По данным телеком-операторов, в 2014 году было зарегистрировано 6 тысяч случаев воровства кабелей и вандализма. А в 2017 году их число, по оценкам операторов может достичь почти 30 тысяч.
Читай также: Бизнес по-быстрому: украинцам массово обрезают интернет
Массовые повреждения инфраструктуры связи и телекоммуникаций уже приводят к тому, что страдают важные объекты, бизнес и население. По данным компании “Укртелеком“, в течение 2017 года более миллиона абонентов оставались в разное время без связи. “А убыток игроков телеком-рынка за два года превысил 500 млн. грн“, – такие данные озвучил летом 2017 года Петр Чернышев, президент компании “Киевстар“.
Из-под земли
Больше всех от воровства медной проводки страдает “Укртелеком“. Так как оператор является собственником более 90% кабельных канализаций электросвязи (ККЭ), за которыми и охотятся преступники.
Как свидетельствуют данные компании, в среднем по Украине количество краж кабеля за 11 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года выросло на 11%, – зафиксировано 19,2 тысяч случаев. А с 2015 число краж выросло на 55%. Но в Закарпатской области, например, рост составил 111%, в Житомирской – 100%, в Тернопольской – 91%, а в Киевской – 72%.
При этом наибольшее число преступлений происходит в Днепропетровской, Запорожской, Харьковской и Киевской областях. Во-первых, в этих регионах находятся крупные узлы, которые отвечают за связь в целом по Украине. А значит, там есть что воровать. Например, 11 октября злоумышленники последовательно в течение нескольких часов повредили магистральные оптические кабели в Киевской и Днепропетровской областях, что привело к отключению интернета в Херсонской, Николаевской, Запорожской областях и Мариуполе. В Днепропетровской области злоумышленники раскопали в поле кабельный колодец и вынули соединительную муфту. Очевидно, их целью была не кража меди, а разрушение систем телекоммуникаций. Во-вторых, Днепр, Запорожье и Харьков – это, по сути, прифронтовая зона. Соответственно, через сети, которые пролегают в этих регионах, налажена связь с подконтрольными районами Донецкой и Луганской областей. Также сетями пользуются украинские подразделения, расположенные в зоне АТО. Поэтому повреждение коммуникаций значительно упрощает задачу агрессору и его пособникам.
Сотня за кило
Читай также: Тарифы Укртелекома на домашние телефоны с 1 января вырастут
Изначально воров очень прельщала жажда легкой наживы. Сбыт меди – дело прибыльное. За килограмм медного лома дают 100-140 грн, за 1 кг кабеля – 140-150 грн. К тому же, в Украине нет никаких сложностей со сбытом краденного: еще в 2015 году было упразднено лицензирование пунктов по приему металлолома и контроль оборота цветных металлов, де-факто, отсутствует. В итоге, такие интернет-ресурсы как Olx.ua, Prom.ua буквально пестрят объявлениями компаний, готовых приобретать цветные металлы, не задавая лишних вопросов.
Корреспондент “Денег“ связался с несколькими пунктами по приему цветного металлолома. И на предложение купить пару десятков килограммов медной проводки все дали положительный ответ. Некоторые даже предложили услугу самовывоза.
Кроме того, очевидно, что львиная доля ворованной меди уходит за пределы страны. “Ведь, несмотря на то, что в Украине нет добычи меди, экспорт сырья значительно растет“, – говорит Виктория Рубан, PR-директор Vodafone Украина.
По данным Государственной фискальной службы, за 11 месяцев 2017 года объем экспорта меди и медных изделий составил 26,8 тыс тонн, что в 1,5 раза больше, чем за весь 2016 год и в 2,5 раза больше, чем за 2015 год.
При этом продукции, которая относится к коду 7407 УКТВЭД (пруты, бруски и профили медные), в 2015 году вывезено из Украины всего лишь 1,4 тыс тонн на 6,3 млн. долл., в 2016 году – 1,9 тыс тонн на 8,2 млн. долл., а в 2017 году будет экспортировано от 3 до 3,5 тыс тонн на сумму от 13 до 15,5 млн. долл.
Зона опасности
Помимо краж медного кабеля, также участились случаи повреждения оптоволоконных магистралей, хотя оптоволокно с точки зрения заработка никакой ценности не представляет. По данным “Укртелекома“, за 11 месяцев 2017 было зафиксировано 709 подобных случаев. Из них злоумышленных повреждений магистральных оптических линий – 250. “Основная опасность для отрасли заключается в том, что некие группы знают, где копать, чтобы перерубить кабель связи“, – комментирует Михаил Шуранов, директор по корпоративным коммуникациям “Укртелекома“.
Операторы считают, что факты повреждения оптоволокна не что иное, как диверсионные действия. И есть явные признаки того, что повреждают не просто так, а тестируя систему в целом: как реагирует сеть, насколько быстро проводятся восстановительные работы. Так как большая часть случаев зафиксирована в непосредственной близости к зоне АТО. Разрушение кабельных систем в прифронтовой полосе – прямая угроза национальной безопасности, поскольку каналы связи являются критически важными элементом стратегической инфраструктуры.
Тот же “Укртелеком“ обслуживает в общей сложности 940 объектов служб чрезвычайных ситуаций, 2000 объектов Министерства обороны, 2240 медицинских учреждений, 2600 структур и объектов правоохранительных органов. И пока операторы занимаются восстановлением поврежденной сети, отсутствие доступа к телефонам служб 101, 102, 103,104 может создать вполне реальную угрозу жизни людей в отдельных населенных пунктах и даже в целых районах. В условиях войны и растущего вала вандализма и воровства логично предположить, что силовики начнут охоту на охотников за кабелем? Нет, силовики настроены крайне благодушно.
Штраф – и свободен
К сожалению, правоохранители демонстрируют крайне низкую эффективность в борьбе с подобными преступлениями. “Наши техники и служба безопасности неоднократно задерживали злоумышленников прямо на месте преступления. На вызов приезжала полиция, но практически на следующий день этих людей отпускали на свободу“, – рассказала “Деньгам“ Инна Калинина, PR-менеджер компании ВОЛЯ.
Читай также: Когда в Украине внедрят 4G и сколько это будет стоить
До суда доходит лишь 8-10% дел. Большая часть – закрывается. Хищение кабелей, как правило, квалифицируется как кража по ч.1 ст.185 Уголовного Кодекса. Максимальное наказание по данной статье – штраф в размере 860 грн “И ни одно из совершенных преступлений не было квалифицировано по статье 360 УКУ – умышленное повреждение линий связи. Хотя в этом случае предусмотрен не только штраф от 1700 до 3400 грн, но и исправительные работы на срок до одного года или ограничение свободы на срок до двух лет“, – приводит пример Виктория Рубан.
А при повреждениях оптического кабеля полиция и вовсе не принимает заявления, так как, по мнению правоохранителей, отсутствует состав преступления. Ведь ничего украдено не было.
Дальше уже некуда
Телеком-операторы считают, что нужно, прежде всего, ужесточить ответственность не только за хищение кабелей и повреждение сетей, но и наказывать тех, кто скупает краденое. Как это предписывает статья 198 УКУ. Кроме того, к ворам необходимо применять упомянутую уже ст. 360 УКУ, или хотя бы квалифицировать преступления по ч. 2-3 ст.185 (“кража, совершенная повторно или по предварительному сговору группой лиц“ и “кража с проникновением в жилье, другое помещение или хранилище, либо причинившая значительный ущерб потерпевшему“), за что предусмотрено лишение свободы сроком до 5-6 лет.
Также важно внедрить контроль деятельности пунктов приема цветных металлов вместе с запретом на прием резаного медного кабеля от физических лиц. Такой запрет, к слову, содержится в тексте законопроекта №6454, одним из соавторов которого является Александр Данченко – председатель парламентского Комитета Верховной по вопросам информатизации и связи, бывший глава компании Datagroup (компания – крупный и уважаемый оператор передачи данных). Этот же документ предусматривает ограничение на наличные расчеты при приеме кабеля и другой продукции из меди.
Еще одна здравая идея – квотировать экспорт меди. Это ограничение значительно остудит пыл тех, кто пытается вывозить краденый металлолом за пределы Украины, и упростит задачу для силовых структур, которые занимаются розыском похищенного имущества.
Светлана Шмелева