-- Вы тоже ходите на яхте?
-- Нет, я не умею.

-- А какое у Вас хобби?
-- Охота, стендовая стрельба, техническое моделирование. Моделирую корабли, но не парусные, и самолеты.

-- Это не очень затратные хобби?
-- Если сравнивать с яхтами, то моделирование, конечно, дешевле, но некоторая сумма денег все равно нужна. Когда занимаешься чем-то всерьез -- а я моделированием занимаюсь с детства -- то и затраты серьезные.

-- Какие марки оружия Вы предпочитаете?
-- Смотря для чего. В стендовой стрельбе есть несколько дисциплин. Моя основная дисциплина -- круглый стенд, скит. В этой дисциплине я стреляю в основном из Browning. Кроме того, у меня есть ружье еще советского производства МЦ-7, немецкое оружие Simson, австрийское Hambrusch, немецкое нарезное комбинированное оружие Blaser.

-- У Вас большая коллекция?
-- Это нельзя назвать большой коллекцией, но мой сын вырос, он уже практически самостоятельно ходит на охоту, ему тоже нужен определенный набор оружия. Так как на охоту я хожу всерьез, то мне необходимо разное оружие -- оно меняется в зависимости от типа добычи и организации охоты.

-- А на кого Вы охотитесь?
-- На разных зверей и птиц, почти на всех, которые разрешены для охоты на территории Украины. И время от времени выезжаю за рубеж.

-- Куда?
-- В основном охочусь неподалеку. Я был в Эстонии на птичьей охоте, а также в Болгарии на птичьей и зверовой охоте.

-- У вас есть собака?
-- У меня есть три. Старик-дратхаар -- уже пенсионер. В прошлом году я еще купил пару черно-пегих пойнтеров. Мне нравится, что охотничьи собаки способны испытывать страсть. Для них охота -- главное.

-- А что Вам дает охота?
-- Прежде всего, возможность побыть одному. Человек испытывает постоянное давление со стороны других людей, желающих пообщаться. Их желание естественно, но каждый из нас испытывает потребность некоторое время побыть наедине.

-- Вы интроверт?
-- Нет, я экстраверт. Дело не в психотипе, а в образе жизни. Поскольку я уже много лет являюсь старшим руководителем, на меня очень велико давление других людей. Поэтому иногда я вынужден быть достаточно жестким, отсекая это общение. Я должен быть жестким и в определении приоритетов.

-- Вы считаете себя богатым человеком?
-- Нет. Те деньги, которые у меня есть, едва ли дают мне основание считать себя богатым.

-- А кто может считать себя богатым?
-- Одна из существующих теорий утверждает, что люди бедные живут на доход, люди обеспеченные -- на проценты с дохода, а люди богатые -- на проценты с процентов. Третьего варианта я пока не могу себе позволить.

-- Что для Вас деньги?
-- Свобода выбора и свобода творчества. Это философское понятие, как и, к примеру, счастье. По моему определению, счастье -- это когда получается. Когда каждый из нас последовательно достигает каких-то своих целей и решает новые задачи, то момент приближения и достижения результата -- это и есть счастье. Деньги же, как мы помним из политэкономии,-- это отношения между людьми. Поэтому та или иная сумма дает свободу выбора. Дает возможность договориться с другими людьми о том, что они делают нечто в соответствии с твоими желаниями и нуждами.

-- Вы легко тратите деньги?
-- Не очень. Я не могу назвать себя жадным, но я трачу деньги "тщательно". Тратя некую толику денег, я стараюсь получать максимальный результат. Максимальный с точки зрения тех задач, которые я ставлю, расходуя эти деньги.

-- На что Вы тратите не задумываясь, а в каких случаях начинаете размышлять о результате?
-- Сложно сказать. Я могу долго думать в охотничьем магазине над тем, какое масло купить для чистки оружия, несмотря на то, что банка стоит 50 или 60 гривен. Но когда приходит старый товарищ по работе и говорит: "знаешь, не хватает денег на лечение нашему общему другу", тогда я их практически не считаю. То есть деньги не являются для меня ценностью, отдельной от того решения, которое я принимаю, и от его эмоциональной окраски. Решения я принимаю непросто. Для меня это всегда сложный процесс внутренних сомнений и размышлений.

-- А когда Вы его приняли, больше никаких сомнений не испытываете?
-- Иногда сомнения остаются. Часто мы принимаем компромиссные решения, и тогда наши сомнения остаются с нами. Но, как правило, если я принял решение, то осуществляю его до конца. Потому что если остановиться на полпути, будет еще хуже.

-- Свои личные деньги Вы куда вкладываете?
-- У меня есть разные формы инвестиций. Я участвую в нескольких компаниях, у меня есть депозиты в банках. Есть инвестиционная недвижимость, где размещены деньги, а я просто ожидаю увеличения стоимости этих объектов.

-- Как Вы выбирали те компании, в которых у Вас размещены инвестиции? Это совместные бизнесы с друзьями или "просто" инвестиции?
-- Я подходил к этому как финансист. То есть руководствовался соображениями перспективности развития отраслей и прогнозами на микроуровне -- внутри компании. Это отраслевой прогноз и благоприятная ситуация внутри компании, которую я покупаю.

-- В каких отраслях у Вас есть личные инвестиции?
-- В телекоммуникациях.

-- Вы считаете, что эта отрасль сейчас самая перспективная?
-- Этот бизнес хорошо развивается. Хотя я не отрицаю, что недвижимость, строительство не менее привлекательны.

-- Вы полагаете, в недвижимость еще можно вкладывать?
-- В строительство -- да. Давайте посмотрим за пределы Украины. Сегодня в Италии есть смысл строить на берегу моря? Да, хотя нужно понимать, каким образом получить участок земли, как построить, какие есть регуляторные ограничения, прогноз рынка и так далее. Доходность там очень высокая. Давайте посмотрим на США. Сегодня там есть смысл строить?

-- Ну, в Соединенных Штатах сейчас самое время покупать недвижимость!
-- Это если мы говорим о покупке чего-то готового. Но если мы ведем девелоперский бизнес, то сохраняем свою рентабельность даже в условиях низкого рынка. Другое дело, что в условиях высокого рынка рентабельность может быть выше, но даже на спаде рынка она сохраняется. Точно также и в Украине. Рентабельность есть, другой вопрос, сколько ты зарабатываешь, сколько тебя устраивает, каков возврат на инвестицию.

-- А сколько Вас устраивает?
-- Сегодня я не очень жадничаю, меня устраивает все, что выше 30--35% годовых. Хотя я сейчас заканчиваю один девелоперский проект, где рентабельность около 60% годовых. Это типичная украинская ситуация, я считаю, что не делаю ничего экстраординарного.

-- В Украине будет серьезный экономический кризис? Сейчас много говорят, что у нас намечается дефолт, как в России в 1998 году.
-- Я не вижу оснований сравнивать это с 1998 годом в России. Тогда дефолт был вызван государственными долговыми обязательствами, а в Украине подобных проблем нет.

-- Такая большая инфляция Вас не пугает?
-- Инфляция и дефолт -- это несколько разные вещи. Инфляция на тревожном уровне, но он пока не ставит под угрозу способность государственных финансов обслуживать долги. С инфляцией нужно бороться. На мой взгляд, часть действий, которые предпринимают государственные органы, нужно было предпринимать чуть раньше -- осенью 2007 года. Но лучше поздно, чем никогда.

-- При нынешнем состоянии экономики, куда бы Вы посоветовали вкладывать деньги представителю среднего класса, чтобы сохранить сбережения?
-- С моей точки зрения, оптимальным является сочетание четырех базовых направлений инвестиций. Некая толика депозитов в национальной валюте, которую я брал бы как основную, -- 60--70%, а 30--40% -- в евро. По-прежнему, с моей точки зрения, конструктивна инвестиция в недвижимость. Но нужно смотреть, какого рода эта недвижимость. Я бы смотрел на ценные бумаги и фонды совместного инвестирования. Осторожно инвестировал бы туда, поскольку сейчас этот рынок в низкой фазе, следовательно, будет расти.