Елене легко далось повышение по службе, но так бывает не всегда -- иногда даже очень хорошим спецам крайне непросто устроиться в начальничьем кресле.
Мечты сбываются и не сбываются
"А что, разве все должны быть руководителями? -- спросил Гога.
-- Ну, не все, конечно, -- согласилась Александра. -- Но это дает личности возможность реализовать себя с наибольшей полнотой…
-- Я думаю, единого решения здесь нет, -- не согласился Гога. -- Кому этого хочется, пусть будет, но ведь этого не всем хочется.
-- Я думаю, этого всем хочется, -- не согласилась Александра. -- Все хотят быть знаменитыми, все хотят, чтобы их уважали, все хотят иметь больше возможностей, чем имеют, только не все в этом признаются".
Героиня одного из самых популярных советских фильмов "Москва слезам не верит" Александра в чем-то права: о руководящей должности мечтают пусть не все, но очень многие спецы. Однако, по заверениям HR’ров, лишь 20% сотрудников могут быть начальниками. Остальные же просто не созданы для того, чтобы руководить.
"Хотя управленческие навыки можно наработать со временем, тем не менее, человек должен чувствовать, хочет ли он быть руководителем, -- говорит директор консалтинговой компании "Бизнес-системы" Елена Марценюк -- Если у сотрудника есть желание вести за собой коллектив, это сигнал к тому, что он способен быть боссом".
И пусть собственным ощущениям весьма полезно доверять, проверить свое "шестое" чувство будет нелишним. Для этого, прежде чем принять предложение о повышении, г-жа Марценюк советует задать себе несколько вопросов и честно на них ответить. В частности: хочет ли спец отвечать за других, каких именно навыков ему не хватает для новой позиции, каким образом ему ликвидировать дефицит этих навыков, что именно его пугает в руководящей работе?
"Чем выше начальничий пост, тем дальше работник отдаляется от своей специальности. Он переходит от специалиста в управленцы, -- отмечает директор агентства по персоналу "ТОТ" Дмитрий Трахтенгерц. -- Поэтому, важно задать себе еще один вопрос: "что мне больше нравится -- управлять или развивать свою специализацию". То есть придется выбрать для себя либо вертикальную, либо горизонтальную карьеру (подробнее об этом можно почитать в №8 от 21 февраля 2008 года).
Глава Шевченковской райгосадминистрации Киева Виктор Пилипишин полагает: "Если человек видит, что не справляется с новыми обязанностями, ему необходимо быть честным перед самим собой и просто отказаться от руководящей должности". А г-н Трахтенгерц дополняет: "По крайней мере, нужно не соглашаться на высокий пост до того момента, пока спец не будет уверен в своих управленческих талантах на все сто процентов".
В то же время директор по корпоративным коммуникациям девелоперской компании "XXI век" Дмитрий Васильев уверен, что не нужно спешить с принятием решений, даже если вначале показалось, что новая должность "не по зубам". "Если хочешь стать профессионалом, не нужно принимать поспешных решений, -- говорит он. -- Время все расставит по своим местам. Если же человек по истечении нескольких месяцев (до года) чувствует, что это не его, нужно иметь мужество отказаться и попробовать себя в чем-то другом". Но следует не забывать, что в этой компании такому "неудавшемуся начальнику" могут больше никогда не предложить место руководителя, даже если он этого сильно захочет.
Смена калибра
Бывают случаи, когда сотрудник, согласившись на новую руководящую должность, начинает чувствовать себя "не в своей тарелке".
Директор одного из киевских агентств недвижимости Максим начинал свою карьеру с позиции брокера. Хорошо зарекомендовав себя, через год он стал начальником отдела продаж жилой недвижимости. А когда через полгода освободилась вакансия директора, Максим с радостью принял предложение возглавить компанию. В тот момент он не отдавал себе отчета, что эта ноша окажется ему не по плечу. ? "Дело в том, что я даже не представлял себе, что такое иметь в подчинении 70 человек, ведь ранее я руководил отделом, где было десять сотрудников, -- рассказывает Максим. -- Кроме того, мне пришлось выполнять ряд дополнительных функций, где моих знаний и опыта было просто недостаточно". В результате, проработав около года, он решил уйти в другую компанию на должность начальника отдела продаж. "Я считаю, что поступил правильно. Может, я и потерял немного в зарплате, зато точно знаю, что нахожусь на своем месте", -- радуется Максим.
Чтобы не наступить на подобные "грабли", г-жа Марценюк советует взвесить все "плюсы" и "минусы" новой должности. То есть оценить новый объем работы, степень ответственности, взаимоотношения в коллективе, уровень зарплаты.
Кроме того, ежели спеца переманивают на руководящую должность в малоизвестную компанию, ему следует оценить перспективы самой конторы: насколько динамично она развивается, какую репутацию на рынке имеет и тому подобное. Ведь, если компания является обладателем плохого реноме, работа в этой фирме может испортить резюме будущего босса.
Новоиспеченному шефу
Предположим, что сотрудник, взвесив все "за" и "против", проверив перспективы новой должности и самой компании, согласился возглавить фирму/отдел/департамент… В таком случае ему следует помнить: переход из специалиста в управленцы или же из правленца среднего уровня в менеджера высшего звена связан с психологическим напряжением. "Повышение -- это всегда стресс, поскольку человек не ощущает себя руководителем. Он продолжает работать, как исполнитель. Плюс постоянные проверки высшего начальства и козни подчиненных, которые еще недавно были на одном уровне с ним", -- предупреждает Елена Марценюк.
А Дмитрий Трахтангерц отмечает, что стрессовое состояние при повышении связано еще и с тем, что у новоиспеченного начальника нет времени на раскачку. "На него сразу обрушивается огромная нагрузка. С первого дня необходимо решать массу вопросов. Появляется масса "доброжелателей", которые начинают проверять новое руководство на прочность. Путь один -- стиснуть зубы и выполнять свои обязанности", -- советует Дмитрий.
Кроме "сражений" с коллективом, высшим руководством и собственниками (если речь о директоре фирмы), новоиспеченному начальнику, возможно, придется потратиться на получение новых знаний и навыков. Например, можно отправиться на какой-нибудь управленческий тренинг, поступить в бизнес-школу, получить второе высшее, считает г-жа Марценюк. Безусловно, все это стоит денег. Год учебы на втором высшем обойдется в среднем в $1,2--1,8 тыс., тренинг может стоить $200--400, а на учебу по программе мини-МВА придется выложить примерно $2--6 тыс.
"Новоиспеченному начальнику стоит обратиться к высшему руководству с просьбой проспонсировать получение недостающих знаний", -- рекомендует Елена Марценюк. Главное -- подбирать правильные аргументы. Дескать, чтобы выполнить такой-то план, понадобятся такие-то знания, которые я могу получить там-то. Просить об этом всем нужно еще на этапе собеседования.
Увы, не во всех фирмах готовы тратить деньги на образование собственных сотрудников. В этом случае стоит -- хотя бы в качестве прикидки -- соотнести затраты на получение знаний с зарплатой на должности начальника.
Итого: Чин руководителя к лицу далеко не всем спецам. Немногие согласны на расширение обязанностей и ответственности, а также на необходимость доучиваться. Порой проще расти по "горизонтали", зарабатывая при этом не меньше руководителей.
Где еще почитать
о предложении стать начальником:
1. www.jobmarket.com.ua/news/Karera/320397.html
2. www.kabluchok.ru/article/590/index.html
3. www.newst.ru/raznoe/sovety_byvalogo/kak/index.khtml
4. http://hh.ru/contents/publication.do?publicationRubrikId=74&publicationId=1635
Краткосрочное обучение. Мини-МВА (Журнал "Деньги" №37(103) 11.09.2008)
Как бороться со стрессом Журнал "Деньги" №38(104) 18.09.2008)