Катамаран ТорСат -- на вид довольно хлипкое сооружение. Два соединенных между собой поплавка, между которыми закреплена мачта с парусом и натянута широкая сетка, где можно сидеть, -- вот и все судно. Ярослав, назвавшийся госслужащим, в одиночку управляет этим сооружением. Управляет умело. Моментально выяснилось, что сохранить одежду сухой, сидя на сетке между лодочками, точно не получится. Катамаран идет быстро -- ощущение бешеной скорости, брызги летят, волны хлещут сквозь сетку. Поэтому и надевают для катания на ТорСатах купальные или гидрокостюмы, а также спасательные жилеты.

"Давно этим занимаетесь?", -- поинтересовались "Деньги" у госслужащего-яхтсмена. "С детства. Вообще-то мечтал пойти на конный спорт, но как-то зимой за компанию пришел в секцию парусного спорта. Сильно скучал, пока шли теоретические занятия в помещении, но зимой ни плавать, ни на лошади кататься нельзя было -- холодно. А весной, как только первый раз попал на воду, понял, что никакая верховая езда с парусным спортом даже в сравнение не идет", -- рассказал Ярослав.

"Есть свой катамаран?" -- не унимались мы. "Есть, но не такой, как этот, другого класса", -- делился Ярослав. "А как перевозите его к воде? В багажник ведь не засунешь?" -- продолжал допытываться наш корреспондент. "Он разбирается, мачта складывается и все крепится на крышу автомобиля", -- терпеливо пояснял спортсмен. "А стоит все сколько? На зарплату госслужащего можно купить?" -- задаем еще вопрос. "Ну, это смотря, какая зарплата, -- смеется госслужащий. -- ТорСат стоит от ?10 тыс., подержанный можно найти за ?3--4 тыс".

Колебания волн и курсов

Несмотря на кажущуюся элитарность, парусный спорт относительно демократичен. Главное, что в нем ценится, -- компетентность и честная игра. Поэтому таких, как Ярослав, много. Начав в детстве заниматься парусным спортом, они не оставят его никогда. Не все становятся профессиональными спортсменами, многие вырастают во вполне успешных бизнесменов и финансистов, но увлечению предаются страстно.

К примеру, экс-министр финансов Украины, а ныне глава украинского офиса международного инвестиционного банка Morgan Stanley Игорь Митюков уверяет, что "нигде нельзя так отключиться от повседневных проблем и колебаний курсов, как на яхте".

Есть своя яхта и у председателя правления Укрсоцбанка Бориса Тимонькина. Председатель правления "Энран Акрос" Александр Собко также уверяет, что для него парусный спорт -- это "отдушина от повседневности". "Благодаря парусному спорту мы каждые выходные общаемся с сыном", -- поделился г-н Собко. Дескать, общее увлечение настолько сглаживает извечные противоречия отцов и детей, что он с шестнадцатилетним Глебом даже выступают "семейным экипажем" в соревнованиях для класса ТорСат. Г-н Собко уже успел принять участие в двух международных регатах, а этим летом боролся за кубок Вадима Гетьмана в регате, которая проходила на Киевском водохранилище. Семейный экипаж занял четвертое место. А Борис Тимонькин со своей "Катюшей-2" получил серебро в классе круизных яхт.

Как растят оптимистов?

Возможно, такая любовь финансистов к парусному спорту связана не только с тем, что яхта, как никакая другая собственность, дает возможность почувствовать свободу, но и с тем, что яхтинг -- "правильный" вид спорта. Широко известный автор серии книг "Богатый папа. Бедный папа" Роберт Кийосаки советовал увлекаться "правильным" спортом, то есть таким, которым можно заниматься и в двенадцать, и в шестьдесят лет. Г-н Кийосаки рекомендовал гольф. Но парусный спорт в этом смысле -- просто идеальный вариант.

Большинство украинских спортсменов -- и профессионалов, и теперешних богатых любителей, как Ярослав, начинали в детских парусных секциях и ходили на судах типа "Оптимист". На взгляд совершенно сухопутного корреспондента "Денег", "Оптимист" больше всего напоминает обычную прогулочную лодку с парусом. Это небольшая шлюпка (вернее, швертбот), рассчитанная на одного--двух маленьких и не слишком упитанных спортсменов, с небольшой мачтой и кургузым парусом.

Из тех, кому довелось в детстве ходить на таких лодочках, должны вырастать совершенно неисправимые оптимисты, способные справиться с любыми жизненными неудачами. Потому что выходить на воду на таком суденышке неподготовленному человеку просто страшно. Зато недорого: новый швертбот "Оптимист" производства фирмы Winner стоит от ?2 тыс. К примеру, мастер спорта СССР по парусному спорту, участник трех чемпионатов мира Василий Колобов, капитан яхты "Оксамит України", рассказал: "Когда сын Павел еще ходить не мог, я купил "Оптимист", поставил в детской, так он и спал в нем, и ел". Теперь Павел ходит вместе с отцом под парусом, так же как и другой сын г-на Колобова -- Иван.

Конечно, чтобы приобщить ребенка к парусному спорту, не обязательно покупать ему лодку вместо люльки. Достаточно отдать в детский парусный клуб, благо в любом городе с выходом к морю, реке или другому большому водоему он есть. Этим летом неделя жизни в одном из киевских клубов с тренировками на суднах клуба и трехразовым питанием стоила 600 грн. А хождение в парусную секцию иногда и просто … бесплатно.

Флотские утехи

Если же страсть к парусному спорту проснулась в довольно позднем возрасте -- еще не все потеряно. И научиться вполне реально, и к тусовке тоже приобщиться можно. Но денег требуется гораздо больше. Новые парусные суда стоят дорого: круизная парусная яхта обойдется минимум в ?30--60 тыс., а в среднем -- в ?100--200 тыс. Подержанную или гоночную (они меньше, маневреннее и не слишком удобны для проживания) можно найти и за ?13--20 тыс. Плюс, разумеется, придется тратить деньги на обслуживание и хранение парусника. Яхт-клубов в Украине все еще мало, мест в них тоже, поэтому стоянка судна в месяц обходится минимум в 5--10 грн. за фут (то есть для 30-футовой яхты -- от 150 грн.), а членство в клубах -- от 2000 грн. в месяц (подробнее о покупке и обслуживании яхт см. "Деньги" № 30 от 26 апреля 2007 года).

Для того чтобы приобщиться к яхтингу, требуется не столько купить судно, сколько научиться им управлять. На курсы и практические занятия придется потратить примерно 5000 грн. и месяц времени, после чего сдать теоретический экзамен для получения свидетельства международного образца. Зато потом начинается полная свобода -- можно брать яхты в аренду и кататься в свое удовольствие. Если кто-то согласится ее сдать, конечно.