Свершилось -- страну приняли во Всемирную торговую организацию. Увы, полной ясности, чем "светит" Украине вступление в ВТО, до сих пор нет: условия вступления в процессе переговоров засекретили, и раскрывать информацию начали только теперь. Тем не менее, кое-что можно сказать.
Во-первых, мгновенных изменений не последует: парламент еще должен ратифицировать протокол о присоединении страны к Всемирной торговой организации и принять около десяти законов. И это до 4 июля 2008 года. А спустя еще 30 дней страна "совсем войдет" в ВТО.

Во-вторых, по множеству позиций Украине предоставлен переходный период -- где три года, где пять… К примеру, ввозные пошлины на крепкий алкоголь государство обязалось отменить к 2011 году. Хотя Виктор Ющенко уже пообещал приток инвестиций в страну и выигрыш от вступления в ВТО для металлургов и химиков. Если это состоится, то в стране прибавится денег.

"Деньги" же больше интересовали последствия для украинского потребителя.

Автомобили и другая техника.
Автоторговцы говорят, что снижения цен на новые машины не будет. Но они уже ждут передела на рынке.

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко утверждает: "Межправительственное Соглашение с Россией предусматривает нулевую пошлину на автомобили из РФ. Это явное нарушение основных принципов ВТО, и Украине придется либо разорвать соглашение, либо вывести из него автомобили и машинокомплекты". После этого, по его словам, ВАЗ, ГАЗ, УАЗ подорожают на 12%. Впрочем, есть у автоторговцев и поводы для печали: Украина обязалась отменить запрет на ввоз автомобилей старше восьми лет.

Александр Абаринов, исполнительный директор Всеукраинского объединения торговцев транспортными средствами, предрекает: "Это будет катастрофой для Украины. В стране отсутствует цивилизованный рынок по комиссионной продаже автомобилей, бывших в употреблении. Это приведет к дальнейшей тенизации продаж б/у автомобилей".

Ездить же на авто не станет ни дешевле, ни дороже. Александр Шпак, президент Лиги нефтепромышленников Украины, предсказывает: "Не стоит ждать ни сколько-нибудь существенного экспорта украинских нефтепродуктов в Европу, ни засилья европейского бензина на нашем рынке".

А вот торговцы электроникой и бытовой техникой предрекают приход в страну новых крупных зарубежных игроков-розничников. Это, скорее всего, повлечет за собой некоторое снижение цен. Плюс ассортимент вырастет.

Еда и напитки.
Опрошенные "Деньгами" эксперты сходились в одном: в краткосрочной перспективе можно ждать увеличения импорта, но не слишком большого.
"Мясникам" придется, возможно, сложнее всех. Алексей Гаврилов, председатель наблюдательного совета Группы "Рамбурс", опасается: "Украина может стать рынком сбыта для некачественной мясной продукции". Но цены на мясо могут упасть.

Подешевеет также и вино. Наталия Ворожейкина, директор по маркетингу ЗАО ЗМВК "Коктебель", говорит: "В большом количестве на полках наших магазинов появится конкурентное импортное вино. В первую очередь это будут вина Нового Света -- ЮАР, Чили, Аргентины, Новой Зеландии".

А кондитеры конкуренции с соседями не боятся. Андрей Дикунов, генеральный директор кондитерской компании "АВК", предсказывает: "Мы можем прогнозировать некоторое увеличение импорта, но он будет занимать лишь незначительную долю. Не ожидаем мы и массового прихода других транснациональных производителей в Украину".

Строительство.
Генеральный директор ГК "Магистр Недвижимость" Андрей Козачек предрекает более лояльные условия для иностранных инвесторов и застройщиков, что спровоцирует приход на украинский рынок иностранных строительных и инвестиционных компаний. Но зайдет их, по его словам, немного, и это мало повлияет на изменение цены в сторону уменьшения.

Авиаперелеты.
Украинские авиаперевозчики опасаются захода в страну "лоукостеров" -- компаний, перевозящих пассажиров по низким ценам. Поэтому Арон Майберг, генеральный директор авиакомпании "Аэросвит", ждет увеличения конкуренции и уповает на правительство, которое должно предпринять решительные шаги, чтобы за ближайшие три-четыре года украинские авиаперевозчики достаточно окрепли. При этом он считает, что вступление Украины в ВТО позволит расширить и обновить парк самолетов.

Финансовая сфера.
Ассоциация украинских банков заявила о том, что вступление негативно отразится на банковской сфере. "Мы "сдали" банковский рынок иностранцам", -- отметил президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко.

Сразу после вступления страны в ВТО возможность работать в Украине получат филиалы иностранных банков. Однако Нацбанк еще не разработал нормативные документы, регулирующие порядок регистрации и работы филиалов-нерезидентов. Для филиалов страховщиков рынок откроется только через пять лет после вступления Украины в ВТО.

Открытие границ может привести к тому, что некоторые сегменты финансового рынка (например, потребительское кредитование, страхование жизни, здоровья и прочее) будут полностью захвачены иностранцами. "Вступление в ВТО, фактически, будет означать возможность прихода иностранных банков, которые ранее не входили на рынок, и их единственной целью будет финансирование кредитных программ для населения", -- считает аналитик инвестиционной компании "Альфа Капитал Украина" Сергей Кульпинский.

Граждан подобная перспектива должна скорее радовать. "Принцип справедливой конкуренции будет способствовать снижению процентных ставок, расширению финансовых инструментов и повышению качества банковских услуг. Для вкладчиков снижение доходности депозитов повысит их надежность и создаст предпосылки для роста фондового рынка", -- отмечает директор казначейства Укргазбанка Андрей Пономарев.

К слову, о фондовом рынке. Олег Морква, генеральный директор КУА "ИНЭКО-Инвест", ожидает, что в случае затухания мирового финансового кризиса в первом квартале текущего года и постепенной стабилизации ситуации средний рост цен на акции украинских предприятий за год может составить 30--50%.
А вот страховщики больших подвижек не ждут. Александр Павленко, генеральный директор ОАО "Страховая компания "Универсальная", полагает, что большинство заинтересованных иностранных игроков уже присутствуют в отечественной отрасли. По его словам, снижения стоимости страховых продуктов однозначно не будет.

  Подождем?

Что может стать дешевле после вступления Украины в ВТО*

Авиабилеты
Электроника и бытовая техника
Вино
Мясо
Туристические услуги
Кредиты

* -- Но не сразу.
           

ИТОГО: после вступления в ВТО Украину ожидает ужесточение конкуренции на многих рынках. И снижение цен на некоторых из них.

Вступили в ВТО: что далее? 14.02.2008

Украину приняли в ВТО. Следующая – Россия?!    05.02.2008

Что будет с автомобильным рынком после вступления в ВТО? 07.02.2008

ВТО принесет Украине $5 млрд. ежегодных инвестиций – Ющенко 06.02.2008