Дело в том, что Илана переехала из Израиля и с трудом говорила по-русски, а украинского не знала вовсе. "Когда я начала подготовку к поступлению, передо мной стояла задача сдать тест хотя бы на шестерки, -- рассказывает она. -- Каково же было мое удивление, когда я получила десятки и меня приняли в университет!" Но для этого Илане пришлось в течение года трижды в неделю заниматься в частном порядке с преподавателем и два дня в неделю посещать подкурсы. "С репетитором я изучала украинский язык и историю Украины, а на подготовительном отделении мы проходили профильные предметы факультета", -- делится Илана.
Заметим, девушка поступала уже по новым правилам -- когда действовала система независимого школьного тестирования. То есть в вузах уже не было вступительных экзаменов по предметам, по которым сдавались выпускные тесты в школе (подробнее см. №20 от 15 мая 2008 года).
У школьников, которые, в отличие от Иланы, учили украинский язык и литературу, а также историю Украины, по идее, потребность в соответствующих подготовительных курсах отпадает. Но представители вузов с этим не согласны.
"Открытое тестирование ничего не меняет -- это те же экзамены, но только более расширенные, -- говорит руководитель научно-подготовительного центра Киево-Могилянской академии Лариса Кадырина. -- А поскольку школьная подготовка далеко не всегда находится на высоком уровне, то занятия с преподавателем или подготовительные курсы пойдут только на пользу".
Не меняют курс
Как удалось выяснить "Деньгам", большинство высших учебных заведений не собирается существенно менять программу подготовительных курсов в связи с переходом на систему тестирования. "Пока у нас не вносились поправки в программу обучения на подготовительном факультете, -- говорит первый проректор Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт" Юрий Якименко. -- Занятия на нем рассчитаны не только на поступление в вуз, но и на подготовку к учебе в университете. То есть повышение школьного уровня знаний будущих студентов до уровня КПИ". По его словам, на курсах преподают предметы, которые пригодятся при поступлении в университет. Например, помимо математики, физики и технических дисциплин, обучают иностранному языку (его в перечне предметов, сдаваемых в режиме тестирования, в этом году не было. -- Ред.).
А еще, по заверениям представителей вузов, их курсы помогают ученикам более успешно проходить школьное независимое тестирование. "Как показывает практика, изо всех абитуриентов, прошедших тестирование, 70% поступивших -- это ребята, которые ходили на наш подготовительный факультет. Их уровень знаний оказался намного выше, чем у обычного школьника", -- уверяет г-н Якименко.
Г-жа Кадырина отмечает, что в "Могилянке" также не намерены вносить существенные изменения в программу подготовительного отделения. "На наших подготовительных курсах и так преподается десять дисциплин, и расширять их количество просто не нужно. Единственное, что, может быть, будет -- мы несколько адаптируем лекции курсов под тесты", -- уточняет она.
Как показал опыт этого года, многие вузы проводили дополнительные собеседования или экзамены по предметам, которых не было в тестах (иногда -- даже в школьной программе. -- Ред.). Например, вводили экзамен по английскому языку. И, говорят, высшие учебные заведения часто "отвечают взаимностью" абитуриентам, посещавшим их курсы.
Пример тому -- студентка первого курса экономического факультета одного из частных харьковских вузов Дарья. "У меня было дополнительное собеседование, на котором проверялись мои знания английского, поскольку именно на этом языке ведется большая часть обучения, -- рассказывает Дарья. -- Я не знала, будут ли дополнительные экзамены, но ходила на подготовительные курсы. Благодаря этому я успешно прошла собеседование и поступила".
Каждому -- свое
Как рассказывает Илана, лично ей при подготовке к тестированию больше помогли индивидуальные занятия с преподавателем. Однако это вовсе не означает, что такой вариант подойдет всем.
"Такие вещи очень индивидуальны. Кому-то лучше ходить на курсы при вузе, кому-то --заниматься с репетитором. Все зависит от ребенка. Если он общительный, то ему легче и приятнее заниматься в обществе сверстников. Если рассеянный, то в группе ему труднее будет сконцентрироваться", -- считает г-жа Кадырина.
К положительным сторонам подготовительных курсов можно отнести, во-первых, то, что на них школьник адаптируется к вузовской манере преподавания. Во-вторых, занятия в вузе стоят дешевле, чем уроки репетитора. К примеру, в столице пара академических часов у репетитора по английскому языку стоит в среднем $20-25, занятий необходимо минимум два в неделю. То есть в месяц это обойдется в $160-200. В регионах частный учитель обойдется чуть дешевле -- в среднем $10-20 за пару. Учеба на курсах выльется меньше чем в $100 за такой же период времени. Хотя тут многое зависит от квалификации преподавателя и "звездности" вуза -- чем "звезднее", тем дороже.
В "индивидуалке" есть свой жирный плюс -- внимание репетитора полностью направлено на ученика.
Премудрости выбора
Если решение принято в пользу курсов, то первое, что необходимо, сделать -- это выбрать вуз. И лишь потом начать собирать информацию о курсах, при нем существующих. Это не так легко, как кажется. Например, информация о стоимости курсов появляется в первой декаде сентября, тогда как запись открывается уже летом. Условия поступления на курсы и данные о подготовительных отделениях есть на сайтах вузов, однако там далеко не всегда указана полная информация. В частности, многие универы "забывают" вывесить расценки.
При выборе курсов не лишним будет поинтересоваться, сколько лет они существуют, какова их продолжительность, а также периодичность занятий (обычно -- два раза в неделю). Полезно будет разузнать о преподавательском составе (чины, опыт работы и так далее). А еще -- расспросить о количестве людей в группе и о возможности пройти репетиционные экзамены.
"Лучше выбирать подготовительные курсы "со стажем", проверенными программами и опытными педагогами, специализирующимися именно на подготовке в вуз. На хороших подготовительных курсах, как правило, широкий выбор программ подготовки. Там же проводятся консультации по всем вопросам, связанным с получением высшего образования: выбор вуза, факультета, специальности", -- отмечает г-н Якименко.
Учебный курс для выпускников 11-х классов, как правило, рассчитан на шесть или восемь месяцев, для учащихся 10-х классов -- на два года. Впрочем, есть и краткосрочные курсы, которые длятся всего два-три месяца.
Каким бы ни был курс, количество учебных часов по каждому предмету должно быть не меньше 60. Еще лучше -- когда 120-140 академических часов.
Обучение, как правило, проходит по будням (вечером) или же в любое время по выходным.
Многие подготовительные курсы также предлагают учиться заочно: несколько дней или недель идет начитка лекций, потом -- самостоятельная подготовка и сдача экзамена.
К слову, еще перед началом занятий многие вузовские курсы проводят тестирование, по результатам которых и формируются группы.
Тет-а-тет
Если школьнику все же более комфортно готовиться к поступлению в индивидуальном порядке, стоит обратиться за помощью к частному репетитору. Здесь следует обратить внимание на опыт и место работы преподавателя, его достижения в профессиональной деятельности, отзывы о нем его бывших или нынешних учеников.
По мнению репетитора по английскому языку Ульяны Дрозд, если школьник или его родители уже выбрали вуз, то есть смысл искать наставника именно среди преподавателей избранного храма науки. Он знает все "подводные камни" родного вуза и сможет максимально близко к "местным" требованиям подготовить будущего студента. "Если же выбор учебного заведения не сделан, то при выборе преподавателя стоит ориентироваться на будущую профессию. Например, если ребенок хочет изучать математику, лучше поискать ему репетитора из технического вуза", -- считает она.
Найти хорошего частного репетитора не так и просто. В Сети есть целые порталы, на которых размещены данные об учителях, их образовании и опыте работы. Вопрос лишь в том, можно ли этой информации доверять. Не всегда, говорят испробовавшие этот метод поиска.
"Когда мы искали репетитора для нашей дочери, попали на кучу обманщиков. Пишут в объявлении одно, а на деле оказывается совсем другое. Например, написано, что она преподаватель в вузе, а оказывается, что в школе. Поэтому мы просили предоставлять все дипломы и проводить пробный урок", -- делится владелица небольшой консалтинговой фирмы Мария Гуральчук. В результате Мария таки нашла достойного частного репетитора для своей дочери. Им оказался преподаватель вузовских подготовительных курсов. "Эти люди лучше всех знают свое дело. Именно их я бы и советовала брать в репетиторы", -- резюмирует она.
Курс на универ!
Стоимость подготовительных курсов в вузах*:
| Вуз | Стоимость обучения, грн. |
| КНУ им. Тараса Шевченко | 900-1000 (в месяц) |
| Киево-Могилянская академия | 230-400 (в месяц) |
| КПИ | 250* (в месяц) |
| Харьковский национальный университет | 400-600* (за курс) |
| Львовский национальный университет | 1 000* (за курс) |
| Запорожский национальный университет | 700* (за курс) |
* - Цены на подготовительные курсы за прошлый год, стоимость курсов в этом году будет известна лишь в середине сентября.
Стоимость услуг репетиторов:
| Город | Услуги репетитора, $ за час-полтора |
| Киев | 10-60 |
| Донецк | 10-40 |
| Днепропетровск | 10-25 |
| Харьков | 10-20 |
| Львов | 4-15 |
Итого: Несмотря на то, что система независимого школьного тестирования не предусматривает сдачи вступительных экзаменов, многие вузы все же практикуют дополнительные собеседования. Поэтому лучше подтянуть "хвосты" и позаниматься с преподавателем.
Где еще почитать
О подготовке к вузу:
http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=18&menu_id=317§ion_id=2183&alt_menu=-1
http://www.infopovod.com/archives/52
http://www.paco.net/odessa/media/porto-fr/print.php?art_num=art021&year=2007&nnumb=04
http://www.careerguide.com.ua/node/1497
Рейтинг украинских вузов: точка зрения работодателей (Журнал "Деньги" №12(78) 20.03.2008)