(59) 15.11.2007)
http://grey-dealers.hiblogger.net/ -- много полезной информации о том, кто они такие
http://www.prestigeauto.com.ua/
http://www.suzuki.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=28&Itemid=26 -- официальные дилеры о "серых"