Во избежание истерик #Подождите_100_дней, сразу скажу: нет у нас 100  дней! Вообще нет. И 60  – нет. И по поводу всех необходимых реформ у меня только один ответ: “Это нужно делать срочно и делать надо было вчера“.

Начну с политики. Пока она не начала с нас: предвыборные рейтинги первых пяти политсил стремительно выравниваются – так говорится во всех без исключения публикуемых результатах соцопросов. Выравниваются потому, что президентская политсила программу опубликовала, как то полагается по закону, но пакет первоочередных законопроектов для внесения в Раду после выборов  так и не предъявила. Даже сторонники действующего президента, которые гиперактивничали в марте и апреле, сейчас не скрывают своего раздражения.

Читай также: От “Слуги народа“ в Раду идет кум Медведчука, у которого есть вилла в Вене

Казалось бы, опубликуй пачку законопроектов по налоговой, судебной, дерегуляционной и прочим реформам – получи искомый результат на выборах. Но нет. Очень похоже, что с экономической политикой будет та же ерунда, что случилась у Януковича и его Партии регионов, – они таки взяли в 2012 году всю полноту власти в Раде, но вместо перезапуска экономики стали почивать на лаврах. Закончилось это быстрым обвалом в стагнацию – в 2013 году экономика Украины не росла, а реально схлопывалась. Тот 0% прироста ВВП, что был показан по итогам 2013 года, – это результат административного выдавливания бизнеса из тени вкупе с реальным снижением ВВП. И это при том, что цены на сырье в тот период росли, то есть экономика должна была бурлить.

Сейчас, несмотря на риски мирового экономического кризиса, о котором орут МВФ и другие уважаемые структуры, цены на сырье снова начали расти. Это дает Украине некоторый шанс пропетлять осень-зиму и без активных реформ. И это ужасно, на самом деле. Потому что за ростом непременно последует спад. Но выйдем мы к началу спада с гораздо меньшим запасом прочности.

Читай также: Экономический прогноз на III квартал: Какие цены ждут украинцев

Агентство Moody’s 4 июля опубликовало прогноз для украинской банковской системы, сменив его с “позитивного“ на “стабильный“ именно ввиду рисков торможения украинской экономики. И тот факт, что украинская экономика растет медленнее, чем мировая в целом, – это приговор отечественной экономической политике за бездарно упущенные 2000–2019 годы. Да, именно так, за последние 17  лет. Исключение составляет лишь пара лет после кризиса 1998 года – когда была активная дерегуляция и запуск упрощенной системы налогообложения.

Кабмин 5 июля на своем заседании должен был утвердить план реформирования системы налоговых и таможенных органов. На момент подписания номера в печать документ не был еще опубликован. Но по предварительным данным, было известно, что конкурсы на заместителей главы ГНС Кабмин планирует провести… в четвертом квартале 2019 года. А разработку KPI для своих сотрудников от ГНС собирались потребовать… до конца года. И правильно, чего спешить: налоговые накладные блокируются, податкивци и силовики кошмарят собравших урожай фермеров, трудовые проверки (стр. 13) реанимируются.

Вишенка на торт: президент 5 июля своими указами уволил с должности зампредседателя Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) государственного уполномоченного Андрея Вовка, а также еще двоих государственных уполномоченных АМКУ – Валерия Полюховича и Агию Зегребельную. Г-жа Загребельная была известна благодаря нескольким громким и успешным кейсам в борьбе с монополистами. Видимо, новые такие кейсы не нужны.

Александр Крамаренко

Статья из Журнала “Деньги“ №13 от 5 июля 2019 года.


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook