Как автодилеры относятся к клиентам

Договор покупки авто -- страшная тайна?

Выбирать подано

Конечно, покупатели сперва выбирают марку и модель авто, а уж потом дилера, к которому пойдут за ним. Но "Деньгам" известны случаи, когда намерения относительно конкретных бренда и модели менялись в результате близкого знакомства с дилером. Кому охота покупать авто, если условия в договоре о поставке антигуманны? Или если ближайшее СТО находится в полутысяче километров от места "постоянного проживания" будущей покупки? Тем и полезен наш рейтинг, что позволяет оценить дилеров ДО, а не ПОСЛЕ обращения к ним. Самим дилерам наш рейтинг тоже крайне полезен -- ну где еще их маркетинг-директора найдут столько информации о конкурентах, собранной воедино? :)

Дилеры, торгующие разными марками авто, очень по-разному относятся к своим клиентам: отличается и уровень сервиса, и готовность обслуживать потенциальных покупателей, и прозрачность политики. Неважно, покупается авто за $10 тыс. или за $150 тыс. -- в любом случае можно нарваться и на грубого менеджера, и на некомпетентных продавцов, и на некачественный сервис.
По сравнению с прошлым годом, когда "Деньги" впервые ставили оценки столичным официальным дилерам, многое изменилось.
Во-первых, теперь торговцы ведут себя еще более "уверенно" в общении с будущими покупателями. Возможно, это как-то связано с немыслимыми темпами продаж новых машин в Украине. Ведь только в 2007 году в нашей стране было продано более полумиллиона легковых авто. При таком бешеном спросе к чему напрягаться?
Во-вторых, дилеры теперь без особой радости общаются и с журналистами. Очевидно, все силы приходится тратить на удовлетворение бушующего спроса.

Объять необъятное

Отобрать из сотен украинских автодилеров тех немногих, которых без терзаний совести можно будет сравнивать друг с другом, оказалось довольно сложно. Мы решили сосредоточить свое внимание на представителях тех марок, которыми больше всего интересуются украинцы. Из всех официальных дилеров брендов мы отобрали наиболее крупные и "раскрученные".
Правда, после начала общения с ними список пришлось корректировать. Вместо того чтобы понаставлять "нулей" самым зловредным и несговорчивым торговцам, мы вычеркивали их из своего списка и обращались к тем их прямым конкурентам, с которыми хоть как-то было можно работать. Поэтому в итоговую таблицу не попали самые "замкнутые" салоны, а те, кто попал, -- уже молодцы!

"Недостаточно быть просто торговцем. Необходимо быть профессионалом в области продаж и сервисного обслуживания автомобилей. Только в этом случае кандидатура потенциального дилера рассматривается в качестве претендента на статус официального дилера", -- уверяет директор по развитию дилерской сети SsangYong корпорации "АИС" Руслан Шашкин. По его словам, к официальным дилерам этой корейской марки предъявляются жесткие требования по площади салона, наличию современного сервисного центра, оборудованного подъемниками грузоподъемностью 3,5--4 т, и наличию склада запасных частей.
Но "Деньги" интересовались более приземленными вопросами: насколько готовы продавцы помочь покупателю при выборе и покупке, каковы отношения дилеров с банками и страховыми компаниями, какова вероятность получения качественного послепродажного обслуживания и предоставляет ли дилер дополнительные услуги.

Если честно, после двух недель общения с автосалонами картина нарисовалась не больно веселая -- уж слишком часто продавцы хамили в телефонном общении, да и консультационной помощи не оказывали.
Договоры заказа автомобиля тоже почему-то показывать не желали, ссылаясь на то, что это конфиденциальная информация. Хотя в прошлом году она была очень даже открытой, и "Деньгам" удалось ознакомиться с условиями сделок у официальных дилеров большинства марок. Еще одно неприятное изменение -- сроки ожидания выбранного автомобиля у очень многих дилеров растянулись на несколько месяцев. Единственный показатель, по которому заметны позитивные изменения, -- количество СТО. Правда, это заслуга скорее крупных импортеров, нежели конкретных дилеров, попавших в наш рейтинг.

Учет и контроль

Свое исследование "Деньги" проводили в три этапа. На первом к дилерам обращался наш корреспондент с вопросами о банках и страховых компаниях, с которыми сотрудничает дилер, о количестве СТО, наличии комиссионных площадок, предоставлении ассистанса и просил показать договор заказа автомобиля, в котором указаны размер предоплаты, срок поставки, а также ответственность сторон за неисполнение этих условий. Дилеры отвечали (как правило, весьма неохотно и не на все вопросы). 

На втором этапе совсем другой корреспондент "Денег" звонил в автосалоны и пытался приобрести определенный автомобиль, спрашивая о наличии базовых комплектаций на складе, очередях и сроках ожидания. Ну вот возникла у человека необходимость обзавестись авто аккурат накануне проведения нашего рейтинга. Впечатлениями нашего коллеги мы живо интересовались -- наши читатели тоже смогут с ними ознакомиться.
В конце концов все полученные данные заносились в таблицы, и на их основании составлялись субрейтинги. Например, по тем немногим договорам, которые удавалось вырвать у дилеров, настроенных до последнего защищать свою "коммерческую тайну", был составлен юридический субрейтинг -- его результаты можно увидеть в таблице "Самые правильные"

Данные, касающиеся финансовых условий покупки, заносились в другую таблицу, и на ее основе был составлен финансовый субрейтинг -- "Самые щедрые". На позицию дилера в этой таблице больше всего влиял размер предоплаты, которую он просит. А кроме того, количество банков, с которыми он сотрудничает, и их финансовые условия, и количество страховых компаний, которые готовы застраховать машину, купленную у этого дилера.
Универсальность дилера, можно даже сказать "масштаб личности" салона как предприятия :) отражен в субрейтинге "Самые универсальные". На позицию в этой таблице влияло количество брендов, которые представляет дилер, количество СТО в Киеве, где можно пройти гарантийное обслуживание, а также количество областей Украины, где есть СТО. Именно эта, последняя, характеристика и была самой весомой при подсчете баллов, выставленных за универсальность. 

Ну и, наконец, тем потенциальным автолюбителям, которых не испугали баллы приглянувшегося салона в предыдущих субрейтингах, стоит обратить пристальное внимание на таблицу "Самые услужливые". По ней о дилере можно узнать почти все. :) На позицию в этой таблице влияли: наличие на складе дилера базовой комплектации той модели, которую мы запрашивали; срок ожидания нужной комплектации; размер вознаграждения дилера за оформление машины; готовность его менеджеров общаться по телефону; стоимость первого гарантийного ТО для запрашиваемой модели; наличие очереди (свыше недели) на ТО; наличие услуги ассистанс; наличие комиссионной площадки и размер комиссии.
Баллы по четырем субрейтингам суммировались и в равных пропорциях влияли на балл дилера в общем рейтинге. Его можно увидеть в таблице "Самые-самые".

Как уже говорилось, когда покупатель выбирает автомобиль, в большинстве случаев он выбирает определенную марку и модель, а не торговца. Более того, теоретически, все официальные дилеры определенной марки должны соответствовать единым критериям и стандартам. Но это только теоретически. На деле же степень любви к клиентам у всех торговцев разная, о чем и свидетельствует наш рейтинг. Конечно, не стоит слепо руководствоваться рейтингом при поиске салона для покупки машины, но он помогает составить представление о том, насколько торговцы на деле рады своим покупателям.

Самые-самые

Общий рейтинг автодилеров

Место

Дилер

Общий рейтинг

Юридический рейтинг

Финансовый рейтинг

Рейтинг по универсальности

Рейтинг по сервису

1

«Илта»

0,52

0,39

0,61

0,23

0,87

2

«Автоцентр на Столичном»

0,39

0,15

0,3

0,34

0,79

3

«Ауди Салон Автосоюз»

0,39

0,55

0,11

0,05

0,84

4

ДП «Авто-Киев»

0,38

0,7

0,24

0,05

0,52

5

«Автомобильный Дом «Украина»

0,37

0,15

0,24

0,2

0,88

6

«Франсавто. АИС-Ситроен-Центр»

0,37

0,1

0,24

0,51

0,63

7

«Корея Моторс»

0,37

0,15

0,4

0,21

0,71

8

«Николь Моторс»

0,36

0,4

0,17

0,07

0,79

9

«Атлант-М Лепсе»

0,35

0,15

0,23

0,13

0,89

10

«АВТО Интернешнл»

0,34

0,15

0,4

0,11

0,7

11

«Автоцентр на Кольцевой»

0,32

0,15

0,29

0,45

0,41

12

«Тойота Центр Киев «Автосамит»

0,32

0,15

0,25

0,11

0,76

13

«АвтоЦентр-Киев»

0,31

0,17

0,22

0,13

0,7

14

«Мега-Моторс»

0,29

0,15

0,25

0,13

0,64

15

«Кий Авто»

0,29

0,15

0,23

0,1

0,67

16

«Автомобильный центр Голосеевский»

0,29

0,15

0,24

0,13

0,63

17

«Виннер Автомотив Украина»

0,28

0,15

0,12

0,11

0,75

18

АМК

0,27

0,15

0,25

0,2

0,49

19

«Лексус Сити Плаза»

0,26

0,15

0,03

0,07

0,79

20

«Лада Украина»

0,23

0,15

0,15

0,09

0,525

21

«Паритет Моторс»

0,22

0,15

0

0,19

0,54

22

«Авто-Актив»

0,2

0,15

0

0

0,67

23

«Днипро Мотор Инвест»

0,18

0,15

0

0

0,6

24

«Росавто»

0,16

0,39

0,1

0,14

0

ИТОГО:  По сравнению с прошлым годом желание общаться с клиентами у дилеров слегка угасло, а цены на автомобили выросли примерно на 10%. Зато ассистанс стал более распространенной услугой, да и количество СТО в стране увеличилось.

Где еще почитать:

http://fin.dengi.ua/kupit/avto.html

Как автодилеры относятся к клиентам 24.04.2007

Договор покупки авто -- страшная тайна? 24.04.2007

Skoda Fabia Combi -- уже продается 24.04.2008

Новое спорткупе Infiniti -- G37 24.04.2008

КАСКО на неполную стоимость авто -- это риск 17.04.2008

Не покупай автомобиль на последние деньги 03.04.2008

На чем ездить бизнесмену? 03.04.2008

Чем хорош С-класс 10.04.2008