В этом году восемнадцатилетняя Настя Громова намерена пополнить ряды первокурсников. "Буду подавать документы примерно в десять вузов параллельно. Причем на разные специальности -- психология, социология, переводчик со знанием двух иностранных языков, лингвистика английского. А также на дизайнера интерьеров", -- делится девушка.

Настя, как и остальные абитуриенты, сдает нынче государственные тесты. Позади у нее украинский язык и литература, а также история Украины. Результаты этих тестов и тестов по математике, как заверяют в Центре оценки качества образования, будут известны до 30 мая.
Если для поступления в тот или иной вуз Насте будет достаточно сертификата по украинскому языку и литературе, а также истории Украины, девушка, по идее, сразу же сможет рассылать документы.

Но будет ли достаточно сертификата? Пока есть масса неясностей -- с условиями конкурсов в вузы, с дополнительными экзаменами и собеседованиями…

Пока вузы не установили проходные "поступательные" баллы, а Центр оценки качества образования не огласил отметки, "Деньги" решили узнать, с какими трудностями будущие студенты уже столкнулись или столкнутся в будущем.

Трудности перехода

Одиннадцатиклассница Катерина Педченко говорит, что самая главная проблема новой системы -- полное непонимание учениками, работниками школ и вузов того, что это вообще такое и как с этим "жить". Например, уточняет Катя, учеников ее школы обязали проходить три теста (хотя, по идее, обязательным был только один -- украинский язык и литература). "Не совсем понятно, для чего нужно сдавать три теста, если для поступления в вуз мне необходим только один -- украинский язык и литература. А сертификаты по истории Украины и зарубежной литературе (это еще два теста, избранные девушкой. -- Авт.), которые мне в этом году не нужны, в следующем просто "сгорят", -- справедливо недоумевает будущая студентка.

Проблема не только в непонимании системы, но и в самих тестах. "Деньги" уже неоднократно писали о несоответствиях тестов школьной программе (см. №17--18 от 24.04 2008 и №19 от 8.05.2008, доступно на сайте www.dengi.ua).

"Если с тестами по украинской литературе и украинскому языку все более или менее понятно -- они соответствуют школьной программе, то тесты по истории Украины во многом не отвечают тому, что мы учили", -- подчеркивает Катерина Педченко.

Помимо этого, абитуриенты не готовы к тестированию морально. "При подготовке к тестированию максимум, что нам могли дать в школе, -- это несколько контрольных в виде тестов. Мы психологически не готовы к системе такого рода", -- утверждает Катя.

Представители вузов меньше возмущаются по поводу нововведений и вообще комментируют их аккуратно. Но не слишком благожелательно.

"При наборе будущих студентов мы сталкиваемся с несколькими проблемами. Одна из них -- объективная оценка качества знаний. Ведь больше, чем сам вуз, в качестве знаний будущих студентов никто не заинтересован. Мы и так каждый семестр отчисляем около полутора тысячи студентов за неуспеваемость, поэтому брать слабых нам нет смысла", -- уверяет первый проректор Национального технического университета "Киевский политехнический институт" Юрий Якименко.

Как говорит г-н Якименко, если проблема оценки качества знаний будет решена с помощью независимого государственного тестирования, то их вуз будет только рад. "Но это очень сложно. У нас восьмилетний опыт проведения подобных тестов (которые вуз проводил до введения новой системы самостоятельно. -- Авт.), каждый год проводилось тестирование 10 тысяч абитуриентов, поэтому мы знаем, насколько это сложно", -- уточняет Юрий Якименко.

Есть еще одна проблема, как отмечает первый проректор "Политеха". Она касается в основном технических вузов -- "свой" абитуриент к ним с улицы не приходит. "Конъюнктура рынка сейчас не такая, чтобы идти на инженеров, поэтому нам заранее нужно искать "своего" абитуриента", -- говорит представитель КПИ. Ранее вузы находили "своих" с помощью всяческих олимпиад и курсов довузовской подготовки. Абитуриент с соответствующим опытом за плечами получал при поступлении некие преференции. По идее, новая система их не отменила, хотя как будут сочетать старое и новое -- непонятно.

Виктор Базилевич, проректор по научно-педагогической работе Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, утверждает, что отрицать тестирование -- это уже ненормально. "Эти методики работают везде, и у нас в том числе. Но мы считаем, что было бы лучше, если бы вузам дали больше возможностей для определения уровня качественных характеристик тестов. Нас интересует также познавательная составляющая тестов", -- отмечает г-н Базилевич. Он имеет в виду, что ответы на тесты должны бы содержать не только "да" и "нет", число или имя. В них должны быть и обобщающие выводы, сравнительные характеристики (что, впрочем, делает весьма затруднительной компьютерную проверку. -- Ред.). "Специалисты высшей школы в этом году не в полной мере были привлечены к подготовке вопросов тестов", -- сетует Виктор Базилевич.

Как бы там ни было, представители вузов обещают: если студенты хорошо сдали тесты и исправно учились в школе, то проблем с поступлением у них не должно возникнуть. "Есть проблема организационного характера -- очень тяжело организовать проведение одновременного тестирования для 500 тысяч человек. Кроме этого, должно усовершенствоваться содержание самих тестов -- они, конечно, еще не оптимальны", -- резюмирует Юрий Якименко.

Конкурс

Честно говоря, в то, что проблем с поступлением не будет, верится с трудом. В частности, до сих пор не ясно, каким образом вузы будут отбирать соискателей. По крайней мере, универсальной системы "для всех" пока нет.

"Никто не знает этого, сама практика даст ответ. Так обезличенно абитуриенты в вузы еще не набирались. Приходят в вуз документы, и на одно место может быть много человек с одинаковым количеством баллов, а более склонных к той или иной специальности выбрать нельзя", -- отмечает Виктор Базилевич. Чтобы эту проблему решить, говорит он, нужно создать возможность как-то "профессионально более глубоко формировать контингент студентов".

Судя по общению с представителями высших учебных заведений (их "Деньги" обзвонили более десятка), в одних вузах "более глубокое формирование контингента" будет означать дополнительное собеседование, в других -- дополнительные экзамены по предметам, которых не было в перечне тестов, в третьих -- и то, и другое. Четвертые будут симпатизировать тем, кто посещал их подготовительные курсы и имел там успех. Пятые будут тщательно изучать грамоты с олимпиад, школьный аттестат, а также всяческие приложения к аттестату. К примеру, те же отметки выпускных школьных экзаменов, которые непонятно почему в этом году тоже есть.

"Я лично запуталась. В результате у меня, грубо говоря, будет три бумажки -- сертификат по результатам тестирования, вкладыш с оценками за школьные экзамены и непосредственно сам аттестат", -- говорит Катерина Педченко.

Запутаться тут немудрено. Кроме всего прочего, нет ясности по поводу того, как будут рассматриваться апелляции на результаты независимого тестирования и как результаты и сроки проведения апелляции будут учитываться при поступлении… "Деньги" уже писали, что в Центре независимого тестирования обещают рассмотреть все "жалобы" в течение пяти дней. Но если их будет слишком много, сможет ли Центр обработать все обращения в обещанные сроки? А сколько их будет, пока никто предсказать не берется.

Советы поступающим

Первый, и самый главный совет, -- не верить слухам. То есть, если абитуриент получает какую-то информацию "от друзей" об интересующем вузе, лучше все проверить самостоятельно -- позвонить в вуз и подробно расспросить. 

Совет номер два -- вместе с основными документами при поступлении подавать всяческие грамоты, наградные листы и так далее. "Во многих вузах существуют отдельные условия участия в конкурсе. Каждый вуз ставит свои условия для отдельных абитуриентов -- таких, как победители олимпиад или же выпускники довузовской подготовки вуза, в который подаются документы. Поэтому необходимо к основному пакету документов прилагать любые документы, которые свидетельствуют о таких достижениях, уровне знаний выше среднего", -- советует проректор по научно-педагогической работе Харьковского национального экономического университета Александр Зима.

Третья рекомендация -- следить за сроками. Поскольку абитуриент может подавать копии документов во множество вузов, он должен четко ориентироваться в сроках приема документов в каждом вузе. "Не стоит затягивать с принятием окончательного решения о поступлении и подачей оригиналов документов в избранный вуз. Может случиться, что будущий студент примет решение подать документы (оригиналы. -- Ред.) в один из вузов, в который он теоретически уже поступил (по результатам подачи копий. -- Ред.), но будет поздно, так как набор уже будет закрыт. В среднем лучше это сделать до 15 июля", -- предостерегает г-н Зима.

И, наконец, лучше подавать документы одновременно в несколько вузов. Если не удастся поступить в самый желанный, то, по крайней мере, нужно себя подстраховать от "протирания штанов" дома аж до следующего "поступательного года". Потом можно будет попробовать "перевестись" на другой факультет или даже в другой вуз.

 Правила подачи

Какие документы понадобятся при поступлении
-- Копия сертификата (сертификатов) по предмету, пройденному на независимом тестировании.
-- Аттестат о получении полного среднего образования с вкладышем.
-- Медицинская справка.
-- Заявление о поступлении.
-- Фотографии (обычно -- 4 шт. "паспортного формата").
-- Абитуриенты, которые имеют право на льготы, должны предоставить дополнительные документы.

ИТОГО:  Абитуриентам-2008 придется несладко: они первые в истории Украины сдают независимое гостестирование. Никто в вузах до конца не знает, как именно все будет происходить. "Деньги" обещают и дальше отслеживать ситуацию с поступлением.

Где еще почитать

о тестах и поступлении:
1. www.testportal.com.ua
2. www.dengi.ua
3. http://science.kharkov.ua/higher-education
4. www.gotostudy.com.ua
5. www.osvita.com.ua
6. http://uaportal.com/Science/Education

Тестирование пока проходит мирно 15.05.2008

Прошел третий этап независимого тестирования 08.05.2008

Какой вуз выбрать: как достичь компромисса с детьми 06.03.2008

Тимошенко будет лично контролировать независимое тестирование школьников 23.04.2008

Вакарчук считает, что «первый блин» получился не комом  23.04.2008

Сегодня состоится первый тур независимого тестирования школьников 22.04.2008

Завтрашнее тестирование не отменяется, - Вакарчук 21.04.2008

Ющенко не желает отмены внешнего тестирования школьников 21.04.2008

Абитуриентов потестят 14.02.2008