Бизнес и ВУЗ: как предприниматели разивают образование в Азии, Америке и Украине

В США 15–20% богатейших бизнесменов, вошедших в первую 500-ку рейтинга Forbes, систематически направляют миллиарды долларов на образовательные проекты.
Ye Lin Wai  / unsplash.com
Ye Lin Wai / unsplash.com

Украинские миллиардеры из списка Forbes потенциально могут финансировать развитие университетов и научных кампусов, однако на практике этим занимаются лишь единицы. В отличие от Украины, в США 15–20% богатейших бизнесменов, вошедших в первую 500-ку рейтинга Forbes, систематически направляют сотни миллионов, а иногда и миллиарды долларов на образовательные проекты. К примеру, благотворительный фонд Билла и Мелинды Гейтс или Маккензи Скотт, бывшая жена основателя Amazon Джеффа Безоса, выделяют значительные суммы на строительство кампусов, инновационных лабораторий, библиотек, бизнес-школ и учебных аудиторий в американских университетах.

Об этом пишет «Зеркало недели».

Читай также:

Отмечается, что одним из ярких примеров является Калифорнийский университет в Беркли. Этот государственный вуз практически полностью обеспечен частными пожертвованиями: подавляющее большинство зданий – будь то аудитории, библиотеки или лаборатории – построены или отремонтированы благодаря финансированию от частных компаний и семей. На 95% зданий указаны имена меценатов, внесших свой вклад в их создание.

Возведение инновационной лаборатории или корпуса университета обходится в сумму от 5–7 до 50 миллионов долларов. Размер пожертвования зависит от проекта: это может быть исследовательская лаборатория, культурный центр, спортивный комплекс или библиотека. Даже небольшие меценатские взносы, например, на строительство учебных аудиторий, составляют от 0,5 до 2 миллионов долларов.

Эндаумент-фонд Беркли накопил 7,5 миллиарда долларов за более чем вековую историю университета. Эти средства не расходуются напрямую, а инвестируются, а проценты от вложений идут на развитие учебного заведения и его научных программ.

Другой пример – частный Стэнфордский университет, один из самых престижных вузов мира. Его эндаумент-фонд достигает 37,5 миллиарда долларов, а годовой бюджет составляет 4,5 миллиарда. Эти средства направляются на модернизацию оборудования, выплаты преподавателям, стипендии талантливым студентам со всего мира, научные исследования и инновационные проекты. Стэнфорд также известен тем, что его выпускниками стали 87 лауреатов Нобелевской премии.

Почему американский бизнес активно финансирует университеты

Как пишет издание, существует три ключевых фактора, способствующих развитию корпоративной благотворительности в сфере образования в США, а именно:

  • Налоговые стимулы. Американское законодательство предусматривает значительные налоговые льготы для компаний, жертвующих средства на образование и гуманитарные проекты. Бизнес может включать такие пожертвования (до 10% от прибыли до налогообложения) в свои расходы, снижая налоговую нагрузку. В результате многие компании направляют 8–10% чистой прибыли на благотворительные инициативы, включая поддержку университетов. В Украине же подобные пожертвования облагаются налогом на прибыль в 18%, что значительно снижает их привлекательность. Недавно принятый законопроект № 12328-д позволяет до 8% налогооблагаемой прибыли направлять на благотворительность без налогообложения, но эта мера действует лишь в период военного положения.
  • Корпоративное управление университетами. В американских вузах существует эффективная система управления, включающая наблюдательные и опекунские советы, а также Advisory Board, которые регулярно отчитываются перед донорами. В Стэнфорде, например, в таких советах присутствуют потомки основателей университета и представители бизнеса, вкладывающего средства в его развитие. Это обеспечивает прозрачность и эффективность использования благотворительных средств. В Украине же менеджмент вузов зачастую не умеет взаимодействовать с потенциальными меценатами. Бизнесмены, готовые инвестировать миллионы долларов в модернизацию университетов, сталкиваются с бюрократией и неэффективностью руководства вузов, что существенно тормозит процесс финансирования образовательных проектов.
  • Культура меценатства. В США широко распространена идея «возвращения обществу» (GIVE BACK TO SOCIETY), согласно которой успешные предприниматели инвестируют в развитие страны и поддерживают систему образования. Они верят в долгосрочное будущее своей страны и ее институтов. Например, в Стэнфорде действует Институт Гувера, финансируемый частными донорами и имеющий эндаумент-фонд в 850 миллионов долларов. Его основная цель – подготовка будущих американских политиков и чиновников.

Возможно ли внедрение таких моделей в Украине?

Отмечается, что украинские предприниматели редко планируют инвестиции в образовательные проекты на 20–30 лет вперед, поскольку уровень неопределенности в стране слишком высок. Они не уверены, что их компании просуществуют более пяти лет, а потому не готовы вкладываться в долгосрочные инициативы. К тому же отсутствует доверие к государству и его стратегии развития. Если бизнес в Украине начнет мыслить стратегически, а университеты перейдут на современную модель управления с профессиональными топ-менеджерами, то сотрудничество предпринимателей и образовательных учреждений станет более эффективным.

Азиатский опыт: Сингапур и Вьетнам

Как пишет издание, в небольшом Сингапуре (население – 5 миллионов человек) правительство ежегодно инвестирует в образовательную инфраструктуру 1–2 миллиарда долларов. Эти вложения позволяют привлекать ведущих преподавателей, ученых и формировать страну как международный образовательный хаб.

Вьетнамская IT-компания FPT Software также активно финансирует образование, несмотря на меньший оборот по сравнению с крупнейшими украинскими IT-компаниями. Она уже построила шесть университетских кампусов, в которых обучается 14 тысяч студентов. В то время как украинские компании в лучшем случае выделяют сотни тысяч долларов на ремонт аудиторий и закупку оборудования.

Украинские примеры меценатства

Сообщается, что несмотря на сложную ситуацию, в Украине также есть предприниматели, поддерживающие образовательные проекты. Например, Лев Жиденко, совладелец сети магазинов «Аврора», объявил о старте восстановления одного из кампусов Киево-Могилянской бизнес-школы, выпускником которой он является. Однако в масштабах страны таких инициатив пока недостаточно.

Как резюмируется в материале, Украина может пойти как американским путем – привлекая финансирование от бизнеса, – так и азиатским, где государство активно инвестирует в образование. Оба подхода возможны, но ключевой проблемой остается недостаточное количество предпринимателей, готовых вкладываться в долгосрочное развитие страны. Тем не менее, у крупнейших украинских IT-компаний уже есть достаточные ресурсы для инвестирования в собственные университеты – остается только вопрос их готовности сделать это.

Ранее мы писали о том, что Кабмин одобрил законопроект, согласно которому заведения профессионального образования в Украине получат финансовую автономию, будут иметь возможность управлять средствами и утверждать штатное росписание.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK